ЕГЭ: за и против

Назад

06 апреля 2018 00:00

 0
Наука/Образование

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Единый государственный экзамен как обязательная для всех регионов система аттестации выпускников существует в России с 2009 года. Тем не менее, в обществе до сих пор звучат протесты против ЕГЭ как фактора, влияющего на всю систему образования.

Несколько дней назад, выступая на Московском экономическом форуме, президент Российской академии наук Александр Сергеев призвал отказаться от единого государственного экзамена и изменить траекторию образования, чтобы сделать карьеру ученого привлекательной.

— Мы должны очень внимательно посмотреть на проблему утечки интеллекта из страны. Мы почему-то боимся утечки долларов, считаем каждый месяц — сколько туда, сколько сюда. Почему-то никто не считает, как у нас интеллект из страны утекает,— цитирует президента РАН РБК.— У нас престиж ученых очень невысок. И вообще говоря, это начинается со школы. И мы обязательно должны в этой начальной траектории внести существенные изменения. Я считаю, что мы должны отказаться от ЕГЭ…

Также законопроект об отмене ЕГЭ в середине марта внесли в Госдуму депутаты фракции ЛДПР. В пояснительной записке к документу говорится, что ЕГЭ не обеспечивает «эффективную и беспристрастную проверку знаний выпускников», а его проведение требует «значительных расходов» госбюджета. Авторы законопроекта отмечают также, что ежегодно при сдаче ЕГЭ выявляется «большое количество злоупотреблений».

В Минобрнауки с предложениями депутатов об отмене ЕГЭ не согласны. Единый госэкзамен позволяет россиянам поступать в вузы «на равных условиях вне зависимости от места проживания», а также обеспечивает «прозрачную и объективную систему итоговой аттестации учащихся», заявили РБК в ведомстве. В министерстве отметили, что, согласно результатам опроса ВЦИОМ от 6 марта, более 60% опрошенных россиян считают, что нынешняя процедура сдачи единого госэкзамена позволяет избежать различного рода нарушений.

Объективность, прозрачность и равные возможности — традиционные аргументы защитников ЕГЭ. Образование из системы обучения превратилось в систему натаскивания на решение тестов, это отупляет нацию, к тому же родители вынуждены тратиться на репетиторов — это аргументы противников.

Так отменять или не отменять?

Елена Белянкова, преподаватель методики обучения праву в ТГПУ им. Л. Н. Толстого, учитель обществознания в 10–11-х классах:

— Я преподаю в школе с 2002 года, так что процесс введения ЕГЭ наблюдала с самого начала. Нет, предубеждения у меня и тогда не было, хотя в первые годы система казалась несовершенной. Да и сегодня у нее, конечно, есть недостатки. Но что могу сказать точно: благодаря ЕГЭ у современных молодых людей больше шансов поступить в вуз, чем в наше время. КИМы по обществознанию всё это время совершенствовались, сегодня они по содержанию полностью соответствуют программе и ФГОСам, есть задания разной степени сложности. Важно то, что тестовая часть в них сведена к минимуму и присутствуют задания, связанные с реальной жизнью,— это значит, что выпускнику необходимо привести примеры из своего социального опыта. И если на уроках в школе он не участвовал в дискуссиях, не рассуждал, не высказывался, то выполнить такое задание ему будет сложно. На наших уроках мы часто дискутируем — недавно, например, обсуждали предложение ужесточить процедуру расторжения брака. У ребят были разные мнения, но каждый высказывал свои аргументы…

Некоторые считают, что молодежь деградирует, так как новые поколения испорчены ЕГЭ. Не согласна. Да, дети сегодня другие, непохожие на нас. Но они живут в абсолютно другом — информационном — обществе, у них иное, клиповое мышление. Школьники запоминают массу информации, но часто не могут ее структурировать, увидеть логические связи. Вот этому мы и должны их учить…

Инна Александровна, учитель английского языка во 2–11-х классах, стаж работы в школе более 20 лет:

— Я считаю, что ЕГЭ как система — хорошая. Моя мама, которая преподает в школе русский язык более 40 лет, со мной согласна, она говорит, что современные экзамены по ее предмету, особенно с введением говорения, дают вполне объективную оценку знаний учеников. Расхожее мнение: задания можно выполнить наобум, главное, чтобы тебя «натаскали». Поверьте, это не так. Чтобы их хорошо выполнить, действительно надо готовиться, работать. Другое дело, что у нас такая национальная черта — везде ищем халяву. Дети пытаются пройти с выложенными кем-то в интернете готовыми ответами, с гаджетами. Но если кто-то и поступает в престижный вуз таким способом, то учиться там он всё равно не сможет — отчислят… У меня много вопросов к технической организации ЕГЭ. Слишком много сложностей, слишком много инструкций, до абсурда доходит. Некоторые из моих коллег так «добросовестно» следят за детьми, что идут за ними в туалет и считают, сколько минут они там находятся. Одна учительница и вовсе однажды сказала: «А давайте их совсем не будем в туалет пускать! …» Другая крайность — когда учителя закрывают глаза на списывание, пропускают ребят на экзамен с телефонами и шпаргалками…

Что касается английского языка. Качество КИМов в основном устраивает, хотя иногда встречаются неадекватные, слишком сложные задания. И еще: на экзамен отводится маловато времени. ЕГЭ по русскому длится 4 часа, за это время сдающий должен написать текст в 150 слов. У тех, кто сдает английский,— две письменные работы, в сумме — 400 слов. А времени — всего три часа…

Анна С., мама выпускника одной из тульских школ, поступившего на физико-математический факультет престижного столичного вуза:

— Я — категорически за ЕГЭ. Моего сына не натаскивали, а действительно учили. Да, программы подогнаны под структуру ЕГЭ, но это же не значит, что детям ничего не объясняют. Всё объясняют, во всяком случае, на предметах естественно-научного цикла. Впрочем, и русский язык мой ребенок сдал хорошо. Мне кажется, что вокруг ЕГЭ очень много мифов. На самом деле КИМы за последние годы изменились, в них практически не осталось «угадаек». Часто говорят, что без репетиторов ЕГЭ не сдашь. Мы для сына нанимали репетитора всего один раз — и не перед ЕГЭ, а перед Всероссийской олимпиадой, всего на две недели.

Мне кажется, проблема ЕГЭ в том, что сегодня школа ориентирована на «среднего» ученика — учителя в первую очередь заинтересованы, чтобы все дети преодолели минимальный порог по баллам — в противном случае у них будут неприятности. Школы могут пережить, если у них мало победителей олимпиад, а вот если кто-то ЕГЭ не сдал — скандал…

И о возможности заниматься научной деятельностью со школы. Она есть: факультативы, кванториумы, летние профильные лагеря — они к тому же чаще всего бесплатные.

Ольга П., старший сын закончил вуз, средняя дочь — выпускница, младший сын учится в начальной школе:

— Это второй ЕГЭ, который будет переживать моя семья. И мнение у меня на этот счет неоднозначное. Когда несколько лет назад сдавал сын, я была очень довольна: никакой лишней нервотрепки, набрал хорошие баллы и поступил в Московский университет геодезии и картографии. А вот с дочерью как-то не всё ясно. Мы переехали, и она учится в другой школе, где, по моим ощущениям, качество обучения и подготовки гораздо хуже. Причем именно в старших классах — с младшим сыном пока всё благополучно. Особенно меня смущает то, что на родительских собраниях учителя говорят только о ЕГЭ — сдадут или не сдадут наши дети. А вот забота о качестве их знаний, о том, чтобы позаниматься с теми, у кого есть непонимание или пробелы,— этого нет.

Еще не нравится, что система сдачи ЕГЭ ужесточилась: детей пропускают через рамки под камерами. Это же давит на психику! Вокруг поступления слишком много хлопот: теоретически можно подать заявление в несколько вузов, а оригинал — только в один, причем зачисление только в августе… В нашем случае еще сложнее: девочка собирается в творческий вуз, так что ей еще надо дополнительный профильный экзамен очно сдавать.

В общем, сейчас я считаю, что правильнее было бы вернуть традиционные экзамены. Пусть дети сдают спокойно выпускные в своих школах своим учителям. А те, кто собирается поступать,— едут в выбранные ими вузы…

Надежда, мама двоих детей: старший сын — в 10-м классе, младшая дочь — в 5-м:

— Когда вводили ЕГЭ, я была категорически против: зачем ломать уже устоявшуюся систему и переходить на тесты? Ведь если знать алгоритм, их можно выполнить, даже не имея необходимых знаний. А сейчас отношусь к единому гос — экзамену более лояльно, тем более, что дети за последние годы привыкли к этому формату, воспринимают его нормально. К тому же сами экзаменационные задания усовершенствовались, стали более качественными, в школу вернули выпускное сочинение. В экзамене по русскому языку есть изложение…

Но многое всё же напрягает. Например, перспектива обязательного ЕГЭ по английскому. У нас проблемы с учителями иностранных языков — получается, опять репетиторов нанимать? … Еще мне не нравится давление на школьников перед экзаменами со стороны учителей. Старший сын в 9-м классе готовился к сдаче ОГЭ, совершенно не боялся — до тех пор, пока учителя чуть ли не каждый день стали говорить: мол, вы все не сдадите, двойки получите, вас отчислят. У ребенка началась паника, у меня тоже — вот это зачем? …

Я считаю, что ЕГЭ отменять не надо. Школьное образование и так постоянно реформируют, дергают детей, родителей, учителей. В эту систему уже как-то все встроились. Улучшать ее, конечно, надо, но ломать — ни в коем случае…

Софья, ученица 10-го класса одной из тульских школ:

— Сегодня снова заговорили об отмене ЕГЭ, о вреде и необъективности этого госэкзамена, об эмоциональном давлении на школьников, оказываемом во время его написания. Но я заканчиваю 10-й класс, с прошлого года начала особенно серьезно готовиться к этому экзамену по предметам, глубокие знания которых необходимы для поступления в выбранный мною вуз, и могу сказать — я против отмены ЕГЭ.

Бесспорно, это сложный экзамен, но к нему возможно подготовиться, ведь к выпускникам предъявляются абсолютно прозрачные требования: заданный набор тем по выбранным ими предметам, четкая структура тестовой и письменной частей… Я думаю, что при должном желании и усердной работе любой может сдать ЕГЭ на достаточно высокий балл…

Уважаемые читатели! Если вы хотите высказать свое мнение по поводу ЕГЭ, пишите в редакцию по адресу: 300034, Тула, ул. Демонстрации, 27 или на электронный адрес mail@mk. tula.ru. «Молодой коммунар» готов продолжить дискуссию…


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных