Стекло, напоённое краской

Назад

23 августа 2019 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

В Тульском музее изобразительных искусств открылась выставка «Ростовская финифть XIX — XXI веков: от иконы до украшения».

 Слово «финифть» имеет греческое происхождение и означает «блестящий». Хотя существует еще одно толкование: «смешивать». В России финифтью называли эмаль — произведение искусства, выполненное с использованием стекловидного порошка. Существует множество эмальерных техник, а изобретателем той, которую унаследовала ростовская финифть — роспись по эмали — был французский ювелир Жан Тутен, который изобрел эмалевые краски.

Первая в Ростове мастерская по производству миниатюр на эмали появилась в 1760-х годах при архиерейском доме. Художники создавали предметы культового назначения — иконки-дробницы для украшения митры, головного убора священников. Именно тогда сформировалась фирменная ростовская палитра — яркая, праздничная, почти барочная. В удивительном сочетании голубого, зеленого, пурпурного, да и в самой манере росписи по эмали,— экспрессивной, динамичной, эмоциональной — чувствовалась западная традиция. О ранних ростовских шедеврах Тредиаковский писал «Финифть есть род стекла ж, краскою напоенного».

В Тулу сотрудники Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» привезли более 230 предметов, самые ранние датируются XIX веком — они также имеют религиозное предназначение. Это необычные, редкой красоты иконы и паломнические образки. С некоторыми из них связаны легенды, которые живут в Ростове десятилетиями. Например, об иконе Божией Матери «Умиление-Ростовская», которая, как рассказывают, сто лет назад помогла маленькой девочке Лизе вылечиться от тяжёлой болезни.

По заказу церкви ростовские мастера работали около полутора веков, но к концу XIX — началу XX века, когда было налажено недорогое промышленное производство икон, этот промысел начал испытывать кризис. И тогда ростовскую финифть поддержало государство: открыло школу, обеспечивало мастерские дешевыми материалами. Художники стали искать новые формы и темы росписей. Так в деятельности ростовских мастеров появилось светское направление. А после революции 1917 года оно оказалось единственным. Что же касается сюжетов, то на смену религиозным пришли советские: в экспозиции представлены портреты Ленина, Крупской, Луначарского, есть даже панно, изображающее Владимира Ильича, выступающего перед рабочими.

И все-таки сегодня для нас ростовская финифть — это прежде всего расписные шкатулочки, дамские украшения и прочие изящные штучки, выполненные с невероятным мастерством. Наиболее распространенные темы — русские сказки, былины, пейзажи, цветы…

Всё это великолепие можно увидеть на выставке в Тульском музее изобразительных искусств. В экспозицию также включены авторские панно и иконы современных ростовских мастеров — недавно они вернулись к религиозной тематике, но на новом уровне. А о том, что такое ростовская финифть и как она изготавливается, можно узнать из фильма, который демонстрируется на большом интерактивном экране, установленном у входа в экспозиционный зал.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных