Серебряная сказка в Туле
22 октября 2019 00:00
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Александра КОЛЕСНИКА и с сайта Тульского музейного объединения
На выставке
Прежде всего, конечно, знаменитое дагестанское серебро. Этот благородный металл для народностей, с давних времен проживавших на территории современного Дагестана, имел особую сакральную ценность: считалось, что выполненные из него изделия отгоняют злых духов. В отличие от золота, которое их будто бы приманивает.
— В дагестанских селениях следили, чтобы в доме, где рожает женщина, не было ни одного золотого предмета,— рассказывает заведующая отделом
Безусловно, самое известное дагестанское серебро — кубачинское. В экспозиции представлены роскошные кубки, вазы, блюда, украшения, выполненные мастерами, прославившими родное село Кубачи. Кстати, это не первое его название. Первыми мастерами, жившими в этих местах, были зирихгеране (в переводе с персидского — кольчужники), и поселение именовалось Зирихгеран. Тюркское «Гюбечи» (Кубачи) стало бытовать приблизительно с XV века и означало «изготовители оружия, доспехов».
Середина — вторая половина XIX — начало XX века считается периодом расцвета кубачинского промысла. Дагестанские мастера регулярно получали заказы на изготовление парадного оружия из императорского дома. По заказу Александра III, например, кубачинцы сделали роскошный комплект холодного оружия в подарок королеве Великобритании Виктории. Со временем спрос на оружие стал падать, и дагестанцы перешли на более мирную продукцию.
Удивительные, сказочной красоты подносы, сосуды, чаши, ювелирные украшения — всё это можно увидеть в экспозиции. Талант и мастерство дагестанских художников поражают. И не только кубачинских — практически в каждом из сёл были мастера со своим стилем и своими секретами, которые передавались из поколения в поколение. Нанесение узоров, резьба, работа с эмалью и драгоценными камнями, гравировка, состав черни — технология изготовления изделий чрезвычайно сложна. К счастью, она сохранилась, ее используют и совершенствуют современные дагестанские авторы.
Впрочем, ряд техник пришлось возрождать заново. В частности, золотую насечку на металле. Изделия, выполненные по этой технологии — ножны и портсигар,— также демонстрируются на выставке.
Особый интерес у посетителей, в особенности у женщин, вызывают традиционные дагестанские серебряные ювелирные украшения и свадебные аксессуары XVIII — XIX веков. Среди них — украшение на голову (маргал) и нашивка на свадебное платье (куц), которые в день бракосочетания надевали юные аварки. Наряд богатой невесты мог весить 5–6 кг.
Вообще все традиционные дагестанские украшения — мониста, колье, браслеты, кольца — крупные и очень тяжелые. Они украшены самоцветами, чаще всего — сердоликом, так как дагестанцы убеждены, что этот камень приносит счастье.
В ювелирных украшениях более позднего, советского периода, кроме сердолика, встречается малахит. А современные мастера — их работы также можно увидеть на выставке — предпочитают сочетание самых разных самоцветов.
В экспозицию включены дагестанские шерстяные ковры, преимущественно безворсовые (килимное плетение) и крупная керамика. А также — графические работы ученика Карла Брюллова,
Выставка, открывшаяся в Тульском музее изобразительных искусств,— обменная. С 19 сентября в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой в Махачкале действует экспозиция «Русская акварель XIX века» из коллекции нашего музея. Это 30 произведений 13 авторов, в том числе портреты Петра Соколова и Владимира Гау, пейзажи Людвига Премацци и т. д.
По словам директора дагестанского музея Салихат Гамзатовой, в будущем запланировано открытие ещё нескольких выставок в Туле, которые позволят более широко ознакомиться с культурой республики.