От «Московского дворика» к познанию Христа

Назад

17 сентября 2019 00:00

 0
Краеведение/Культура

В прошлый четверг Государственная Третьяковская галерея открыла предварительную продажу билетов (в том числе онлайн) на выставку Василия Дмитриевича Поленова, которая пройдет в здании на Крымском Валу с 17 октября по 26 января.

Об этом сообщила на пресс-конференции генеральный директор галереи Зельфира Трегулова.

Экспозицию, посвященную 175-летию со дня рождения великого русского художника, составят более 150 произведений из 14 российских музеев (среди них одно из первых мест по количеству представленных работ принадлежит Государственному мемориальному историко-художественному и природному музею-заповеднику В. Д. Поленова в Заокском районе Тульской области) и частных коллекций.

Откроет ретроспективу самая известная картина мастера «Московский дворик». По словам куратора выставки, главного научного сотрудника отдела живописи второй половины XIX — начала XX века Третьяковской галереи Элеоноры Пастон, «мало кто знает, что, когда Василий Дмитриевич предоставлял эту работу для экспонирования на выставке передвижников, он извинялся перед Крамским, что, к сожалению, не смог сделать более значительной вещи». Художник даже не представлял, что именно «Московский дворик» и созданные вслед за ним «Бабушкин сад» и «Заросший пруд» станут его едва ли не главным и абсолютно бесспорным вкладом не только в национальный пейзаж, но и во всю русскую живопись.

Кроме этих шедевров посетители выставки увидят другие поленовские пейзажи (в том числе блестящие по своим чисто живописным качествам ближневосточные этюды, написанные во время двух поездок художника на Святую землю), портреты и жанровые сцены (например, навеянную трагическими событиями из личной жизни самого Поленова «Больную»), картины на исторические сюжеты (самые известные из них — «Право господина» и «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон») и евангельский цикл (впервые посетители Третьяковки увидят монументальное полотно из Государственного Русского музея «Христос и грешница», в свое время вызвавшее гнев всесильного обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцева, но тем не менее купленное с передвижной выставки императором Александром III для своей личной коллекции русской живописи). А еще Поленов был театральным декоратором, графиком, архитектором и музыкантом. И все эти грани его таланта будут отражены в экспозиции.

Чтобы не возникало сомнений в подлинности картин из частных коллекций, специалисты Третьяковки проводят целый комплекс химико-технологических исследований, собирают так называемый «эталонный материал», детально изучая особенности авторской манеры. «Мы исследуем все материалы — какими холстами он пользовался, какими грунтами, какими красками. Затем сравниваем с произведениями из частных собраний, которые будут участвовать в выставке, и находим соответствие»,— объяснила старший научный сотрудник отдела комплексных исследований Юлия Дьяконова.

Как рассказал, представляя макет будущей выставки, компьютерный художник-архитектор Алексей Подкидышев, источником вдохновения для него стала усадьба Поленова. Небольшие отдельные залы экспозиции украсят декоративные карнизы, а стилизованные окна и двери свяжут пространство в единое целое. «В финале первой анфилады,— отметил А. Подкидышев,— мы представим абрис здания аббатства, построенного по проекту самого Поленова, как декоративный элемент, который в том числе будет плоскостью для размещения произведений».

Особое внимание в ретроспективе уделено педагогической деятельности Поленова. Наставник Коровина, Левитана и Головина, он всегда был открыт новому, был готов сам учиться у своих учеников. «Стоя перед мольбертом и глядя на чистый лист, непременно думайте, что это будет ваша лучшая работа,— только тогда приступайте к делу»,— говорил Василий Дмитриевич.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных