Ученье свет. А неучёных — тьма

Назад

18 октября 2019 00:00

 0
Общество

Автор: подготовил Олег БОНДАРЬ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

Российскую систему высшего образования раскритиковал судья Конституционного суда Константин Арановский: «Субординация и отчетность под началом администраторов угнетают преподавание и науку, когда вузы уступают свое самоуправление, академическую свободу, стиль и обслуживают систему, которая выдает разрешения на профессию». «Молодой коммунар» поинтересовался у своих читателей, насколько подобное мнение находит подтверждение в жизни и часто ли приходится сталкиваться с некомпетентными специалистами в различных сферах? 

Татьяна Алексеевна, пенсионерка:

— С работниками, которые не могут ответить на элементарные вопросы по своему профилю, приходится сталкиваться практически во всех сферах услуг. Конечно, это следствие недостаточного образования и невысокого общего уровня развития молодых специалистов. А может быть, и не специалистов, ведь часто на работу принимают людей, как говорится, с улицы. При этом, помимо профессиональной некомпетентности, приходится сталкиваться и с низкой культурой речи — выслушивать вяческие «ихний», «евоный» и т. д., что сразу же отталкивает и вызывает недоверие к собеседнику. Но никогда в таких случаях не злюсь, а просто улыбаюсь и прощаю. Я же ничего изменить не могу.

Иван Иванович, бывший предприниматель:

— Считаю, что в запущенном состоянии у нас не только высшее образование, но и среднее. Ребят просто замучили. У меня несколько внуков учатся в школе, и я вижу, как они с утра до вечера и без выходных грызут гранит науки, а КПД — низкий. И не потому, что они без способностей,— многое просто не усваивается из-за большого объема. Кому нужна эта профанация?! На мой взгляд, не нужно сразу всех всему учить. Необходимо развивать систему профессиональной ориентации с начальных классов по примеру суворовских училищ, тогда и будем получать сформированных крепких специалистов.

Конечно, есть у нас во многих сферах кадры достойные, но есть и такие, с которыми даже разговаривать неприятно, потому что занимаются не своим делом и мало что в нем понимают.

Светлана, фельдшер:

— Недавно оформляли дачу в МФЦ и остались довольны работой специалистов. Правда, вначале девушка нам сказала, что надо действовать через суд. Мы несколько расстроились из-за перспективы волокиты и решили еще раз всё разу-знать. Но обратились уже к другому специалисту, оказалось, что нужно просто вызвать кадастрового инженера, который сделает план и потом можно уже оформлять дачу в собственность. Так и сделали. Всё прошло быстро и без хлопот. Есть еще специалисты, которые умеют справляться со своими обязанностями и не вызывать претензий со стороны клиента.

Андрей, электромеханик:

— Не всегда удавалось находить общий язык с ремонтниками, которых приходилось вызывать на дом. Приходили вроде бы специалисты, а сами ни «бэ» ни «мэ». Считаю себя достаточно подкованным в техническом плане, но то, что они объясняли, понять не мог. Показалось, что это случайные люди, которые выучили пару специальных терминов и употребляют их по любому случаю, а дело сделать не могут. В результате потом пришлось самому разбираться с поломкой.

Александра Ивановна, школьный учитель:

— Не работаю давно, но от бывших коллег часто слышу, что в школах сейчас всё по-другому — много молодых кадров, а процесс обучения стал носить упрощенный, поверхностный характер. Углубляться в знания особо никто не стремится. Сегодня молодежи не хватает базовых знаний. Мы начинаем привыкать, что ответ практически на любой вопрос можно найти в интернете. Но выхваченный таким образом ответ представляет собой не часть багажа знаний, а просто разовую информацию, которая мало влияет на формирование профессионального интеллекта.

Илья Маношин, учащийся техникума:

— Получать высшее образование мне только предстоит, поэтому не берусь судить о его качестве. Но наслышан о некоем упадке образовательного процесса в российских вузах по сравнению с советскими институтами. Якобы у нас сейчас пачками выпускают «полуфабрикаты» вместо полноценных специалистов. Не знаю, у меня огромное желание учиться, в том числе и в вузе, и я не собираюсь обращать внимание на всякие отзывы. Уверен, если человек хочет учиться, он не будет ограничиваться тем, что ему предлагают на занятиях, а будет активно заниматься самообразованием. И так, насколько мне известно, было всегда. А того, кто не желает заниматься образованием, никакая система классным специалистом не сделает.

Лидия Александровна, пенсионерка:

— Когда слышу медицинский термин «стандартное лечение», недоумеваю. Как можно лечить по стандартам, когда у каждого человека есть индивидуальные особенности, которые требуют соответствующего подхода. Однажды обратилась в поликлинику с жалобой на боли в груди, мне поставили диагноз стенокардия. Потом долго и безуспешно лечили от нее, пока знакомый фельдшер не подсказал, что у меня обычный остеохондроз. Но раз зафиксировали на бумаге, что стенокардия, значит — стенокардия. И никто даже не удосужился перепроверить, так ли это на самом деле. При этом выписанными совсем от другого заболевания лекарствами никак не могли купировать приступ. Это и есть пример некомпетентности, неспособности поставить диагноз и неправильного лечения, что при других заболеваниях могло привести и к трагедии. А когда с приступом остеохондроза попала в кардиологию, пришлось услышать от врачей, что я симулянтка. Но я же не знала причину боли, для этого и обратилась к специалистам, которые и должны были поставить диагноз. Для этого они и учились на врачей.

Ещё раздражает безграмотность дикторов радио. Однажды услышала фразу «переполнили чашу трения». Как же это так?! Но даже если диктор и не знает о существовании такого фразеологизма, что уже само по себе стыдно для человека этой профессии, то хотя бы внимательно нужно было прочесть текст, а она, очевидно, беглым взглядом выхватила слово и даже не поняла, что ошиблась. К сожалению, невежество процветает.

Геннадий Жигулин, мастер спорта СССР по плаванию, многократный чемпион России:

— Некоторые тренеры работают не совсем корректно в плане педагогики, что рубит на корню многие начинания способных воспитанников. И это серьезная проблема, которую нужно решать в образовательных учреждениях. Одной спортивной подготовки для поступления в вуз на факультет физкультуры недостаточно. У будущего тренера или учителя физкультуры должны быть способности к освоению психологии и этики, а также определенный набор человеческих качеств. Всё это нужно учитывать на вступительных экзаменах. Важно помнить, что тренер — это профессия избранных. Даже многие выдающиеся спортсмены, уходя из большого спорта, не в состоянии потом сделать свои знания и опыт прикладными. Найти подход к каждому воспитаннику и сделать из него личность в спорте — это кропотливая работа, которая не каждому спортсмену под силу.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных