Бутылка молока в Туле на троих уже реальность

Назад

17 октября 2019 13:15

 0
Общество

Автор: Тамара ГОЛОВИНА

Хорошо помню выступление в начале 90-х народного депутата России, когда он, агитируя за рыночную экономику избирателей, пришедших на встречу с ним в поселковый клуб, приводил примеры переходящих на капиталистический образ жизни граждан недавних братских соцстран.

На вопрос о том, что делать, если тебя сократили на работе, а цены в магазинах растут как на дрожжах, он, ничтоже сумняшеся, ответил: мол, в Польше, к примеру, покупают одно яйцо на два дня — и ничего, не ропщут. Тогда «слугу народа» в буквальном смысле слова освистали, хорошо, что не побили.

Сегодня, после обнародованной «Известиями» со ссылкой на комитет по развитию агропромышленного комплекса Московской торгово-промышленной палаты новости о резком (на 10%) повышении с ноября этого года стоимости молочных продуктов, голоса в редакционных телефонах недоумевают: с чего бы это снова, ведь в этом году молочка дорожала неоднократно, причем весьма заметно. И зачем нам такой рынок, в котором конкурирующие фирмы (а их в регионе немало) дудят в ценовой политике в одну дуду?

Разберёмся по порядку. Сейчас идет запуск заключительного этапа электронной ветеринарной сертификации для готовой молочной продукции, эксперимент по маркировке которой уже запущен в производстве и торговых сетях. Именно окончательное внедрение электронной сертификации и повлечёт, по мнению специалистов, значительный рост цен на молочную продукцию.

Зачем нужно такое новшество и чем оно обернётся для производителей и покупателей, «Молодому коммунару» объяснил председатель Совета директоров АО «Тульский молочный комбинат» А. И.ШИРИНКИН:

— Тема очень непростая, С одной стороны, электронная маркировка способствует борьбе с фальсификатом. То есть, если на входе в производственную цепочку поступило натуральное качественное сырье, то и на выходе с учётом добавления необходимых компонентов и специфики технологии изготовления, готовый продукт имеет право только в пределах пяти процентов отличаться от заданных в начале процесса параметров.

С другой, установка на все технологические линии систем электронной ветеринарной сертификации (они значительно более сложные и дорогие, чем существующие сейчас) повлечет за собой довольно-таки высокие затраты. Например, сегодня Тульский молочный комбинат способен перерабатывать, исходя из имеющихся мощностей и техпроцессов, порядка 350 тонн молока в день. Но вынужден будет из-за новых затрат ограничиться 250 тоннами в сутки. Хотя известный критерий успешного развития предприятия — увеличение объемов выпускаемой продукции.

Однако из-за вынужденного изменения ценовой политики, а значит, и непременно последующего за ним подорожания молочной продукции, покупательская способность будет падать. Мы это наблюдаем уже с 1 июля этого года, когда в стране начался первый этап электронной сертификации животноводческой продукции — масла, сыров, молочных консервов. Покупатели стали больше экономить на этих продуктах. А с ноября — новый этап.

— Александр Иванович, но ведь не только новые требования к маркировке влияют на рост цен?

— В этом процессе активно участвует повышение стоимости и продукции животноводства, и компонентов для изготовления молочных продуктов, и упаковки, и, конечно, энергоресурсов. Так что, в одиночку изготовителю с ценовой проблемой справиться невозможно. На ТМК сейчас очень серьезно, тщательно, с всесторонним подходом обсуждаются аспекты стоимостной политики, которая в итоге должна быть максимально щадящей. Но всё равно, в ноябре повышение цен на молочку будет — в пределах от 3 до 4 процентов. Иначе нам с учетом электронных нововведений не выжить.

— А как смогут выжить более мелкие производители, например, средние и малые сельские хозяйства, небольшие районные молоко- и маслозаводы? Им-то падать по объемам мало есть куда.

— Сложно. Ведь все без исключения производители, независимо от величины и возможностей их предприятий, обязаны подчиниться закону по запуску электронной ветеринарной сертификации готовой молочной продукции. Какой путь они выберут — резкое повышение цен, сокращение объемов или уход с рынка — пока судить не берусь. Но все пути и для производителя, и для покупателя одинаково плохи. Сокращение ассортимента, рост цен, экономия на питании, когда свою привычную бутылку молока нужно будет «делить» ещё с кем-то, — всё это при падающих доходах населения не есть хорошо. Один плюс — продукт будет здоровым у всех производителей, без пальмового масла и прочих фальсификатов.

А мы, изготовители молочной продукции, будем работать над совершенствованием технологий изготовления и над новыми рецептами, привлекательными для потребителей.

Кстати, по данным выборочного исследования специалистов Туластата цельного молока, этот продукт в городе дешевле, чем в области.

Так, в январе средняя цена литра молока в городе оружейников составляла 50,12 рубля за литр. В то время как в районах тот же литр стоил 50,46 рубля. Одинаковые цены на молоко зафиксированы лишь в мае — 51,16 рубля.

При этом с начала года стоимость молока для жителей Тулы выросла на 3,79 рубля. Этот же показатель для области составляет 3,72 рубля.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных