Скромное обаяние ретро

Назад

16 августа 2019 00:00

 0
Общество

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: из архива Андрея Крупского

В коллекции Андрея Крупского — более 150 образцов винтажной фототехники. Самому старому фотоаппарату «Ф. Иохим и К°» — почти сто лет. 

Все началось с «мыльницы»

«Ф. Иохим и К°» — это название торгового дома в Санкт-Петербурге, специализировавшегося на продаже импортной, преимущественно немецкой фототехники. В фотоаппарате, попавшем в коллекцию Андрея Крупского, установлен затвор 1905 года выпуска, так что в почтенном возрасте экспоната можно не сомневаться.

Интерес к фотографии у Андрея — с детства. Он рос в семье военного, разумеется, часто переезжавшей: Ленинградская область, Казахстан, Дальний Восток, Чукотка… Отец Андрея любил фотографировать своих близких — и места, в которых бывал. В доме Крупских имелось всё необходимое для проявки пленки и фотопечати — впрочем, как у многих в то время. Фототехника, конечно, стоила дорого, а технология производства снимка — от щелчка затвора до печати — была долгой, сложной и похожей на некое таинство. Сегодняшнему человеку, привыкшему к «цифре» и не знающему, что значит экономить пленку и бумагу, этого не понять…

— Моя мама была прекрасным учителем, преподавала литературу,— рассказывает Андрей.— В 1996 году победила в региональном этапе конкурса «Учитель года» и попала в финал, который проходил в Москве. Из столицы она привезла автоматический пленочный «Kodak» — эта небольшая «мыльница» и стала моим первым фотоаппаратом…

Технические возможности «мыльниц» 90-х были невелики — качественные пейзажи и портреты, а именно этими фотографическими жанрами особенно увлекался Андрей, такой техникой сделать невозможно. В специальной литературе юноша вычитал, что, оказывается, дешевый «Kodak» можно самостоятельно модернизировать, но для этого нужен объектив от старого советского «Зенита». Такой фотоаппарат нашелся у одного из родственников Андрея. Молодой человек заинтересовался ретро-фототехникой, стал ее собирать. В семьях друзей и знакомых обнаружились любопытные экземпляры — с них и началась коллекция Крупского.

— Я не коллекционер, а собиратель,— подчеркивает Андрей.— Коллекционирование — профессиональная деятельность, люди, которые этим занимаются, вкладывают большие деньги, приобретают предметы на аукционах или у других коллекционеров. Для меня поиск и изучение старой фототехники — хобби…

Соцсети и блошиный рынок

Андрей рассказывает, как в его коллекцию попадают фотоаппараты. Что-то приносят коллеги и знакомые. Что-то буквально за копейки можно купить на блошином рынке. Случается приобрести настоящий раритет по объявлению в интернете.

Так случилось с советским «Фотокором» 1920-х годов. Некий гражданин опубликовал в соцсетях информацию о том, что готов продать его за 500 рублей. Сказать, что это дешево,— не сказать ничего. Когда Андрей купил и принес в дом старинный «Фотокор», выяснилось, что это редчайший экземпляр — с бронзовым объективом, выпущенным в конце XIX века. Подобного рода истории нечасто, но случаются. Например, когда где-нибудь в глубинке реконструируется помещение, в котором когда-то находилось фотоателье. Новые хозяева обнаруживают старую фототехнику в чулане и предлагают забрать ее бесплатно или за символическую сумму.

Андрей приехал в Тулу в 2000 году: поступил на юридическую специальность в Тульский государственный университет. Экзамены в наш вуз сдавал дистанционно, на Чукотке. Почему Тула? Здесь жили старые друзья родителей, они и порекомендовали. Прошло почти двадцать лет, и сегодня Андрей чувствует себя настоящим туляком. Женился, растит двух дочерей. Продолжает пополнять свою коллекцию и изучать историю фотографии и фотодело. Сам много фотографирует. Он любит ставший для него родным город и внимательно следит за тем, как он меняется.

— Я постоянно фотографирую Тулу — улицы, дома, события, которые здесь происходят. Считаю это очень важным,— признаётся Крупский.— Жизнь меняется стремительно. Вот здесь раньше стоял старый дом — несколько лет назад его снесли. А вот там был фонтан, а теперь клумба. Улица Металлистов с полуразрушенными строениями превратилась в Музейный квартал, и здания отреставрировали. Мы быстро привыкаем к новому и забываем, как всё это выглядело раньше. А если сравнить Тулу сегодняшнюю с Тулой пятидесятилетней или вековой давности? … Только фотография позволяет это сделать. В последнее время в городе проходит много разных мероприятий, праздников. И это я тоже люблю снимать: ведь в тот момент, когда праздник заканчивается, он сразу же становится частью истории…

В планах Андрей Крупского — создание частного фотомузея. В постоянную экспозицию могли бы войти не только предметы из его коллекции. Крупский убежден, что история развития фотографии в Туле — как бытовой услуги, как искусства, как документалистики — не менее перспективное музейное направление. Здесь же можно представить фотохронику жизни города, начиная с самых ранних снимков XIX века.

Частный музей — проект рискованный. Аренда помещения, оплата труда сотрудников,— на всё это нужны деньги. Поэтому Андрей Крупский не торопится, старается всё продумать и просчитать. Главное — его поддерживает семья, в которой все — и жена, и дети — тоже увлечены фотографией…

А пока Крупский устраивает выставки на самых разных тульских площадках. Одна из последних открылась в начале августа в выставочном зале на Красноармейском проспекте: образцы фототехники начала XX века дополнили экспозицию работ мастера пикториальной (живописной) фотографии Николая Андреева (1882–1947 гг. ). Также Андрей показывал предметы из своей коллекции в Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого, библиотеках города. Выставки традиционно вызывают живой интерес у посетителей, тем более что тема ретро-техники сегодня популярна как никогда. И это объяснимо: технологии развиваются невероятными темпами, при этом они становятся всё менее осязаемыми. Подумать только, сегодня один только сенсорный ярлычок в телефоне способен сделать то, для чего раньше был необходим целый чемодан фотографических принадлежностей: собственно фотоаппарат, экспонометр, вспышка, фотоувеличитель, проявители-закрепители, бачки, кюветы, ванночки, кадрирующие рамки и прочее. Но при этом в старой громоздкой фототехнике есть обаяние и притягательность — послушная только посвященным сложность, теплота и тяжесть металла и дерева…

На встречу с корреспондентом «Молодого коммунара» Андрей Крупский пришел с одним из своих любимых фотоаппаратов — «Canon EOS 5D» с мануальным объективом. Ручную фокусировку сегодня мало кто практикует, а Андрею она нравится, потому что обеспечивает определенный визуальный эффект. А еще потому, что превращает съемку в живой творческий процесс…

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных