mk.tula.ru

mail@mk.tula.ru

тел.: (4872) 31-65-65, 21-14-80

Вторник 19 июня

Когда тебя понимают

Возврат к списку

06.04.2018 00:00

Автор: Тамара ГОЛОВИНА

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

Общество Когда тебя понимают



Знакомство с наставниками и их учениками в АО «Тулаточмаш» оказалось для автора этих строк не просто интересным. Я словно совершила путешествие в свое детство и снова окунулась в атмосферу 50–60-х годов прошлого века. В хорошем смысле окунулась.

В памяти всплыл наш уютный дом в тульском Чулково, в маленькой кухоньке которого мои дед и отец, вернувшиеся со своих смен на оборонных заводах, ведут за ужином неспешный обстоятельный разговор о… своих учениках. Дед был стахановцем, токарем высшей квалификации, отец — слесарем-лекальщиком шестого разряда (среди рабочих профессий, кто понимает, эта специальность считается королевской — микроны и даже их доли ловить вручную мало кому дано). Авторитет как у мастеров своего дела у них был большим, и им доверяли учить смену, на которую возлагались большие надежды.

Нередко в наш дом приходили родители со своими выросшими сыновьями, просили взять детей в ученики. Дед, Александр Иванович Морозов, чей отец имел грамоту «Потомственный тульский кустарь», цену мастерству знал. Претендентам на освоение ремесленных тонкостей устраивал серьезный экзамен, задавал вопросы и по ответам на них определял, есть ли у соискателя на высокую должность токаря желание учиться, способен ли он стать дисциплинированным, ответственным и умелым рабочим. Иначе не стоило на него силы и время тратить.

Тем же правилам следовал и мой отец, Александр Федорович Егоров, предъявлявший идущим в его специальность еще более жесткие оценочные критерии. Направляли к деду и отцу учеников и на их предприятиях. Неумех, разгильдяев они строго отсеивали, а тех, кто старался и преуспевал в деле, привечали. Особо талантливые были частыми гостями и в нашем доме, постепенно переходя в ранг коллег, партнеров и даже друзей.

Кухонные обсуждения процессов обучения, которым и я бывала нередким свидетелем, шли примерно по одной и той же схеме.

— Ну что твой новенький, еще смотрит или уже повторять пробует?

— Уже кое-что у него получается, настырный, не ловчит, не филонит…

— Ну, значит, будет толк…

А когда случались пробелы в периодах наставничества, не было учеников, отец и дед переживали, сетовали на молодежь, которой проще работать, положим, на конвейере, чем набираться требуемых навыков для освоения непростого ремесла. Представляю, как они бы восприняли, будь живы, ситуацию 90-х годов, когда высококвалифицированные кадры вымывались диким рынком и повсеместно закрывались ПТУ, а такие понятия, как наставничество, чувство локтя, мастерство, казалось, уходили в небытие. Потому что предприятиям, особенно ОПК, отказывали в перспективном развитии, а часто и того хуже — в сохранении производств и коллективов.

— К счастью, сейчас всё стало на свои места,— говорит генеральный директор АО «Тулаточмаш» В. Н. Филиппов.— Президент России огромное значение придает развитию системы наставничества и раннему проф — образованию, программу которого назвал в своем Послании Федеральному Собранию РФ «Билетом в будущее». Этой работе большое значение придаем и в нашем коллективе. Наставничество — одно из основных направлений многоплановой современной политики подготовки кадров на предприятии. А наставники — люди на заводе уважаемые и обладающие современными знаниями и умениями…

К тому же наставники АО «Тулаточмаш» следуют добрым традициям, проверенному временем опыту, сочетая их с современными тенденциями и требованиями в подготовке кадров нового уровня. Причем особое внимание уделяется правильному, вдумчивому подходу к людям.

