Семь человек и «Муравей» нового поколения
20 сентября 2019 00:00
Автор: Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ, Елизавета КУЗНЕЦОВА
Фото: Елизаветы КУЗНЕЦОВОЙ и Александра КОЛЕСНИКА
— Если бы я не перешла работать в этот отдел, то, наверное, до сих пор сидела бы конструировала и рисовала рессоры,— говорит заместитель начальника Центра автоматизированного проектирования — начальник бюро АО «АК «Туламашзавод» С. Г. Филатова, отвечая на вопрос о знаковом событии в профессиональной биографии…
Продукт конверсии и диверсификации
То давнее решение Светлана Геннадьевна Филатова до сих пор считает самым важным и правильным. Ведь именно ему она в некотором смысле обязана и интересной работой, которая приносит радость и удовлетворение, и профессиональным ростом. И даже — премией им. С. И. Мосина, которую вчера вручили творческому коллективу из семи специалистов, включая руководителя, за проект «Разработка и постановка на производство внутризаводских транспортных средств с гибридным и электрическим приводами».
Как пояснила начальник бюро, работа, заслужившая престижную награду,— один из проектов, реализующихся в рамках программ конверсии и диверсификации производства АО «АК „Туламашзавод“. И здесь, пожалуй, уже можно говорить о закономерном результате грамотной стратегии — ведь в части диверсификации туламашзаводовцы по праву считаются лидерами.
— Наше динамичное развитие началось с масштабной реструктуризации предприятия, организации «дочек» АК «Туламашзавод» в начале прошлого десятилетия. Сейчас в компании, помимо головного, десять производственных предприятий и шесть — социальной направленности,— рассказывает генеральный директор АО «АК „Туламашзавод“ Евгений Анатольевич Дронов.— У всех — своя сфера деятельности, нацеленная на выпуск конкурентоспособной (прежде всего гражданской) продукции и качественных услуг.
Как убежден Евгений Анатольевич, поиск новых направлений, разработка востребованного рынком продукта должны идти постоянно. Чтобы добиться успеха, необходимо осваивать и наращивать выпуск конкурентоспособных изделий в соответствии со спросом. Тогда и результат будет достойным: в прошлом году объемы заводской продукции гражданского и двойного назначения в денежном выражении составили 4 миллиарда рублей. В этом году показатель планируют увеличить до 5 миллиардов, в
Наверняка достижению поставленных целей поможет и новое внутризаводское транспортное средство, принципиальная новизна которого в сравнении с отечественными и зарубежными аналогами заключается в использовании гибридного привода — электрического от
— Это очень удобно,— объясняет Светлана Геннадьевна.— Например, по улице, между цехами транспорт может перемещаться на «дизеле», а по цехам, в помещениях, переходить на батарею. Это и экономично, и экологично, и банально комфортно — батарея обеспечивает бесшумную работу. Впрочем, конструкцией предусмотрены шумо- и виброизоляция и для
Новое внутризаводское грузовое транспортное средство с электрической тягой — идеальное решение механизации транспортных процессов на территориях различных предприятий, организаций и промзон. Оно компактное, маневренное и при этом способно перевозить достаточно серьезные грузы.
Надо сказать, что при разработке проекта пришлось решать как сложные инженерные, так и дизайнерские задачи. Конечный продукт должен был соответствовать как достаточно жестким требованиям безопасности и охраны окружающей среды, так и весомым на рынке преимуществам — удобству и надежности.
— Мы, например, рассматривали несколько вариантов дизайнерских решений, пользовались инструментами
Кажется, что такой серьезный проект должен был занять у творческого коллектива достаточно много времени, и тем не менее с момента начала работы конструкторов до появления макета прошел всего год.
— На самом деле, конечно, над новым транспортным средством работали не только мы сами как члены творческого коллектива,— улыбается заместитель начальника Центра АПр.— Мы не смогли бы добиться успеха, если бы не поддержка нашего генерального директора Евгения Анатольевича Дронова, технического директора Александра Николаевича Черкасова, начальника Центра АПр Николая Львовича Платонова и всех тех членов нашего заводского коллектива, кто принимал непосредственное участие в производстве образцов и их испытаниях. Я очень благодарна тем, кто верил в наш успех и помогал нам.
Мамина дочка и последний «МАМИшник»
На Туламашзавод С. Г. Филатова пришла в 1986 году сразу по окончании института.
— Я закончила тульский политех по специальности «Обработка металлов давлением»,— говорит она. И, заметив некую озадаченность таким «неженским» выбором, добавляет: — В то время это была очень популярная специальность и, кстати, не только среди мужчин — у нас на курсе девушек было очень много.
Выбор места работы определи сразу два фактора.
— Конечно, поначалу было и тяжело, и страшно. Как же без этого? — вспоминает она.— Но я достаточно быстро втянулась. Начальник — а им был легендарный Юрий Григорьевич Сушкин — скучать не давал.
А когда образовался сначала отдел САПР, а затем Центр автоматизированного проектирования, молодой специалист получила предложение расширить сферу деятельности — практически не колебалась. Работа в ЦАПре затянула — здесь всегда происходило
— Тот, кто считает техническую работу скучной и монотонной, просто не понимает, о чем говорит,— убеждена Светлана Геннадьевна.— У нас всё время
Похожие эмоции по поводу своей работы испытывает и молодой
Алексей родился в Дубне, а высшее образование по специальности «Сервисное обслуживание автомобилей» получил в МАМИ, который сейчас стал Московским политехническим университетом. Алексей так и говорит: «Я из последних „МАМИшников“. В столице молодой человек оставаться не захотел — ритм жизни мегаполиса ему не по душе — и вернулся в Тульскую область.
—
Алексей занимался разработкой шасси, рамы подвески, системы управления, рулевой и тормозной систем, кузова. Также он курировал изготовление кабины, которую на правах кооперации делали во Владимире.
— Работа в творческом коллективе — бесценный опыт,— считает он.— Дело ведь не в том, что это удобно или интересно. Это в первую очередь полезно:
Сейчас Алексей говорит о том, что в коллектив он влился на удивление быстро и результатом, в принципе, удовлетворен. Хотя для человека творческого предела совершенству, конечно, нет.
— Мне не хватает некоторой инженерной эстетики,— говорит он.— Хотелось бы полнее раскрыть все свои идеи. Я уже знаю, что можно усовершенствовать, сделать еще лучше. Надеюсь, у нас будет такой шанс.
Что общего между «Lexus» и «Муравьём»?
О том, что с коллегами удалось сплотиться для достижения общей цели, рассказывает и Сергей Михайлович Князев,
— Несмотря на то, что я работаю на предприятии чуть более трех лет, в творческом коллективе чувствую себя уверенно и комфортно,— отмечает он.— Наше объединение в единую команду способствовало тому, что мы достаточно оперативно справлялись с поставленными задачами. Каждый отвечал за свою часть работы, но мы всегда приходили на помощь друг другу. На мой взгляд, без этого невозможно было бы спроектировать и собрать первый образец.
Сергей Князев окончил ТулГУ по специальности «Промышленный дизайн» в 2014 году. Немного поработав в других фирмах, молодой человек пришел на предприятие и стремительно включился в новый проект. Сергей при разработке внутризаводского транспортного средства отвечал за его внешний облик. Стремясь создать дизайн машины современным, специалист использовал актуальные мировые тренды, адаптируя их под особенности ВТС. При этом Сергей вдохновлялся тремя марками автомобилей, которые как нельзя лучше отражают тенденции экстерьера: это «Лада», «Lexus» и «Mitsubishi».
— Модели последнего поколения этих марок объединяет доминирующая тема так называемой
Похожие элементы используются, скажем, по бокам «Лады Весты», также визуально образувая букву «икс». Сергей отмечает, что передняя панель задумывалась в более сложной форме. Но здесь, конечно, невозможно ориентироваться только на полет фантазии дизайнера: тут нужен компромисс между внешним видом и себестоимостью продукта.
— Однако для машины такого сегмента у нас всё получилось более чем хорошо,— делится мнением Сергей.
Такое кропотливое внимание к деталям и разумное использование модных тенденций сохранилось и в дизайне оптики ВТС. Передние фары здесь — двухуровневые. Этот тренд актуален вот уже на протяжении последних пяти лет. К такому элементу автомобильной моды можно относиться
Говоря о своей работе, лауреат премии С. И. Мосина воодушевляется, и это неудивительно: пройти путь от идеи до сборки опытного образца за полтора года для творческого коллектива — настоящий успех.
