Константин Райкин: «Опасно, когда в культуре начинают сомневаться»
18 октября 2019 00:00
Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ
Фото: автора
Народный артист России К. Райкин и студенты его Высшей школы сценических искусств в очередной раз выступили в
Прививка от бессмыслицы
— До выступления три часа, а я ещё не решил, какие именно произведения
— Когда вы впервые попали в Поленово?
— Относительно недавно. Несколько лет назад, работая в Общественной палате, я познакомился с Наталией Николаевной Грамолиной, женщиной широчайшего обаяния и ума, одарённейшей и остроумнейшей, которая и пригласила меня сюда. Своей работе в Общественной палате я благодарен в первую очередь за встречи с важными для меня людьми, среди которых на первом месте — Н. Н. Грамолина.
Поленово — это место совершенно замечательное, оно театральное, поскольку усадьба в своё время и выжила во многом благодаря театру, которым был увлечён В. Д. Поленов, и когда в округе подговаривали простых людей пускать «красного петуха» на барские усадьбы, местным делать это было некогда — они репетировали.
Побывав в Поленово, я стал привозить сюда студентов, осознавая, что для них это — прививка от бессмыслицы жизни, от всякой гадости и подлости, коих много вокруг нас. А здесь всё наоборот, поскольку культура умнее политики. В нашей жизни растворено много политики, а в политике, в свою очередь, много лжи, грязи и подлости.
— Оставаться вне политики, вы считаете, невозможно?
— Моя жизнь — театр, а театр — бюджетная организация. У меня ещё есть школа, она частная, но мы получаем аккредитацию и лицензию на образовательную деятельность, а потому опять зависим от государства, в широком смысле — от политики.
— То есть политика сегодня и в искусстве?
— А как иначе объяснить появление организаций, которые борются за нравственность с искусством? Эти «борцы», подозревающие искусство,— лживые и проплаченные, а то, что они делают,— чрезвычайно опасные и вредные проявления. Когда в культуре начинают сомневаться, это опасно! А сегодня пропасть между деятелями культуры и публикой огромна, и создано это искусственно, во многом благодаря СМИ. Вот это набрасывание на всё жаренное… Журналистам зачастую всё равно, куда это ведёт.
Знаете, какой самый большой подарок может сделать деятель культуры прессе? … Умереть. А ещё, если он умер скандально, то это подарок из подарков!
«Без беды не объединиться»
— Для ваших студентов такие выступления, как сегодня,— это практика, вы её оцениваете?
— Материал, который мы играем, уже оценен в Школе, и нам хочется показать его публике. Зрители видят отрывки из великой драматургии Островского, а также наши учебные вербатимы — срезы времени, в которых студенты изображают реальных людей, с которыми общались.
— Поленов говорил, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. Театр этому определению соответствует?
— Формально как базовый вид искусства — да. Но сама эта фраза не раз использовалась спекулятивно. Я же родом из Советского Союза и помню, как чиновники могут использовать даже самые замечательные цитаты на благо себе. Любая отражённая на сцене беда, проблема, порок сразу засекались, и нам говорили: «Искусство должно приносить радость, а вы что же делаете?». Так что при казуистическом складе ума поленовская цитата может иметь разное трактование.
— Недавно вы заступились за выпускника Вашей школы, которого обвиняли в участии в беспорядках в Москве, что породило волну цеховой солидарности. Ожидали, что может быть такой эффект?
— Считаю, что поступил по совести, поскольку этот человек ни в чём не виноват. То есть вообще! Он даже
Не служба, а служение
— Вы помните всех своих выпускников?
— Моя Школа занимается штучным производством, мы делаем набор один раз в два года, курс — всего 15 человек. С трудоустройством в театры сейчас трудно, особенно в Москве, а люди ведь в основном хотят остаться там, где учились, хотя абсолютное большинство моих студентов — не москвичи. Моим в этом смысле попроще, поскольку я набираю для себя. Не факт, что всех возьму, и бывает, что не беру никого, но всё же у меня есть театр, который может дать работу. А так у нас всё оптимизируется и сокращается, и найти место всё сложнее.
— Кем из выпускников вы гордитесь?
— Я не хотел бы называть конкретные фамилии. Я преподаю уже, страшно сказать, 48 лет. Среди выпускников есть и народные артисты, и очень востребованные молодые ребята. А есть среди известных артистов люди, которых я в своё время выгнал. И правильно, считаю, сделал, потому что, если бы не выгнал, они не стали бы знаменитыми.
— Вы строгий педагог?
— Без строгости невозможно. Но если я расстаюсь с человеком, делаю это осознанно и продуманно. Но выгоняю довольно резко и решительно. Обучение театру — большой труд, отнимающий огромное количество сил и времени. Как у студента, так и у педагога.
— За 48 лет это вас не выпило?
— Для меня это и есть жизнь. У меня ничего другого нет. Весь мой интерес к жизни — через театр. Вся семья театральная — жена, дочь, её муж. В моменты встреч или даже на отдыхе разговоры всё равно об этом. Это уже не служба театру, а служение.