Свой почерк

Говорит начальник механосборочного производства С. Е. Комраков:

— Производство наше молодое, коллектив, несмотря на то, что его костяк уже сформирован, пока находится в стадии становления. И тут особенно важно для решения ответственных задач верно выстроить кадровую политику. Мы активно сотрудничаем с отделом по персоналу и социальным вопросам нашего предприятия. Его сотрудники — своего рода фильтр, тестирующий устраивающихся на работу на возможность применения их способностей и умений в той или иной заводской сфере. Когда претенденты приходят к нам, я и мои заместители — В. А. Цибиков и И. Н. Монаенков — беседуем с людьми, ищем возможности совместить потребность на том или ином участке в кадрах с желаниями и навыками претендентов. И конечно, обращаемся за помощью к наставникам, опытным рабочим, инженерам, способным научить их нужному заводу делу. Среди лучших наставников могу назвать монтажницу И. А. Воронкову, слесаря механосборочных работ М. Г. Андреева, которого учил в свое время наставник с особым почерком в подготовке специалистов В. В. Щепакин. С ним советую познакомиться…

Владимиру Владимировичу 52 года, стаж работы в оборонке у него солидный. Слесарем механосборочных работ на «Точмаше» трудится с 2015 года, но уже успел обучить немало рабочих. А общий стаж наставничества — более 20 лет.

— В чем же ваш особый почерк? — спрашиваю у Владимира Владимировича Щепакина.

— Для меня главное — понять, какая поддержка и помощь нужны ученику. Найти к нему подход, поддержать его, объяснить доходчиво задачи, проследить, как новенький их решает, помочь исправить «косяки» и провести работу над ошибками. А в ответ жестко требую дисциплины как в выполнении трудового распорядка, так, и это главное,— в соблюдении технологических процессов. Подход и дисциплина — основа основ.

— А как определяете потенциал возможностей в постижении рабочей мудрости у учеников?

— Вначале они смотрят, как работают квалифицированные рабочие, в том числе и я. Знакомятся с технической документацией, учатся ее читать грамотно и понимать. А затем даю несложные задания, позволяющие оценить, насколько хорошо усвоенные азы теории координируются с моторикой рук, стараюсь понять, как идет усвоение практического материала, насколько способен и хочет совершенствоваться в постижении ремесла обучаемый.

— Бывает, что отсеиваете тех, кто не хочет или не может постичь науку?

— Не хочет — одно дело. Таких не держим. А что такое не может? Желание есть, значит, освоит. Подход найти к человеку нужно…

Тут-то я и вспомнила своих деда и отца. А Владимир Владимирович, словно услышав мои мысли, продолжил раскрывать секреты своего наставнического почерка, в котором традиции тесно переплетены с вызовами нового времени, требующими современных знаний в управлении сложным многооперационным оборудованием:

— Мой дед, Николай Иванович Щепакин, работал на Тульском оружейном заводе слесарем. Был наставником, гордился способными учениками. И отец, Владимир Николаевич, отработавший на «Туламашзаводе» токарем 45 лет, тоже оставил себе достойную смену. И я многими своими учениками доволен. Вкладываю в них не только собственный опыт рабочего ремесла, но и тот, который перенял у своих деда и отца. Они выше всего ставили дисциплину и трудолюбие. Эти качества воспитывают хороших специалистов, преданных делу, своему заводу. Мои ученики не стоят на месте, совершенствуются, повышают квалификацию, они хорошо вписываются в коллектив. Тем более проводимая на заводе работа с кадрами этому способствует.

— У вас есть дети? Они где и кем работают?

— Сын служит в полиции. Он, воспитанный в семье оружейников, хорошо знает, что такое дисциплина и ответственность. Недавно мне вручили Благодарственную грамоту за службу моего Андрея на Северном Кавказе. Понимаю, насколько сложна и ответственна эта служба, и очень горжусь сыном! …

Владимиру Владимировичу есть много чем гордиться. Это подтверждают его ученики. А. А. Захаров на заводе пока всего один год, до этого 36-летний рабочий проходил трудовые университеты на предприятиях Тульской области. АО «Тулаточмаш» от них, по мнению Захарова, отличается, как космический корабль новейшего поколения от фанерного самолета начала прошлого века. Это передовое, технически переоснащенное под выполнение серьезных современных задач, интенсивно развивающееся предприятие. Поэтому, увидев грандиозную разницу между прежними местами работы и нынешним, Анатолий Анатольевич Захаров вначале растерялся, чувствовал себя неуверенно. Но это состояние постарались нивелировать внимательным подходом к потенциальному работнику в отделе по подбору персонала, а окончательно помог адаптироваться в коллективе и найти себя в деле наставник В. Щепакин. Терпеливо и настойчиво вел он его в новую специальность слесаря-монтажника. За науку Захаров ему очень благодарен, хотя отдает должное справедливой жесткости Владимира Владимировича. И не только он. Например, обучение П. В. Алексеева точно легким не назовешь.

— А всё потому,— объясняет Щепакин,— что, хотя ученику уже 33 года стукнуло, он серьезной работой до прихода на завод не занимался, профессии, способной прокормить семью, не имел. Что такое дисциплина в должном понимании этого слова, не знал. То в одном магазине подработает, то в другом. Пришлось проявить строгость в выстраивании отношений и между нами, наставником и учеником, но прежде всего — к процессу обучения, делу. И так как Павел Алексеев хотел работать на заводе, который ему нравится своей технической и производственной продвинутостью, стремился вписаться в коллектив механосборочного производства, одного из самых современных по оснащению оборудованием и уровню решаемых задач, он сделал над собой усилие. Теперь с дисциплиной порядок, а значит, и дело идет…

— Мне хотелось стабильности, получить востребованную специальность, иметь возможность зарабатывать и повышать квалификацию,— поясняет Павел Владимирович Алексеев.— И всё это завод мне дает с помощью сотрудников отдела по персоналу, руководства нашего предприятия, производства. Но в первую очередь я благодарен моему наставнику. Владимир Владимирович, несмотря на то, что после четырех месяцев обучения я уже работаю самостоятельно слесарем-сборщиком и мне присвоен второй квалификационный разряд, поддерживает и настраивает меня на переход к более ответственной работе. Готовлюсь повысить рабочий разряд. Для этого нужно успешно сдать экзамен специальной комиссии.

Такие же задачи В. Щепакин ставит и перед А. Захаровым. Но, оказывается, даже уже состоявшимся в деле бывшим ученикам наставника с особым почерком предстоит доказывать свою профессиональную состоятельность строгому жюри по утвержденному в АО «Тулаточмаш» регламенту. Во главе угла стоят задачи по повышению качества выпускаемой продукции, ее конкурентоспособности. А это значит, что кадры должны соответствовать высокому уровню подготовки. Спрос строгий.

Зарабатывать, а не получать

— Знаете, кто сразу вызывает недоверие и кому чаще всего отказываем в обучении и приеме на работу? — чуть ли не хором задают вопрос корреспонденту заместители начальника механосборочного производства В. Цибиков и И. Монаенков.

— Бездарям?

— Это еще определить надо. К тому же, если человек, положим, не очень справляется с работой, требующей высокой квалификации или определенного профиля, ему находим дело попроще или по душе. Нет, не место на заводе, где нужно как должно трудиться и стремиться к самосовершенствованию в работе, тем, кто с порога спрашивает, сколько он будет получать. Таким объясняем, что они ошиблись адресом, у нас следует за-ра-ба-ты-ва-ть Производство ответственное, новое, спрос с коллектива, несмотря на то, что он еще по некоторым позициям в процессе формирования, большой. Грамотный, в чем-то тестовый подход к кадрам позволяет создавать команду, настроенную на решение важных для завода задач. И текучесть кадров у нас низкая. Институт наставничества играет в этом плане одну из главных ролей, поскольку вопросы адаптации новых членов коллектива отвечают и технологическим, и квалификационным требованиям.

О том, как ведется в АО «Тулаточмаш» работа по подготовке рабочих нужных специальностей и по повышению квалификационного уровня специалистов других профилей, говорит начальник отдела по персоналу и социальным вопросам Н. Ю. Живейнова:

— Не секрет, что в новейшей России одна из острейших проблем — дефицит высококвалифицированных специалистов во многих экономических, производственных и социальных сферах. Сказались серьезные просчеты конца прошлого и начала этого века. Ждать, когда восстановится рынок трудовых ресурсов за счет проводимых сегодня на государственном уровне мероприятий, мы не можем, обязаны решать поставленные перед предприятием задачи в срочной и среднесрочной перспективе. Поэтому работу ведем по нескольким направлениям. В их числе — Дни открытых дверей с приглашением наших работников с детьми, выездные уроки в школах с рассказами о предприятии, тесное сотрудничество с колледжами и вузами — ТулГУ и престижными техническими московскими… Инженеры повышают квалификацию в учебном центре АО «КБП», рабочие — в учебном центре АО «АК „Туламашзавод“ и по обучающим программам других предприятий и вузов. Это позволяет совершить рывок в профессиональном росте.

Но в связи с расширением производств и организацией новых заводу требуется постоянное пополнение специалистами современного уровня,— продолжает Наталия Юрьевна.— И тут без наставничества не обойтись. Именно налаженность этой системы позволяет нам эффективно решать вопросы подбора и подготовки кадров в условиях общего дефицита на рынке рабочих профессий. Статистика говорит, что спрос на специалистов основных рабочих профессий — токарей, фрезеровщиков, операторов станков с ЧПУ, монтажниц радиоэлектронной аппаратуры, слесарей механосборочных работ и т. д.— в пять раз (!) превышает предложение. Всё это вместе взятое подтолкнуло нас к развитию института наставничества с учетом традиций и новых требований времени. Результат оправдывает средства. 80 опытных наставников занимаются обучением специалистов по наиболее востребованным направлениям. В 2017 году они подготовили 280 рабочих, вписавшихся в заводской коллектив. И эта работа продолжается и совершенствуется…

То, что система наставничества отлажена на «Тулаточмаше» как должно, видно невооруженным взглядом. Люди приходят на завод, приобретают с помощью наставников специальность и врастают в коллектив. За работу здесь держатся, и это говорит о многом, если не обо всем.

— Предприятие очень перспективное, развитие по многим направлениям идет семимильными шагами,— говорит начальник сборочного отделения механосборочного производства В. Э. Езиков.— Я здесь три года, до этого работал на патронном заводе, то есть производственник опытный. И говорю ответственно, что подходы на «Тулаточмаше» не только к масштабному техническому переоснащению — это требование времени,— но прежде всего к людям, их настрою на решение актуальных задач — новаторские. Это относится и к методам формирования института наставничества. В каждом подразделении при подборе учителей исходят из потребности в специалистах нужных направлений. В наставники стараемся выбирать людей не только знающих, грамотных, обладающих хорошими практическими навыками, но еще и психологически комфортных для учеников (как в космической команде), терпеливых и одновременно требовательных и строгих. Иногда ведь, если обучающиеся не понимают очевидного, и «приложить» словесно бывает не лишним. Задачи перед наставниками стоят непростые. Но пример уже знакомого вам Владимира Щепакина говорит о том, что они выполнимы. На четырех участках в моем подразделении, например, работают четыре наставника. Но их, в зависимости от задач, может быть и больше. Мы им в подготовке специалистов нужного уровня доверяем…

Шагнули за полвека и стали моложе

А вот инструментальное производство, которое, в отличие от нового механосборочного, перешагнуло полувековой юбилей, в вопросах наставничества делает главную ставку на сохранение традиций. Инструментальщики всегда и везде считаются одними из самых профессиональных специалистов, поскольку им доверено изготовление средств производства. Куда на заводе без режущего, мерительного инструмента и оснастки — штампов, пресс-форм и т. д. ? Тонкая работа, чувствительная для ума и умелых рук.