— Обычно на это уходит порядка
«Муравей» нового поколения около полугода «трудится» буквально в ритме одноименного насекомого на территории Туламашзавода. В апреле этого года маленький грузовой автомобиль был представлен широкой публике на ежегодной
При этом скорость у внутризаводского транспортного средства сравнительно небольшая: всего 20 км/ч.
Выехать за пределы завода
— На самом деле «Муравей» может ездить гораздо быстрее,— раскрывает небольшой секрет ведущий
В проекте Сергей Алексеевич, пришедший на Туламашзавод более трех лет назад, отвечал за всю электрику внутри машины. И ведь она только с виду кажется простой.
— Это гибридный автомобиль,— говорит С. А. Громов.— У такого вида машин есть ряд преимуществ, одно из которых — возможность подзаряжать батареи от бензинового мотора. Это делает запас его хода достаточно большим. Кроме того, он дольше обходится и без дозаправки бензином.
Как и все члены творческого коллектива, Сергей Алексеевич уверенно смотрит в будущее. Центр автоматизированного проектирования не останавливается на достигнутом. Впереди — модернизация «Муравья».
— У нас уже есть заказы конкретных покупателей,— рассказывает о дальнейшей работе ведущий
Тем более что с теми предприятиями, где уже используют компактную грузовую машину, сотрудники ЦАПра находятся в постоянном контакте и регулярно получают «обратную связь».
— В целом все довольны «Муравьем»,— продолжает Сергей Алексеевич.— Но предложения и идеи к нам поступают. Особенно их много от наших коллег, которые постоянно используют ВТС.
Модернизация, о которой упоминала и еще одна лауреат Мосинской премии Екатерина Сергеевна Чванова,
— Сейчас на обычную улицу этот автомобиль выехать не может,— говорит специалист, работающая на Туламашзаводе вот уже 18 лет.— У нас пока нет разрешающих документов, еще необходимо пройти ряд испытаний,
Документы, чертежи, разработка технических условий — всё это входило в зону ответственности Екатерины Сергеевны. Сейчас перед
— Уверена, что гибрид «Муравей» будет актуальным для передвижения по
Но при этом Екатерина Сергеевна непременно упоминает о том, с чего начиналась работа над проектом: три года назад идея разработки и постановка на производство ВТС казалась несбыточной. Были и сложности, и серьезные изменения и дополнения, но в итоге, благодаря каждому участвовавшему в этом проекте специалисту, удалось достичь отличного результата.
Яркий, комфортный, современный
Поговорив с теми членами творческого коллектива, которые работают в Центре автоматизированного проектирования, корреспонденты «Молодого коммунара» вышли на улицу и лично убедились в том, что проект не зря удостоен премии имени С. И. Мосина.
Навстречу нам по дороге быстро приближался автомобиль, словно сошедший со страниц
— Мы принимали непосредственное участие в процессе производства этого транспортного средства и его испытаниях, доводили его до ума,— говорит директор ООО
Как только мы перемещаемся в цех, где собирают внутризаводские транспортные средства, творческий коллектив словно напрочь забывает о нашем существовании — они мгновенно собираются вокруг одного из «Муравьев», начиная
— Это очень перспективный проект,— заметил он.— У машины хорошая управляемость, высокий уровень комфорта, приличная для таких габаритов грузоподъемность, хорошее тяговое усилие — тонну груза везет спокойно даже на подъем. Кроме того, она проста в управлении.
По словам Владимира Николаевича, «Муравей» уже используют транспортный и производственные цеха Туламашзавода, дочерние предприятия. Несколько машин успешно работают на Тульском оружейном заводе — отзывы от коллег производители получили только положительные. А то, что творческий коллектив продолжает обсуждать, как нужно усовершенствовать и без того успешный проект, Иванова ничуть не удивляет. Он пришел на завод в 1975 году и не помнит, чтобы
— Смотрите, по большому счету, завод — моя жизнь,— говорит он.— Здесь я состоялся как специалист, получил возможность делать то, что я люблю, развиваться. И таких, как я, на Туламашзаводе очень много. Завод всегда возвращает сторицей, если ты душой болеешь за то, что делаешь. Будешь работать — будет результат…
Наверное, правы те, кто говорит о том, что оборонщики — особенные люди. И прав Евгений Дронов, утверждающий, что сегодня ОПК обладает значительными инновационными возможностями, которые необходимо задействовать в полной мере.