Третьяковка в Туле: лица эпохи

Назад

17 сентября 2019 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

Открывшаяся в Туле выставка «Русский портрет XVIII — первой половины XIX века» — эксклюзивный проект Государственной Третьяковской галереи, подготовленный специально к 100-летнему юбилею Тульского музея изобразительных искусств.

Каждое полотно — шедевр

— Она не очень большая по масштабу: мы привезли 25 произведений живописи. Но это очень цельный, очень емкий проект, здесь нет ни одной проходной работы, каждое полотно — шедевр,— подчеркивает главный хранитель Третьяковской галереи Татьяна Городкова.— Важно, что эта выставка — результат очень серьезной научной, исследовательской совместной работы специалистов нашей галереи и тульского музея…

По словам Татьяны Семёновны, работа с региональными музеями — одно из приоритетных направлений выставочной деятельности Третьяковки. У галереи есть своя концепция этой работы, и один из ее главных принципов — никаких передвижных экспозиций: для каждого города, для каждого региона готовится уникальная выставка. Ее тема, содержание и наполнение согласовываются с региональными музейщиками, сотрудники Третьяковской галереи при работе над такими проектами стараются учитывать не только возможности музея, в который они выезжают, но и специфику самого города.

Что касается Тулы, то выбор темы выставки определила история нашего музея, которая самым непосредственным образом связана с судьбой нашей страны. Известно, что основу коллекции тульского музея составляют предметы искусства, после революции 1917 года вывезенные из дворянских усадеб. В Тульской губернии было множество таких «дворянских гнезд», которые принадлежали представителям аристократических фамилий, оставившим значимый след в истории государства Российского. И сегодня благодаря выставке мы можем увидеть их лица.

Срез истории

Еще один принцип, которым непременно руководствуются сотрудники Третьяковской галереи при подготовке выставок для регионов: ни одной второстепенной работы, каждый экспонат должен быть высочайшего художественного уровня.

В Тулу приехали лучшие картины художников первого ряда: Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Венецианова, Тропинина и Брюллова. Большинство из них — что называется, хрестоматийные, определяющие визуальный образ этого периода.

— Здесь представлены работы настоящих звезд русской портретной живописи периода, охватывающего сто лет,— продолжает Татьяна Семёновна.— Вот первый портрет Акинфия Демидова, вашего земляка,— работа Гроота, немецкого мастера, придворного живописца Елизаветы Петровны, который писал в основном портреты императрицы и аристократов. Это своего рода точка отсчета, когда русская профессиональная школа живописи только складывалась, когда после петровских времен стала формироваться система образования и первые русские художники получили возможность поехать в Европу учиться. За вторую половину XVIII века русская живопись проделала колоссальный скачок. Появляются имена, которые сегодня составляют славу русской живописи, появляются настоящие звезды.

Многие произведения создавались как фамильные портреты. При этом уровень мастерства уже таков, что это не только изображения, цель которых — запечатлеть дорогие черты для потомков. Это колоссальный срез истории. Здесь отражена история русского общества, русских сословий: есть дворяне, купцы, уже промышленники. Поэтому, когда мы вглядываемся в лица людей, которые давно покинули этот мир, происходит погружение в ту эпоху и очень хочется узнать, кем они были, как жили…

«Волга» сгниет, Рокотов — останется

На посетителей выставки, открывшейся в Тульском музее изобразительных искусств, производит сильнейшее впечатление не только художественный уровень привезенных работ, но и их безупречное состояние. Сотрудники Третьяковской галереи рассказывают, что в этом вопросе они придерживаются самых высоких стандартов. Каждое произведение, которое планируется отправить «на гастроли», проходит оценку реставрационного совета. Эксперты решают, возможно ли путешествие. Если да, то полотно ложится на реставрационный стол для того, чтобы пройти ряд процедур. Иногда достаточно элементарного обеспыливания или промывки стекла, иногда рекомендуются более сложные манипуляции. Транспортировка картины, перемещение ее в другие условия — всегда риск, и сотрудники Третьяковки делают всё, чтобы свести его к минимуму.

— Это действительно уникальная выставка, такую мы нигде не показывали,— говорит куратор выставки, заведующая отделом живописи XVIII — первой половины XIX века, доктор искусствоведения, профессор Людмила Маркина.— Здесь есть одна замечательная картина — портрет Тулиновой кисти Рокотова. Я совсем недавно узнала, что в 80-е годы тульский музей хотел купить ее у наследников частного коллекционера Гунста. Он мог дать 10 тысяч рублей, шли переговоры, но в последний момент Третьяковка перебила сделку — она смогла заплатить 25 тысяч рублей. По тем временам — очень большая сумма. Помню, наш тогдашний директор ворчал: мол, такие деньги, на них можно «Волгу» купить. А моя коллега сказала: «Волга» сгниет, а Рокотов навеки останется»… Я рада, что эта картина — пусть временно — но будет в тульском музее. Все картины — наши дети, которых мы очень любим, и мы передаем их в надежные руки сотрудников тульского музея…

Каждая региональная выставка Третьяковки сопровождается изданием каталога: сотрудники галереи хотят, чтобы подобного рода проекты оставались как событие в истории и самой галереи, и музеев-партнеров. Для Тулы и туляков выставка Государственной Третьяковской галереи действительно стала исключительным событием в жизни города.

Выставка «Русский портрет XVIII — первой половины XIX века» продлится до 30 ноября.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных