Второе пришествие санавиации
23 июля 2019 00:00
Автор: Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ
Фото: пресс-службы правительства Тульской области
Еще больше двух с половиной тысяч лет назад древнегреческий писатель Ксенофонт заметил, что история развивается по спирали. Наблюдение, бесспорно, точное, хотя временами кажется, что в некоторых случаях уместнее говорить не о спирали, а о пони, бегущем по цирковой арене.
Летающие фельдшеры
С 10 июля в Тульской области заработала санитарная авиация. Развитие этого направления уже даже обсудили на еженедельном оперативном совещании в правительстве региона.
Как пояснил министр здравоохранения Тульской области Андрей Третьяков, к проекту по созданию санитарной авиации в рамках нацпроекта «Здравоохранение» регион подключился в инициативном порядке. Этот шаг — необходимый этап развития службы медицинской эвакуации в структуре Центра медицины катастроф (ЦМК).
Отныне оказывать экстренную медпомощь жертвам
По официальной информации, предоставленной самой компанией, вертолеты оборудованы медицинским модулем производства Казанского агрегатного завода, позволяющим проводить не только мониторинг состояния и поддерживать жизнь пациента при транспортировке, но и при необходимости проводить комплекс активных реанимационных мероприятий прямо на борту. Здесь установлены современная мобильная интеллектуальная система контроля показателей жизненно важных функций, оборудование для искусственной вентиляции легких, предусмотрены кювезы и аппараты для транспортировки детей, в том числе новорожденных. Машины даже укомплектованы двумя автономными комплексами «ночного старта» для обеспечения круглосуточной эвакуации пациентов с вертолетных площадок без специализированного светотехнического оборудования.
По словам Андрея Третьякова, стандартный состав авиамедицинских бригад — это врач
— Главное, что дает санитарная авиация,— это время, которое так необходимо врачам в экстренных случаях,— считает министр здравоохранения Тульской области.— Применение медицинских вертолетов сохранит множество жизней благодаря более оперативному оказанию медицинской помощи.
При поступлении вызова с места ДТП или ЧС в единую диспетчерскую службу ЦМК оперативный дежурный оформляет заявку на вылет вертолета и направляет ее дежурному пилотной службы, который, в свою очередь, после получения согласования на вылет передает в ЦМК информацию о готовности. Затем авиамедицинская бригада выезжает на аэродром.
В региональном минздраве подчеркивают: использование санитарной авиации мало того что позволит сократить время прибытия врачей к месту ДТП и оперативно эвакуировать пострадавших, она также расширяет возможности межбольничных медицинских эвакуаций по оказанию помощи тяжелым пациентам скорой и специализированной высокотехнологичной медицинской помощи.
Возможные места посадки вертолетов определены в каждом районе региона. Например, в городе оружейников наиболее удачной площадкой стала территория Тульской областной клинической больницы, близко расположенной к детской областной клинической больнице и перинатальному центру. Кстати, заступившие на круглосуточные дежурства авиамедицинские бригады в первые же дни собственной работы эвакуировали двух пациентов из Ефремовской районной больницы.
Дежавю…
Удивительно, но, рассказывая о преимуществах работы авиамедицинских бригад, никто так и не вспомнил, что успешный опыт подобной работы у тульских врачей был. Известный хирург, доктор медицинских наук, председатель регионального парламента
— Тогда это было востребовано,— говорит он.— В отдаленных районах, как и сейчас, не хватало узких специалистов. Мы летали на вызовы в Куркино, Одоев, Ефремов… Я сам одно время работал
Как вспоминает Олег Дмитриевич, реанимационные возможности тульских врачей и тогда были довольно высокими. Пока действовал аэропорт в Туле, вертолет базировался там. После закрытия аэропорта вертолетная площадка была организована на огромной территории снятого с баланса предприятия бывшего санатория «Тулачермета». И всё успешно работало до первой волны оптимизации системы здравоохранения, поднявшейся двадцать лет назад, когда в федеральном центре заговорили о необходимости экономии бюджетных средств, а на местах «взяли под козырек». Надо ли говорить, что авиамедицинский вертолет берёг здоровье пациентов, но никак не деньги, а потому подлежал «оптимизации» едва ли не в первых рядах? …
А сейчас развитие санитарной авиации — одна из целей национального проекта «Здравоохранение». Финансирование проекта на территории Тульской области предусмотрено в рамках региональной программы «Развитие системы оказания первичной
Внезапно заброшенная практика оказалась востребованной, прогрессивной и достойной того, чтобы вкладывать в нее средства,— думается, с годами эксплуатация вертолета дешевле не стала.
Хотя в системе здравоохранения многое кажется странным. Например, дружное ликование по поводу открытия новых ФАПов, которые некоторое время назад так же бодро закрывали. Кому и для чего нужно принимать решения, последствия которых никто не удосуживается просчитать, а потом «играть обратно» — непонятно совершенно. Но уж точно не пациентам.