Тульское ЖКХ: кому платим, с тех спрашиваем
29 ноября 2019 03:12
Фото: moscow.armagaz.ru
Незаинтересованные лица — кто они?
По словам сотрудников отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тульской области, количество жалоб на некачественно оказанную услугу «вывоз ТКО» за последние месяцы ощутимо выросло. Одна из обратившихся, Елена Павловна Н., призналась, что до реформы мусор с контейнерной площадки у ее дома тоже вывозился, мягко говоря, нерегулярно, но после того, как плата выросла в два с половиной раза и достигла суммы более чем 400 руб., а ситуация не улучшилась, решила действовать. Тем более что в период перехода на новую систему во всех региональных СМИ публиковались телефоны, на которые надо звонить, если нарушаются нормативы: вывоз мусора в летний период — ежедневно, в зимний — по мере наполнения контейнера, но не реже, чем раз в три дня.
Первый шаг — звонок региональному оператору, обслуживающему район Тульской области, в котором живет семья Елены Павловны,— действия не возымел. Женщину внимательно выслушали, обещали принять меры, однако бачок с гниющим мусором
— Безусловно, потребитель имеет полное право на перерасчет, так как услуга оказана некачественно,— комментирует ведущий
Законодателям, конечно, спасибо за придуманный алгоритм, да только в нем есть несколько уязвимых моментов. В частности, формулировка «незаинтересованные лица». Это кто, соседи? Но они, как и заявитель, заинтересованы, чтобы мусор вывозился, и тоже могут претендовать на перерасчет. Знакомые из соседних домов? А откуда им знать, как долго стоит переполненный бачок? …
Повышающие тарифы — не для всех
Еще одна острая тема — приборы учета потребления газа. «Молодой коммунар» не раз писал о сомнительных людях, которые ходят по тульским квартирам и впаривают доверчивым гражданам газовые счетчики. Газовые «коробейники» уверяют, что установка газового счетчика обязательна (иначе штраф), а также пророчат резкое повышение тарифов для тех, кто такие приборы учета поставить не успел. При этом обещают установить счетчик быстро и дешево.
— Всё это, разумеется, обман,— утверждает Людмила Богатых.— Граждане не обязаны устанавливать счетчики, и оштрафовать за их отсутствие никто не может. А введение системы повышающих тарифов для тех, кто приборы учета потребления газа не установил, касается только жильцов домов, которые используют газ для отопления помещений. Если у вас колонка и газовая плита, вам это не грозит…
Чья труба?
— Одна из самых распространенных проблем — текущие крыши,— продолжает Людмила Богатых.— Если проблема не очень серьезная и достаточно поставить «заплатку» — это обязана делать управляющая компания, но если требуется полная замена кровли, УК вам не поможет. В таких случаях собственникам жилья рекомендуют принять решение на общем собрании и отремонтировать крышу на средства, отчисляемые за капремонт. Это проще жильцам домов, создавшим свой счет для сбора денег на эти цели. А те, кто платит в общий региональный «котел», могут обратиться в региональный Фонд капитального ремонта. Когда случай экстренный, деньги, как правило, выделяют…
На самом деле в сферу ответственности УК входит множество услуг, в том числе установка общедовомого оборудования. Одно из обращений в Роспотребнадзор поступило от Елизаветы К., старшей по дому, жильцы которого на общем собрании приняли решение установить общедомовой счетчик на отопление. Люди подсчитали и сделали вывод, что платить по счетчику только в отопительный период намного выгодней, чем круглый год по тарифу. Написали заявление в управляющую компанию, однако та его, мягко говоря, проигнорировала. Жалоба переправлена в региональную ГЖИ, а это значит, что ситуация на контроле и УК обязана будет выполнить просьбу жильцов, иначе ей грозит штраф.
* * *
За 9 месяцев этого года управление Роспотребнадзора по Тульской области рассмотрело около десяти тысяч жалоб граждан по вопросам защиты прав потребителей.
Более половины обращений граждан (54%) касались вопросов розничной торговли: несоответствие цены товаров, указанной на ценнике, цене при расчете на кассе; отказ магазинов в приемке товара ненадлежащего качества; ограничение прав потребителей в случае обнаружения в товаре недостатка; непредставление необходимой, достоверной информации о продавце и реализуемых товарах и т. д.
А в сфере услуг
Подавляющее количество обращений содержало требования имущественного характера, в связи с чем потребителям оказывалась помощь в грамотном составлении претензий в адрес хозяйствующих субъектов, разъяснении алгоритма их действий. 10% обращений стали основанием для проведения проверок, контрольных закупок и административных расследований. 4% — поводом для подачи иска в суд с целью защиты прав потребителя. 37% переадресованы в другие ведомства.