Пятница 22 ноября

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним…

Возврат к списку

06.08.2019 00:00

 1878    0
Краеведение/Культура Мне есть что спеть, представ перед Всевышним…



Это строка из стихотворения, написанного Владимиром Высоцким за несколько дней до смерти… И кажется, Всевышний по достоинству оценил его талант, подарив творчеству поэта бессмертие и неизменную любовь многих поколений людей из самых разных уголков страны. Туляков, естественно, тоже.

Тульские корни

Об этом не так часто упоминают, но у Владимира Высоцкого тульские корни — его дед по материнской линии Максим Иванович Серёгин был уроженцем села Огарёво Богородицкого уезда Тульской губернии.

Сам Владимир Семёнович в городе оружейников бывал несколько раз. Впервые он приехал сюда на гастроли с труппой Московского театра на Таганке в апреле 1966 года. Потом — в сентябре 1977-го — навещал в Тульской областной больнице близкого друга, актера МХАТа Всеволода Абдулова, попавшего в автомобильную катастрофу под Ефремовом. В конце 1970-х поэт заезжал к жившему в поселке Первомайский Щёкинского района собкору центральных изданий Альберту Зорину. А незадолго до смерти Высоцкий в составе представительной делегации космонавтов, спортсменов и деятелей культуры посетил Куликово поле.

Судьба время от времени сталкивала Владимира Семёновича с туляками. Так, в 1960 году он снимался в кинокартине «Карьера Димы Горина» с народным артистом России, актером Тульского академического театра драмы Николаем Казаковым, а в 1975-м в фильме «Единственная…» — с народным артистом СССР, мхатовцем Вячеславом Невинным. Жительнице Щёкино, мастеру спорта по альпинизму Галине Федуловой посчастливилось встретиться с Владимиром Высоцким на съемках «Вертикали». Известно, что композитор, туляк Игорь Кантюков был аранжировщиком песен Высоцкого, записанных с ансамблем «Мелодия» на грампластинках…

Многие туляки до сих пор — преданные поклонники творчества Владимира Высоцкого.

Сейчас и через сотни лет

Первую в своей жизни песню Высоцкого председатель тульского клуба любителей творчества поэта «Горизонт» Владимир Щербаков услышал… 25 июля 1980 года, в день смерти Владимира Семёновича.

— Мне тогда было тринадцать,— вспоминает В. Н. Щербаков.— И я, конечно, и раньше знал Высоцкого, но исключительно как киноактера. А о том, что он еще и пишет песни,— даже не подозревал…

С тех пор Щербаков стал собирать пластинки Владимира Высоцкого, его стихи, биографические материалы. И оказалось, что информации о поэте очень и очень мало.

— Со временем появились люди, которые поддержали мое увлечение. Даже, можно сказать, развили,— говорит Владимир Николаевич.— А уже где-то в 1986–1987 годах я решил пойти дальше — мне хотелось создать какое-то тульское сообщество поклонников творчества Владимира Семёновича. Таких людей ведь в городе было немало…

Так в 1988 году в Туле появился клуб любителей творчества поэта «Горизонт», который благополучно существует и по сей день. В конце 80-х перед его членами стояло несколько важных целей — обязательно издать полное собрание сочинений Высоцкого, установить мемориальную доску и организовать собственное периодическое издание. Поставленных целей удалось достичь. Туляки в 1990-х смогли первыми в России издать полное собрание сочинений Высоцкого, вторыми в стране открыли читальный зал поэта в Тульской областной библиотеке при отделе искусств. До сих пор периодически выходит журнал «Горизонт», посвященный творчеству поэта.

А в январе прошлого года на здании Дворца культуры Туламашзавода на улице Демидовской была торжественно открыта мемориальная доска Владимиру Высоцкому, изготовленная мастерами Туламаша. Именно на сцене этого Дома культуры артист выступал с гастролями театра на Таганке.

— Я благодарен генеральному директору Туламашзавода Евгению Анатольевичу Дронову, который тогда поддержал мою инициативу вместе с Сергеем Юрьевичем Костенко, возглавлявшим облизбирком,— заметил В. Щербаков.— Также при поддержке Евгения Анатольевича в следующем году должна выйти моя книга «Высоцкий и тульский край».

