Когда тебя понимают
06 апреля 2018 00:00
Автор: Тамара ГОЛОВИНА
Фото: Александра КОЛЕСНИКА
Знакомство с наставниками и их учениками в АО «Тулаточмаш» оказалось для автора этих строк не просто интересным. Я словно совершила путешествие в свое детство и снова окунулась в атмосферу
В памяти всплыл наш уютный дом в тульском Чулково, в маленькой кухоньке которого мои дед и отец, вернувшиеся со своих смен на оборонных заводах, ведут за ужином неспешный обстоятельный разговор о… своих учениках. Дед был стахановцем, токарем высшей квалификации, отец —
Нередко в наш дом приходили родители со своими выросшими сыновьями, просили взять детей в ученики. Дед, Александр Иванович Морозов, чей отец имел грамоту «Потомственный тульский кустарь», цену мастерству знал. Претендентам на освоение ремесленных тонкостей устраивал серьезный экзамен, задавал вопросы и по ответам на них определял, есть ли у соискателя на высокую должность токаря желание учиться, способен ли он стать дисциплинированным, ответственным и умелым рабочим. Иначе не стоило на него силы и время тратить.
Тем же правилам следовал и мой отец, Александр Федорович Егоров, предъявлявший идущим в его специальность еще более жесткие оценочные критерии. Направляли к деду и отцу учеников и на их предприятиях. Неумех, разгильдяев они строго отсеивали, а тех, кто старался и преуспевал в деле, привечали. Особо талантливые были частыми гостями и в нашем доме, постепенно переходя в ранг коллег, партнеров и даже друзей.
Кухонные обсуждения процессов обучения, которым и я бывала нередким свидетелем, шли примерно по одной и той же схеме.
— Ну что твой новенький, еще смотрит или уже повторять пробует?
— Уже
— Ну, значит, будет толк…
А когда случались пробелы в периодах наставничества, не было учеников, отец и дед переживали, сетовали на молодежь, которой проще работать, положим, на конвейере, чем набираться требуемых навыков для освоения непростого ремесла. Представляю, как они бы восприняли, будь живы, ситуацию
— К счастью, сейчас всё стало на свои места,— говорит генеральный директор АО «Тулаточмаш» В. Н. Филиппов.— Президент России огромное значение придает развитию системы наставничества и раннему проф — образованию, программу которого назвал в своем Послании Федеральному Собранию РФ «Билетом в будущее». Этой работе большое значение придаем и в нашем коллективе. Наставничество — одно из основных направлений многоплановой современной политики подготовки кадров на предприятии. А наставники — люди на заводе уважаемые и обладающие современными знаниями и умениями…
К тому же наставники АО «Тулаточмаш» следуют добрым традициям, проверенному временем опыту, сочетая их с современными тенденциями и требованиями в подготовке кадров нового уровня. Причем особое внимание уделяется правильному, вдумчивому подходу к людям.
Свой почерк
Говорит начальник механосборочного производства С. Е. Комраков:
— Производство наше молодое, коллектив, несмотря на то, что его костяк уже сформирован, пока находится в стадии становления. И тут особенно важно для решения ответственных задач верно выстроить кадровую политику. Мы активно сотрудничаем с отделом по персоналу и социальным вопросам нашего предприятия. Его сотрудники — своего рода фильтр, тестирующий устраивающихся на работу на возможность применения их способностей и умений в той или иной заводской сфере. Когда претенденты приходят к нам, я и мои заместители — В. А. Цибиков и И. Н. Монаенков — беседуем с людьми, ищем возможности совместить потребность на том или ином участке в кадрах с желаниями и навыками претендентов. И конечно, обращаемся за помощью к наставникам, опытным рабочим, инженерам, способным научить их нужному заводу делу. Среди лучших наставников могу назвать монтажницу И. А. Воронкову, слесаря механосборочных работ М. Г. Андреева, которого учил в свое время наставник с особым почерком в подготовке специалистов В. В. Щепакин. С ним советую познакомиться…
Владимиру Владимировичу 52 года, стаж работы в оборонке у него солидный. Слесарем механосборочных работ на «Точмаше» трудится с 2015 года, но уже успел обучить немало рабочих. А общий стаж наставничества — более 20 лет.