О. Н. Журавлев, начальник инструментального производства, прекрасно понимает высокую ответственность вверенного ему коллектива перед другими основными производствами, успешная работа которых во многом зависит от качества инструмента. Без него, как в утесовской песне, и ни туда, и ни сюда. Тем более если этот инструмент современного уровня и его изготовление идет по новым технологиям и требует особых знаний и мастерства.

— С наставников спрос большой. Так повелось, не только здесь — везде, что инструментальщики обычно люди возрастные. Работа кропотливая, доводок, то есть ручного тщательного труда, много, да и оборудование в управлении непростое — в основном универсальные станки, требующие умелого подхода. У нас, например, есть даже такие работники-ветераны, возраст которых перевалил за 80 лет. Вот Александру Алексеевичу Денисову, к примеру, уже 85 стукнуло, а он до сих пор на токарном станке детали точит высокой степени сложности. Мало того, производственники высоко ценят уровень его квалификации, Денисов способен вручную довести обработку резьбовых колец до должного по допускам уровня. До недавнего времени он еще и наставничал, но сейчас эту эстафету приняли другие. Тоже достойные большого уважения специалисты…

Владимир Михайлович Савищев работает на «Тулаточмаше» с 1980 года. Специальность у него редкая — электроэрозионист, без его станка, кстати, теперь уже принципиально нового не только по дате изготовления и установки, но и по функциональным возможностям и системе управления, нельзя изготовить детали к пресс-формам, штампам, калибрам… С помощью электрода прожигаются заложенные техпроцессом контуры в металле. Осваивал Савищев эту специальность во многом самостоятельно, книги нужные читал, а еще советовался с отцом Михаилом Борисовичем, благо тот рядом работал — слесарем-инструментальщиком.

Вот и Владимир Михайлович теперь уже от своего сына Игоря Владимировича секретов не держит. Младший Савищев два года как работает рядом со своим отцом и наставником в одном лице. Решил заняться настоящим делом после того, как, по его словам, «намыкался по шарашкиным конторам». Освоил на заводе оптико-шлифовальный станок, а теперь покоряет смежную профессию — электроэрозионное оборудование. Наставник, он же — отец, у него хороший, сыном, его рабочей хваткой доволен.

В. Савищев помнит каждого из 11 своих учеников, всех считает удачными и состоявшимися специалистами.

— Много часов им посвящено. Рассказам, показам, отработке техники управления станками, обучению читать чертежи, установке рабочих режимов на станке, тонкостям настройки приспособлений при установке деталей… Всё это — большая наука, опыт в постижении которой я и передаю…

Ученик Савищева Д. Е. Майоров процессом обучения доволен. После окончания техникума имени С. И. Мосина он учился в институте, служил в армии… Теперь хочет продолжить учебу без отрыва от производства. В отделе по персоналу порекомендовали парню с незаконченным высшим освоить с помощью наставника новый станок с ЧПУ.

— Впечатление хорошее,— говорит Д. Майоров.— Наставник очень опытный, знающий, коллектив устоявшийся, дружный, специалисты в нем высококвалифицированные. Меня по-доброму приняли, полгода учили. А сейчас я уже сам специалист, освоил два новых станка — копировально-прошивной и проволочно-вырезной. Профили работы разные, но мне интересно и хочется овладеть еще и другими специальностями…

Всего в цехе — так свое производство здесь по старинке называют — работают 79 человек. Но! Возраст двадцати работников меньше 30 лет, и это небывалая тенденция для инструментального производства. Оно заметно молодеет. Кстати, молодеет и состав наставников, профессиональный уровень которых позволяет готовить новые кадры. С. В. Чернов учит молодежь на круглошлифовальном станке изготавливать мерительный инструмент, С. Колосков передает опыт токарного мастерства, а С. Паринова подготовила несколько специалистов по резьбошлифовке.

А бисером вышивать умеете?

Да, да, именно такой вопрос вам могут задать, если вы захотите работать монтажницей или монтажником радиоэлектронной аппаратуры, специалистом, способным выполнять работу с ювелирной тщательностью. Мне, признаюсь, с подобной ни за что не справиться и науку пайки тончайших проволочек и мельчайших элементов, выложенных на плате в фантастические замысловатые узоры, ни за что не постичь. Это какое точное зрение и моторику пальцев надо иметь, чтобы «бисерную» работу делать!

А вот начальник сборочного производства А. Е. Рылеев считает, что я кокетничаю. Такие наставники, как заместитель начальника сборочного производства Г. В. Макеева в ходе теоретических занятий, и М. Н. Чернова, уникальный мастер своего дела, во время отработки практических навыков из кого угодно специалистов вырастят. Конечно, молодежь учится быстрее, но ничего невозможного нет.

— Наше производство по сути дела одного возраста с АО «Тулаточмаш», то есть ему этой осенью исполнится 53 года. Но оно кардинально обновляется в соответствии с запросами времени и задачами, стоящими перед заводом,— говорит Андрей Евгеньевич.— Потребовалось серьезное расширение производства и, ясное дело, значительное увеличение числа работающих. На сотни. Что делать? Искать людей и учить. Очень слаженно мы сработали с отделом по персоналу. После отборочного сита собеседований специалистов отдела с новыми людьми мы их рассматриваем уже через свой «микроскоп» требований. И несмотря на то, что людей требуется немало, к отбору подходим тщательно. Нам важно, чтобы усилия по обучению не ушли в паровозный гудок, чтобы люди закрепились на заводе и вошли в коллектив… Собственно говоря, для таких целей нужны наставники, умеющие найти добрый и одновременно деловой подход к ученикам, расположить, помочь, поддержать…

Этими качествами сполна обладает обаятельная, рассудительная Маргарита Николаевна Чернова, одна из самых опытных наставников, ее трудовой стаж на заводе 12 лет. А профессию монтажницы освоила 5 лет назад, помнит, как постигала премудрости паяльного «ткачества».

— Пришла ученицей к Н. А. Басовой,— говорит М. Чернова.— Она и сейчас наставник, очень знающий и опытный. Профессия монтажницы хлебная, поэтому я ее и освоила, когда нужно было материально поддержать семью. Помощь наставника была очень кстати. Советы, исправление ошибок в постановке рук, наука чтения чертежей с такой поддержкой давались легко. И я, следуя методике своего учителя, работаю с учениками. Я люблю свое дело: когда собираю плату, представляю, что строю микроскопический город, мне интересно, каким он будет в конечном итоге. Это как вышивать, шить — любопытно, что же получится в результате. Считаю, это самое главное в наставнике — любить свое дело. Только тогда можно поделиться любовью с другим, заразить его своим интересом. А еще наставник и ученик должны быть на одной волне, учиться понимать друг друга. Вот тогда работа — это счастье и всегда интересна, а значит, и делаешь ее качественно…

Прямо как в сочинении о счастье из пяти слов в фильме «Доживем до понедельника»: «Счастье — это когда тебя понимают». А ведь именно этот постулат лежит в основе кадровой политики АО «Тулаточмаш», в принципах общения руководства предприятия и его подразделений с коллективами, в контактах коллег, настроенных на достижение заданных заводу целей. Если работа — второй дом, то это и правда — счастье.

Собственно, об этом корреспондентам говорили многие на заводе, в их числе — подопечные М. Черновой, которая обучила уже 40 человек. Двух из них, нынешних, она выделяет особенно. Юлии Игнатовой легко, словно шутя, дается решение любой, даже очень сложной теоретической задачи. А Юлии Сорокиной подвластна уникальная техничность в работе — ее пайка, словно идеальные машинные строчки… Бисерное искусство!

Наставников на предприятии ценят и уважают. Здесь вообще придерживаются практики поощрять за хорошую работу и приверженность заводу. А поэтому есть желание учить и учиться, расти интеллектуально и развивать мастерство, служить родному предприятию и Родине.


Оставьте комментарий:

Ваше имя Ваш комментарий Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Наши партнеры
Реклама