Для меня Высоцкий — это в первую очередь истинная поэзия. Я рос на его стихах и песнях. Может быть, несколько пафосно прозвучит, но Владимира Семёновича я во многом считаю своим кумиром, а его творчество — неким нравственным стержнем. Ведь Высоцкий, несмотря на то, что его называют часто символом советской эпохи, писал на вечные темы. Они до сих пор не утратили своей актуальности — люди-то, в принципе, остались такими же, изменились лишь внешние обстоятельства. Вспомните, например, его знаменитый цикл песен для кинофильма «Стрелы Робин Гуда»: «Баллада о любви», «Баллада о ненависти», «Баллада о борьбе»… Мне кажется, они и через сотни лет будут востребованы. А какой удивительный феномен его песни военной тематики! Ведь он не то что не воевал, даже в армии не служил, при этом смог так глубоко всё это прочувствовать…

Самый народный артист

Евгений Анатольевич Дронов, генеральный директор АО «АК „Туламашзавод“, вспоминает, как он и его сокурсники по машфаку Тульского политехнического института на заработанные в студенческих стройотрядах деньги покупали катушечные магнитофоны. В первую очередь для того, чтобы часами слушать хриплый голос Высоцкого — выражавшего их бунтарские настроения барда, который вроде бы и не разрешен властью, но уже и не запрещен.

— Творчество Владимира Высоцкого очень многое значило для меня в молодости и значит до сих пор,— говорит Евгений Анатольевич.— Лирические произведения, волнующие душу, бунтарские, гражданские — разум… Да и человеческие качества Высоцкого, которые я имел счастье наблюдать, оставили след в моем сердце.

В конце семидесятых годов судьба подарила мне неожиданную встречу с кумиром миллионов советских людей. В неформальной обстановке Высоцкий совершенно бескорыстно пел и читал стихи для собравшихся в небольшом зале зрителей. Этот импровизированный концерт навсегда оставил след в моей душе, самые теплые воспоминания. Творчество Владимира Семёновича близко мне и по сей день. И думаю, далеко не только мне.

Он был подлинным народным артистом — не по званию, которого у него, конечно, не было, а по людскому признанию и любви…

Все песни — про любовь

Заслуженный работник культуры РФ, заведующая музыкальной частью и режиссер Тульского театра драмы Лариса Козлова признаётся: спектакль «…Я вышел на подмостки…» стал для нее особенной, очень личной работой:

— Спектакль по песням, стихам Владимира Высоцкого и воспоминаниям о нем мы подготовили к 80-летию поэта, которое отмечалось в прошлом году. Эта постановка задумывалась как дань артистов — Артисту, своему коллеге. Мы хотели создать на сцене доверительную атмосферу, рассказать о том, как рождались песни. Ведь, как говорил сам Владимир Семёнович, он тогда не думал о концертах — просто сочинял и пел «для своих». А потом эти магнитофонные ленты с песнями, записанными на кухне, расходились, и их начинала петь вся страна…

Л. Козлова вспоминает, как в годы учебы в Тульском музыкальном училище она и ее ровесники пели песни Высоцкого под гитару.

— Сначала мы фанатели от «Вдох глубокий, руки шире», потом от «Скалолазки»… Разные песни соответствовали разным этапам нашего взросления и — это я поняла, конечно, значительно позже — во многом формировали наши эстетические и этические взгляды,— говорит Лариса Евгеньевна.— Часто бывало так: сегодня тебя какая-то песня Высоцкого не цепляет, и ты привычно проматываешь магнитофонную пленку, но проходит время — и она вдруг не просто в тебя попадает, а как будто под кожу проникает. Владимир Семёнович и сам был человеком «без кожи», мишенью для самого себя — и загадкой для других.

Какие песни Владимира Высоцкого мне близки сегодня? Прежде всего — любовная лирика. В том, что поют сегодня, столько фальшивой сладкой патоки… Хочется чистоты, искренности и честности — а именно это всегда отличало творчество Высоцкого. Впрочем, все его песни, включая военные и даже шутливые, на самом деле — про любовь…


Количество показов: 1878

Оставьте комментарий:

Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Наши партнеры
Реклама