— В чем же ваш особый почерк? — спрашиваю у Владимира Владимировича Щепакина.
— Для меня главное — понять, какая поддержка и помощь нужны ученику. Найти к нему подход, поддержать его, объяснить доходчиво задачи, проследить, как новенький их решает, помочь исправить «косяки» и провести работу над ошибками. А в ответ жестко требую дисциплины как в выполнении трудового распорядка, так, и это главное,— в соблюдении технологических процессов. Подход и дисциплина — основа основ.
— А как определяете потенциал возможностей в постижении рабочей мудрости у учеников?
— Вначале они смотрят, как работают квалифицированные рабочие, в том числе и я. Знакомятся с технической документацией, учатся ее читать грамотно и понимать. А затем даю несложные задания, позволяющие оценить, насколько хорошо усвоенные азы теории координируются с моторикой рук, стараюсь понять, как идет усвоение практического материала, насколько способен и хочет совершенствоваться в постижении ремесла обучаемый.
— Бывает, что отсеиваете тех, кто не хочет или не может постичь науку?
— Не хочет — одно дело. Таких не держим. А что такое не может? Желание есть, значит, освоит. Подход найти к человеку нужно…
— Мой дед, Николай Иванович Щепакин, работал на Тульском оружейном заводе слесарем. Был наставником, гордился способными учениками. И отец, Владимир Николаевич, отработавший на «Туламашзаводе» токарем 45 лет, тоже оставил себе достойную смену. И я многими своими учениками доволен. Вкладываю в них не только собственный опыт рабочего ремесла, но и тот, который перенял у своих деда и отца. Они выше всего ставили дисциплину и трудолюбие. Эти качества воспитывают хороших специалистов, преданных делу, своему заводу. Мои ученики не стоят на месте, совершенствуются, повышают квалификацию, они хорошо вписываются в коллектив. Тем более проводимая на заводе работа с кадрами этому способствует.
— У вас есть дети? Они где и кем работают?
— Сын служит в полиции. Он, воспитанный в семье оружейников, хорошо знает, что такое дисциплина и ответственность. Недавно мне вручили Благодарственную грамоту за службу моего Андрея на Северном Кавказе. Понимаю, насколько сложна и ответственна эта служба, и очень горжусь сыном! …
Владимиру Владимировичу есть много чем гордиться. Это подтверждают его ученики. А. А. Захаров на заводе пока всего один год, до этого
— А всё потому,— объясняет Щепакин,— что, хотя ученику уже 33 года стукнуло, он серьезной работой до прихода на завод не занимался, профессии, способной прокормить семью, не имел. Что такое дисциплина в должном понимании этого слова, не знал. То в одном магазине подработает, то в другом. Пришлось проявить строгость в выстраивании отношений и между нами, наставником и учеником, но прежде всего — к процессу обучения, делу. И так как Павел Алексеев хотел работать на заводе, который ему нравится своей технической и производственной продвинутостью, стремился вписаться в коллектив механосборочного производства, одного из самых современных по оснащению оборудованием и уровню решаемых задач, он сделал над собой усилие. Теперь с дисциплиной порядок, а значит, и дело идет…
— Мне хотелось стабильности, получить востребованную специальность, иметь возможность зарабатывать и повышать квалификацию,— поясняет Павел Владимирович Алексеев.— И всё это завод мне дает с помощью сотрудников отдела по персоналу, руководства нашего предприятия, производства. Но в первую очередь я благодарен моему наставнику. Владимир Владимирович, несмотря на то, что после четырех месяцев обучения я уже работаю самостоятельно
Такие же задачи В. Щепакин ставит и перед А. Захаровым. Но, оказывается, даже уже состоявшимся в деле бывшим ученикам наставника с особым почерком предстоит доказывать свою профессиональную состоятельность строгому жюри по утвержденному в АО «Тулаточмаш» регламенту. Во главе угла стоят задачи по повышению качества выпускаемой продукции, ее конкурентоспособности. А это значит, что кадры должны соответствовать высокому уровню подготовки. Спрос строгий.
Зарабатывать, а не получать
— Знаете, кто сразу вызывает недоверие и кому чаще всего отказываем в обучении и приеме на работу? — чуть ли не хором задают вопрос корреспонденту заместители начальника механосборочного производства В. Цибиков и И. Монаенков.
— Бездарям?
— Это еще определить надо. К тому же, если человек, положим, не очень справляется с работой, требующей высокой квалификации или определенного профиля, ему находим дело попроще или по душе. Нет, не место на заводе, где нужно как должно трудиться и стремиться к самосовершенствованию в работе, тем, кто с порога спрашивает, сколько он будет получать. Таким объясняем, что они ошиблись адресом, у нас следует
О том, как ведется в АО «Тулаточмаш» работа по подготовке рабочих нужных специальностей и по повышению квалификационного уровня специалистов других профилей, говорит начальник отдела по персоналу и социальным вопросам Н. Ю. Живейнова:
— Не секрет, что в новейшей России одна из острейших проблем — дефицит высококвалифицированных специалистов во многих экономических, производственных и социальных сферах. Сказались серьезные просчеты конца прошлого и начала этого века. Ждать, когда восстановится рынок трудовых ресурсов за счет проводимых сегодня на государственном уровне мероприятий, мы не можем, обязаны решать поставленные перед предприятием задачи в срочной и среднесрочной перспективе. Поэтому работу ведем по нескольким направлениям. В их числе — Дни открытых дверей с приглашением наших работников с детьми, выездные уроки в школах с рассказами о предприятии, тесное сотрудничество с колледжами и вузами — ТулГУ и престижными техническими московскими… Инженеры повышают квалификацию в учебном центре АО «КБП», рабочие — в учебном центре АО «АК „Туламашзавод“ и по обучающим программам других предприятий и вузов. Это позволяет совершить рывок в профессиональном росте.
Но в связи с расширением производств и организацией новых заводу требуется постоянное пополнение специалистами современного уровня,— продолжает Наталия Юрьевна.— И тут без наставничества не обойтись. Именно налаженность этой системы позволяет нам эффективно решать вопросы подбора и подготовки кадров в условиях общего дефицита на рынке рабочих профессий. Статистика говорит, что спрос на специалистов основных рабочих профессий — токарей, фрезеровщиков, операторов станков с ЧПУ, монтажниц радиоэлектронной аппаратуры, слесарей механосборочных работ и т. д.— в пять раз (!) превышает предложение. Всё это вместе взятое подтолкнуло нас к развитию института наставничества с учетом традиций и новых требований времени. Результат оправдывает средства. 80 опытных наставников занимаются обучением специалистов по наиболее востребованным направлениям. В 2017 году они подготовили 280 рабочих, вписавшихся в заводской коллектив. И эта работа продолжается и совершенствуется…
То, что система наставничества отлажена на «Тулаточмаше» как должно, видно невооруженным взглядом. Люди приходят на завод, приобретают с помощью наставников специальность и врастают в коллектив. За работу здесь держатся, и это говорит о многом, если не обо всем.
