Вениамин Смехов: «Мне очень дорога Тула»

Назад

03 апреля 2018 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Актёр, режиссёр, публицист и Атос на все времена представил в ДК «Ясная Поляна» свою новую книгу «Здравствуй, однако…» — о Владимире Высоцком, «золотом веке» Театра на Таганке и эпохе 1970-х в СССР.

«Мы все забудемся»

Книга вышла в январе 2018 года, к 80-летнему юбилею со дня рождения Владимира Высоцкого, с которым Смехов на протяжении 16 лет выходил на сцену в спектаклях Театра на Таганке. Ещё при жизни Высоцкого его товарищ по театру публиковал свои заметки об актёре и поэте в журнале «Аврора». Они вышли в мае 1980 года, всего за два месяца до смерти Владимира Семёновича.

— Это было очень непросто — пробить публикацию о Высоцком, сам он не верил в то, что такое возможно, мы даже заключили пари на эту тему,— рассказал в Туле Вениамин Борисович.— Почти два года длилась эта эпопея, я пытался включить публикацию о Высоцком вместе с другими, «незапрещёнными» актёрами, и получал отказы. Мне говорили напрямую: мы готовы опубликовать ваши заметки, но давайте без Высоцкого. Тут уже отказывался я, потому что не хотел проиграть пари. Но в итоге редакция «Авроры» согласилась — и статья вышла.

Володя — это, конечно, необыкновенный случай в истории искусства. Как это часто бывает в России, распознаётся это чудо лишь спустя время. Помню, на его похоронах Михаил Ульянов сказал, что ни одной строчки Высоцкого при его жизни не было разрешено, при этом их знала вся страна. Вот так у нас бывает…

…В книге В. Смехова собраны не только ранее публиковавшиеся материалы и интервью, но и страницы из его дневников 1973–1980 годов. В том числе дружеская переписка актёров, изобилующая добрым юмором и ироничным отношением к себе и происходящему вокруг. Из Москвы Смехов пишет в экспедицию «Мосфильма» в Красноярском крае, где тогда шли съёмки «Хозяина тайги». Ему отвечают Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин.

— Первая фраза из этого письма — «Здравствуй, однако…» и стала названием книги, охватившей период так называемого «золотого века» Таганки, периода с 1964 по 1980 годы, когда в театре работал Высоцкий, когда были созданы лучшие постановки Любимова, отра — зившие портрет поколения,— говорит Вениамин Борисович.— Один из моих любимых кино- и театральных деятелей Пётр Фоменко говорил, что идти по жизни нужно «спиной вперед», не расставаясь со своей молодостью. Его совету я следую. О Высоцком я пишу, когда ему было 26, и вплоть до его ухода в 42 года. Это большой период, в котором происходило всякое. Я опасаюсь называть его своим другом, потому что с ним было непросто: мы и дружили, и раздруживались. Высоцкий, бывало, сам назначал себе друзей и сам же их низводил. Такова была его суть, гения от поэзии, как я считаю. Мы, конечно, все забудемся, а от Таганки навечно останутся три имени: Высоцкий, Любимов и Боровский. Актёр, режиссёр и художник…

Немного кочевой актёр

Отвечая на вопросы гостей творческого вечера, Вениамин Смехов признался:

— Мне очень дорога Тула ещё со времён триумфа Театра на Таганке. Правда, больших гастролей театра здесь не было, но всё же выезды случались, в том числе и с Владимиром Высоцким. И сегодня мне было очень приятно узнать, что в память об этом у вас открыта мемориальная доска на здании, где мы выступали. Что касается совсем личных вещей, то моя первая книга, изданная главным советским издательством «Совпис» («Советский писатель».— Д. Л. ), была напечатана в 1986 году именно в тульской типографии. Мы приехали за тиражом, навестили Льва Николаевича в Ясной и даже участвовали в концерте памяти Высоцкого. Зал был полон, поэтому Тулу я не мог не полюбить. Ведь что нужно актёру? Только хороший зритель.

А потом были мои поездки сюда к друзьям. Мы дружны с семьёй Владимира Ильича Толстого (советника президента по культуре, экс-директора музея-усадьбы «Ясная Поляна».— Д. Л. ), встречались в Туле, в Москве, в Санкт-Петербурге и даже в Италии, на родине писателя Тонино Гуэрры. Я был и в Поленово, где вновь прочувствовал потрясающую Россию.

В Туле регулярно проходят вечера памяти Высоцкого, и зал, как правило, полон, приходит самая разная хорошая публика.

— Приходилось ли вам когда-нибудь отказываться от ролей?

— Сейчас людей моего актёрского поколения в нашей несчастной, прекрасной и такой трудной стране стали замечать и выделять. Может быть, потому, что мы уходим из жизни. Нас выделяют, и я испытываю в последние годы некое удивление, когда меня приглашают в какие-то антрепризы, кино, на телевидение. Я никогда не имел такой сладкой возможности отказываться! Отказываюсь от посредственного, от глупости, от всяких грешных телевизионных шоу. У меня были две свои программы на двух каналах телевидения — «Дело тёмное» и «Таланты и поклонники», где я следил за зрительской реакцией, за рейтингом этих программ. Как актёр я записал несколько аудиокниг, в том числе «Три мушкетера» и «Ангелову куклу» Эдуарда Кочергина.

— Вы много путешествуете. Какие эмоции даёт вам увиденное?

—  В 1969–1970 годах, когда нас не выпускали никуда, я физически страдал. Я был невыездной из-за работы в Театре на Таганке, и каждый раз убеждал себя, что мне и не хочется за рубеж, мне хватит моего театра и моей страны. А потом начались гастроли, и я начал колесить и странствовать — сначала с концертами и гастролями по всей стране, а впоследствии начались творческие поездки за границу — и театральные, и мои собственные. И сегодня всё, что расположено за пределами Москвы, было и остаётся для меня крайне интересным и возбуждает любопытство. За прошедшие годы мы с моей женой Галиной Аксёновой, тоже театральным человеком, совершили фактически несколько раз кругосветное путешествие.

Актёру необходимо быть немного кочевым, много путешествовать, передвигаться по городам, странам, местечкам, видеть новые лица, общаться с новыми людьми. Это наполняет жизнь особенным смыслом и очень помогает в работе.

— Фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» хоть и вышел в 2011 году, до сих пор вызывает споры. Каково ваше мнение?

— Конечно, эта картина не годится для зала славы кинематографа, но она не для этого. Я благодарен Никите Высоцкому за то, что его фильм не воюет с моей памятью, а восстанавливает забытую правду — мы знали, что за год до смерти Владимир Высоцкий уже один раз умер. На просмотре я заметил: как точно, что Володя умел управлять большим залом и в то же время безропотно позволял управлять собой своим администраторам. И ещё очень тронула угадка сценариста: Высоцкий всегда чувствовал себя в долгу перед теми, кто его любит. Кажется, что это его держало, и если бы не это, он умер бы раньше. Он не был эгоистом, я понял недавно — эту правду открыл мне фильм…


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных