Туляков страхуют, а им не страшно
18 октября 2019 00:00
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: соцсети
При оформлении потребительского кредита банки часто пытаются навязать клиентам дополнительные платные услуги. Большинство граждан искренне верят, что это «предложение, от которого нельзя отказаться». На самом деле можно: вы имеете полное право не покупать то, что вам не нужно.
Как избавиться от страховки
Туляк Андрей Н. взял кредит в банке «Восточный» на покупку стиральной машины. 39,5 тысячи рублей на два года, 7,5% годовых,— вполне приемлемые условия. Единственное, что смущало Андрея,— необходимость подключения к двум программам страхования: на случай потери работы и на случай потери жизни и трудоспособности. В сумме — более тысячи рублей каждый месяц плюс к выплатам по кредиту.
— Андрей действительно имел право отказаться от договора страхования, причем не только в «период охлаждения»,— подчеркивает главный
А именно: справка из бюро кредитных историй, за которую Андрею пришлось заплатить 450 рублей при оформлении договора. На самом деле это еще одна дополнительная и совсем не обязательная услуга: в конце концов, проверка благонадежности потенциального заемщика — в интересах самого банка. Но больше всего специалистов регионального управления Роспотребнадзора пора-
зила сумма штрафа, наложенного на Андрея банком «Восточный» за один день просрочки выплаты по кредиту — 579,73 рубля.
— В Федеральном законе «О потребительском кредите» прописаны две формулы расчета штрафа за просрочку, в зависимости от условий договора, применяется первая или вторая,— поясняет Елена Осенкова.— Мы рассчитали возможную неустойку за один день для Андрея по обеим формулам. У нас получилось 1,33 рубля и 1,78 рубля. Выходит, что банк оштрафовал потребителя на сумму, более чем в триста раз больше максимально допустимой…
Управление Роспотребнадзора подготовило иск в суд в защиту Андрея Н. с требованием вернуть ему деньги, выплаченные по страховке за 10 месяцев, а также необоснованный штраф. Всего — 11 224 рубля. Суд иск удовлетворил.
Жалуйтесь омбудсмену
Наши граждане уже привыкли решать разного рода финансовые споры в суде. С введением института финансового омбудсмена большинство таких дел будет рассматриваться в досудебном порядке.
3 сентября прошлого года вступил в силу Федеральный закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». А с 1 июня этого года уполномоченный начал реальную работу: он рассматривает жалобы потребителей услуг страховых компаний, работающих по ОСАГО, ДСАГО и КАСКО. Предполагается, что сфера деятельности финансового омбудсмена будет расширяться постепенно. С 28 ноября — за счет остальных видов страхования. С
1 января 2020 года уполномоченному можно будет жаловаться также на микрофинансовые организации, а с 1 января 2021 года — на банки, кредитные потребительские кооперативы, негосударственные пенсионные фонды и ломбарды.
Финансовый омбудсмен должен стать обязательной альтернативой суду, и его решения по статусу приравниваются к судебным.
Как это работает в случае проблем по ОСАГО и будет работать в дальнейшем? У вас возник спор с некой финансовой организацией, и в первую очередь вы направляете письменную претензию именно туда. Если получаете отказ или ваше письмо вовсе остается без ответа — обращаетесь к уполномоченному. Он рассматривает жалобу в
Пока служба финансового уполномоченного создана только в Москве — но работает она на всю Россию. Так что обратиться в нее могут и туляки по бесплатному телефону
Насколько эффективен институт финансового омбудсмена, станет ясно в ближайшем будущем. Но уже сегодня его создание кажется разумным:
Деньги потратил? Докажи
И еще об одном иске в защиту прав потребителей, которое выиграло в суде Управление Роспотребнадзора по Тульской области.
Семья оплатила путевку в Турцию, однако за пару дней до отлета внезапно заболел и был госпитализирован ребенок. Родители решили отменить поездку и обратились в турагентство с просьбой вернуть уплаченные деньги. Турагент переправила обращение туроператору ООО
— В таких случаях туроператор действительно может выплатить часть суммы, но при этом по требованию потребителя он должен предоставить документы, подтверждающие факт понесенных расходов,— комментирует ведущий