— Предприятие очень перспективное, развитие по многим направлениям идет семимильными шагами,— говорит начальник сборочного отделения механосборочного производства В. Э. Езиков.— Я здесь три года, до этого работал на патронном заводе, то есть производственник опытный. И говорю ответственно, что подходы на «Тулаточмаше» не только к масштабному техническому переоснащению — это требование времени,— но прежде всего к людям, их настрою на решение актуальных задач — новаторские. Это относится и к методам формирования института наставничества. В каждом подразделении при подборе учителей исходят из потребности в специалистах нужных направлений. В наставники стараемся выбирать людей не только знающих, грамотных, обладающих хорошими практическими навыками, но еще и психологически комфортных для учеников (как в космической команде), терпеливых и одновременно требовательных и строгих. Иногда ведь, если обучающиеся не понимают очевидного, и «приложить» словесно бывает не лишним. Задачи перед наставниками стоят непростые. Но пример уже знакомого вам Владимира Щепакина говорит о том, что они выполнимы. На четырех участках в моем подразделении, например, работают четыре наставника. Но их, в зависимости от задач, может быть и больше. Мы им в подготовке специалистов нужного уровня доверяем…
Шагнули за полвека и стали моложе
А вот инструментальное производство, которое, в отличие от нового механосборочного, перешагнуло полувековой юбилей, в вопросах наставничества делает главную ставку на сохранение традиций. Инструментальщики всегда и везде считаются одними из самых профессиональных специалистов, поскольку им доверено изготовление средств производства. Куда на заводе без режущего, мерительного инструмента и оснастки — штампов,
О. Н. Журавлев, начальник инструментального производства, прекрасно понимает высокую ответственность вверенного ему коллектива перед другими основными производствами, успешная работа которых во многом зависит от качества инструмента. Без него, как в утесовской песне, и ни туда, и ни сюда. Тем более если этот инструмент современного уровня и его изготовление идет по новым технологиям и требует особых знаний и мастерства.
— С наставников спрос большой. Так повелось, не только здесь — везде, что инструментальщики обычно люди возрастные. Работа кропотливая, доводок, то есть ручного тщательного труда, много, да и оборудование в управлении непростое — в основном универсальные станки, требующие умелого подхода. У нас, например, есть даже такие
Владимир Михайлович Савищев работает на «Тулаточмаше» с 1980 года. Специальность у него редкая — электроэрозионист, без его станка, кстати, теперь уже принципиально нового не только по дате изготовления и установки, но и по функциональным возможностям и системе управления, нельзя изготовить детали к
Вот и Владимир Михайлович теперь уже от своего сына Игоря Владимировича секретов не держит. Младший Савищев два года как работает рядом со своим отцом и наставником в одном лице. Решил заняться настоящим делом после того, как, по его словам, «намыкался по шарашкиным конторам». Освоил на заводе
В. Савищев помнит каждого из 11 своих учеников, всех считает удачными и состоявшимися специалистами.
— Много часов им посвящено. Рассказам, показам, отработке техники управления станками, обучению читать чертежи, установке рабочих режимов на станке, тонкостям настройки приспособлений при установке деталей… Всё это — большая наука, опыт в постижении которой я и передаю…
Ученик Савищева Д. Е. Майоров процессом обучения доволен. После окончания техникума имени С. И. Мосина он учился в институте, служил в армии… Теперь хочет продолжить учебу без отрыва от производства. В отделе по персоналу порекомендовали парню с незаконченным высшим освоить с помощью наставника новый станок с ЧПУ.
— Впечатление хорошее,— говорит Д. Майоров.— Наставник очень опытный, знающий, коллектив устоявшийся, дружный, специалисты в нем высококвалифицированные. Меня
Всего в цехе — так свое производство здесь по старинке называют — работают 79 человек. Но! Возраст двадцати работников меньше 30 лет, и это небывалая тенденция для инструментального производства. Оно заметно молодеет. Кстати, молодеет и состав наставников, профессиональный уровень которых позволяет готовить новые кадры. С. В. Чернов учит молодежь на круглошлифовальном станке изготавливать мерительный инструмент, С. Колосков передает опыт токарного мастерства, а С. Паринова подготовила несколько специалистов по резьбошлифовке.
А бисером вышивать умеете?
Да, да, именно такой вопрос вам могут задать, если вы захотите работать монтажницей или монтажником радиоэлектронной аппаратуры, специалистом, способным выполнять работу с ювелирной тщательностью. Мне, признаюсь, с подобной ни за что не справиться и науку пайки тончайших проволочек и мельчайших элементов, выложенных на плате в фантастические замысловатые узоры, ни за что не постичь. Это какое точное зрение и моторику пальцев надо иметь, чтобы «бисерную» работу делать!
А вот начальник сборочного производства А. Е. Рылеев считает, что я кокетничаю. Такие наставники, как заместитель начальника сборочного производства Г. В. Макеева в ходе теоретических занятий, и М. Н. Чернова, уникальный мастер своего дела, во время отработки практических навыков из кого угодно специалистов вырастят. Конечно, молодежь учится быстрее, но ничего невозможного нет.
— Наше производство по сути дела одного возраста с АО «Тулаточмаш», то есть ему этой осенью исполнится 53 года. Но оно кардинально обновляется в соответствии с запросами времени и задачами, стоящими перед заводом,— говорит Андрей Евгеньевич.— Потребовалось серьезное расширение производства и, ясное дело, значительное увеличение числа работающих. На сотни. Что делать? Искать людей и учить. Очень слаженно мы сработали с отделом по персоналу. После отборочного сита собеседований специалистов отдела с новыми людьми мы их рассматриваем уже через свой «микроскоп» требований. И несмотря на то, что людей требуется немало, к отбору подходим тщательно. Нам важно, чтобы усилия по обучению не ушли в паровозный гудок, чтобы люди закрепились на заводе и вошли в коллектив… Собственно говоря, для таких целей нужны наставники, умеющие найти добрый и одновременно деловой подход к ученикам, расположить, помочь, поддержать…
Этими качествами сполна обладает обаятельная, рассудительная Маргарита Николаевна Чернова, одна из самых опытных наставников, ее трудовой стаж на заводе 12 лет. А профессию монтажницы освоила 5 лет назад, помнит, как постигала премудрости паяльного «ткачества».
— Пришла ученицей к Н. А. Басовой,— говорит М. Чернова.— Она и сейчас наставник, очень знающий и опытный. Профессия монтажницы хлебная, поэтому я ее и освоила, когда нужно было материально поддержать семью. Помощь наставника была очень кстати. Советы, исправление ошибок в постановке рук, наука чтения чертежей с такой поддержкой давались легко. И я, следуя методике своего учителя, работаю с учениками. Я люблю свое дело: когда собираю плату, представляю, что строю микроскопический город, мне интересно, каким он будет в конечном итоге. Это как вышивать, шить — любопытно, что же получится в результате. Считаю, это самое главное в наставнике — любить свое дело. Только тогда можно поделиться любовью с другим, заразить его своим интересом. А еще наставник и ученик должны быть на одной волне, учиться понимать друг друга. Вот тогда работа — это счастье и всегда интересна, а значит, и делаешь ее качественно…
Прямо как в сочинении о счастье из пяти слов в фильме «Доживем до понедельника»: «Счастье — это когда тебя понимают». А ведь именно этот постулат лежит в основе кадровой политики АО «Тулаточмаш», в принципах общения руководства предприятия и его подразделений с коллективами, в контактах коллег, настроенных на достижение заданных заводу целей. Если работа — второй дом, то это и правда — счастье.
Собственно, об этом корреспондентам говорили многие на заводе, в их числе — подопечные М. Черновой, которая обучила уже 40 человек. Двух из них, нынешних, она выделяет особенно. Юлии Игнатовой легко, словно шутя, дается решение любой, даже очень сложной теоретической задачи. А Юлии Сорокиной подвластна уникальная техничность в работе — ее пайка, словно идеальные машинные строчки… Бисерное искусство!
Наставников на предприятии ценят и уважают. Здесь вообще придерживаются практики поощрять за хорошую работу и приверженность заводу. А поэтому есть желание учить и учиться, расти интеллектуально и развивать мастерство, служить родному предприятию и Родине.