Всякая всячина

Назад

23 июля 2019 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: предоставлены объединением «Историко-краеведческий и художественный музей»

К своему 100-летию Тульский областной музей изобразительных искусств подготовил выставку мейсенского фарфора. В экспозиции представлено 110 предметов, изготовленных на самой знаменитой немецкой мануфактуре.

Первую европейскую фарфоровую мануфактуру основал в городе Мейсене в 1710 году саксонский курфюрст и польский король Август II. До этого изделия из фарфора завозились из Китая — именно там он, собственно, и был изобретен в VI веке нашей эры — и ценились на вес золота. Европейские мастера несколько столетий пытались раскрыть секрет этого материала. Наконец в начале XVIII века саксонский ученый Э. В. Чирнгаус и алхимик И. Ф. Беттгер в специально созданной в Дрездене лаборатории нашли рецепт фарфора, и через некоторое время производство было перенесено в Мейсон.

Коллекция мейсенского фарфора Тульского музея изобразительных искусств насчитывает более двухсот предметов. Большая часть датируется XVIII веком, остальные были выпущены в XIX веке.

Основу собрания составляют фрагменты сервизов, настольные украшения, статуэтки, вазы, которые в 1919 году начали поступать в музей из частных коллекций и экспроприированных тульских усадьб: дворца графов Бобринских в Богородицке, имения маркизов Кампанари в селе Урусово Венёвского уезда, графов Олсуфьевых в селе Красные Буйцы Епифанского уезда и других.

— Далеко не каждый музей может похвастаться такой коллекцией мейсенского фарфора, как наша,— говорит заместитель генерального директора Тульского областного объединения «Историко-краеведческий и художественный музей» Марина Кузина.— У нас хранится ряд предметов, аналогов которым нет даже в фондах Эрмитажа…

Коллекция действительно прекрасная. Широко представлена фарфоровая скульптура: пастушки́ и пасту́шки, дамы и кавалеры… Классическое рококо: пасторальные сцены, пастельные тона, множество затейливых, тонко исполненных деталей. Мейсенская фарфоровая пластика поражает многослойностью, роскошью, даже некоторой избыточностью…

Интересно, что не все мейсенские статуэтки миниатюрны. Есть крупные фигуры и композиции — например, великолепное скульптурное изображение Венеры в колеснице, запряженной львами. Этот редкий образец мейсенской фарфоровой пластики недавно был отреставрирован в мастерских им. И. Э. Грабаря в Москве.

Хранятся в тульском музее и фигурки из знаменитой серии «Обезьяний концерт», которую в 1750-е годы создал главный скульптор Мейсенской мануфактуры Иоганн Кендлер. Существует несколько легенд о том, как и почему появилась эта серия. Самая распространенная: однажды Кендлер был приглашен на торжественный прием к курфюрсту Саксонии. Во время обеда во дворце играл оркестр, причем музыканты ужасно фальшивили. В результате появился фарфоровый «Обезьяний концерт» — как карикатура на придворную жизнь XVIII века, с ее фальшью, бессмысленностью и пороками…

Изюминка тульской коллекции — предметы из сервиза «Всякая всячина», в 1740 году созданного специально для графа Генриха фон Брюля, директора Мейсенской мануфактуры и первого министра следующего курфюрста Саксонии и короля Речи Посполитой Августа III.

Сервиз Брюля был рассчитан на сто персон и содержал более двух тысяч предметов — тарелок, блюд, супниц, салатников, мисок, крышек и т. д. Для «Всякой всячины» мастера придумали новый декор, в котором впервые были соединены темы фруктов и овощей с цветочными мотивами. Мануфактура приобрела четырехтомный ботанический атлас — в качестве источника живописных сюжетов. В результате декор предметов брюлевского сервиза ни разу не повторяется…

Граф Брюль умер в 1763 году, и его наследники стали распродавать имущество — в том числе и знаменитый сервиз. Часть предметов купили русские дворяне. В настоящее время известно о 324 сохранившихся предметах, они содержатся в частных и музейных коллекциях разных стран мира. 58 из них — в музеях России. В том числе 17 — в Тульском музее изобразительных искусств, они поступили из имения Бобринских.

— Изучением истории сервиза «Всякая всячина» много лет занимается немецкий искусствовед Клаудиа Бодинек,— рассказывает Марина Кузина.— Она с нами связывалась — и мы выслали ей фотографии и материалы. Диссертация Клаудиа издана, она проиллюстрирована, в том числе и фотографиями экспонатов тульского музея…

Коллекции мейсенского фарфора Тульского музея изобразительных искусств — сто лет, так же, как и самому музею, и сегодня трудно точно сказать, какой из предметов кому именно принадлежал. Нет сомнений, что фарфоровая бульонница привезена из Урусово, она отмечена гербом Белосельских. Тарелочки с овощами предположительно — из Богородицка. И сервиз с птицами, скорее всего, тоже — есть даже легенда о том, что его нашли в тайнике в усадьбе Бобринских….

Выставка продлится до 18 августа.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных