Вторник 10 декабря

Второе пришествие санавиации

Назад

23 Июля 2019 12:00

 498    0

Автор: Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ

Фото: пресс-службы правительства Тульской области

Второе пришествие санавиации

Еще больше двух с половиной тысяч лет назад древнегреческий писатель Ксенофонт заметил, что история развивается по спирали. Наблюдение, бесспорно, точное, хотя временами кажется, что в некоторых случаях уместнее говорить не о спирали, а о пони, бегущем по цирковой арене.

Летающие фельдшеры

С 10 июля в Тульской области заработала санитарная авиация. Развитие этого направления уже даже обсудили на еженедельном оперативном совещании в правительстве региона.

Как пояснил министр здравоохранения Тульской области Андрей Третьяков, к проекту по созданию санитарной авиации в рамках нацпроекта «Здравоохранение» регион подключился в инициативном порядке. Этот шаг — необходимый этап развития службы медицинской эвакуации в структуре Центра медицины катастроф (ЦМК).

Отныне оказывать экстренную медпомощь жертвам дорожно-транспортных происшествий и эвакуировать тяжелых пациентов в специализированные лечебные учреждения будут авиамедицинские бригады на медицинском вертолете типа «Ансат», разработанном Казанским вертолетным заводом. Государственный контракт на выполнение авиационных работ заключен между Территориальным центром медицины катастроф и АО «Русские Вертолетные Системы».

По официальной информации, предоставленной самой компанией, вертолеты оборудованы медицинским модулем производства Казанского агрегатного завода, позволяющим проводить не только мониторинг состояния и поддерживать жизнь пациента при транспортировке, но и при необходимости проводить комплекс активных реанимационных мероприятий прямо на борту. Здесь установлены современная мобильная интеллектуальная система контроля показателей жизненно важных функций, оборудование для искусственной вентиляции легких, предусмотрены кювезы и аппараты для транспортировки детей, в том числе новорожденных. Машины даже укомплектованы двумя автономными комплексами «ночного старта» для обеспечения круглосуточной эвакуации пациентов с вертолетных площадок без специализированного светотехнического оборудования.

По словам Андрея Третьякова, стандартный состав авиамедицинских бригад — это врач анестезиолог-реаниматолог и фельдшер скорой медицинской помощи. Двенадцать специалистов регионального ЦМК для работы на борту вертолета прошли обучение во Всероссийском центре медицины катастроф «Защита» по курсу «Подготовка авиамедицинских бригад». Кроме того, такая же подготовка пройдена реаниматологами Тульской областной клинической и детской областной больниц, а также перинатального центра. Сейчас к вылетам готовы и акушерская, и неонатальная бригады.

— Главное, что дает санитарная авиация,— это время, которое так необходимо врачам в экстренных случаях,— считает министр здравоохранения Тульской области.— Применение медицинских вертолетов сохранит множество жизней благодаря более оперативному оказанию медицинской помощи.

При поступлении вызова с места ДТП или ЧС в единую диспетчерскую службу ЦМК оперативный дежурный оформляет заявку на вылет вертолета и направляет ее дежурному пилотной службы, который, в свою очередь, после получения согласования на вылет передает в ЦМК информацию о готовности. Затем авиамедицинская бригада выезжает на аэродром.

В региональном минздраве подчеркивают: использование санитарной авиации мало того что позволит сократить время прибытия врачей к месту ДТП и оперативно эвакуировать пострадавших, она также расширяет возможности межбольничных медицинских эвакуаций по оказанию помощи тяжелым пациентам скорой и специализированной высокотехнологичной медицинской помощи.

Возможные места посадки вертолетов определены в каждом районе региона. Например, в городе оружейников наиболее удачной площадкой стала территория Тульской областной клинической больницы, близко расположенной к детской областной клинической больнице и перинатальному центру. Кстати, заступившие на круглосуточные дежурства авиамедицинские бригады в первые же дни собственной работы эвакуировали двух пациентов из Ефремовской районной больницы.

Дежавю…

Удивительно, но, рассказывая о преимуществах работы авиамедицинских бригад, никто так и не вспомнил, что успешный опыт подобной работы у тульских врачей был. Известный хирург, доктор медицинских наук, председатель регионального парламента 3-го созыва Олег Дмитриевич Лукичёв, возглавлявший Тульскую областную больницу с середины 1990-х до начала 2000-х годов, говорит, что санавиация у нас начала работу еще в 1960-х.

— Тогда это было востребовано,— говорит он.— В отдаленных районах, как и сейчас, не хватало узких специалистов. Мы летали на вызовы в Куркино, Одоев, Ефремов… Я сам одно время работал борт-хирургом: бывало, по нескольку операций в день в разных районах проводили.

Как вспоминает Олег Дмитриевич, реанимационные возможности тульских врачей и тогда были довольно высокими. Пока действовал аэропорт в Туле, вертолет базировался там. После закрытия аэропорта вертолетная площадка была организована на огромной территории снятого с баланса предприятия бывшего санатория «Тулачермета». И всё успешно работало до первой волны оптимизации системы здравоохранения, поднявшейся двадцать лет назад, когда в федеральном центре заговорили о необходимости экономии бюджетных средств, а на местах «взяли под козырек». Надо ли говорить, что авиамедицинский вертолет берёг здоровье пациентов, но никак не деньги, а потому подлежал «оптимизации» едва ли не в первых рядах? …

А сейчас развитие санитарной авиации — одна из целей национального проекта «Здравоохранение». Финансирование проекта на территории Тульской области предусмотрено в рамках региональной программы «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» и на период 2019–2021 годов составляет 165 миллионов рублей. Из них 120,6 миллиона — средства федерального бюджета, а 44,4 миллиона рублей — областной казны.

Внезапно заброшенная практика оказалась востребованной, прогрессивной и достойной того, чтобы вкладывать в нее средства,— думается, с годами эксплуатация вертолета дешевле не стала.

Хотя в системе здравоохранения многое кажется странным. Например, дружное ликование по поводу открытия новых ФАПов, которые некоторое время назад так же бодро закрывали. Кому и для чего нужно принимать решения, последствия которых никто не удосуживается просчитать, а потом «играть обратно» — непонятно совершенно. Но уж точно не пациентам.


Количество показов: 498

Оставьте комментарий:

Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Наши партнеры
Реклама