Баллы судьбы
09 июля 2019 00:00
Автор: Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ
Фото: архив "МК"
В Тульской области подвели предварительные итоги Государственной итоговой аттестации.
У подавляющего большинства выпускников и их родителей один из самых стрессовых периодов жизни позади. Основная волна экзаменов пройдена. В региональном министерстве образования предварительными итогами государственной аттестации вполне довольны.
ЕГЭ в цифрах
Как рассказала журналистам министр образования Тульской области Алевтина Шевелева, экзамены прошли без
— Для получения аттестата за курс среднего общего образования необходимо было сдать с положительным результатом два обязательных предмета: русский язык и математику,— заметила А. Шевелёва.— И все мы знаем, что впервые математику разделили по уровням, а выпускники должны были заранее определиться, базовый или профильный уровень они будут сдавать.
В результате русский язык в форме ЕГЭ сдавали 5944 человека. Из них 2042 выпускника (34,36%) получили высокие баллы (от 80 до 99). И лишь одиннадцати
Средний балл по русскому языку составил 72,94, что выше аналогичного общероссийского показателя на 3,44 балла. Результат сопоставим с прошлогодним, однако год назад выпускников, получивших высокие баллы за экзамен, было немного меньше — 1983 человека. Дисциплина также лидирует по числу стобалльников — максимум здесь смогли набрать 43 выпускника.
Математику базового уровня сдавали 2526 учащихся, «отлично» получили 1046 (41,4%), «неудовлетворительно» — 60 (2,38%). Средний балл на ЕГЭ по базовой математике составил 4,22, в России — 4,1 балла. Математику профильного уровня выбрали 3394 выпускника, высокобалльный результат (от 80 до 99) получили 283 человека (8,3%). Кстати, процент участников, получивших высокие результаты в 2018 году, ниже — 2,47%. Число участников, которым не удалось преодолеть минимальный порог,— 188 (5,54%). Средний балл составил 56,20 балла (в 2018 году — 50,25 балла). Стобалльников по математике намного меньше, чем по русскому,— всего девять человек.
Максимального результата по одному или более предметов смогли добиться 75 человек. Помимо уже получившего всероссийскую известность Даниила Дрябина с рекордными 400 баллами, выпускницы
Также помимо уже вышеназванного числа стобалльников по русскому языку и профильной математике, 10 человек получили «сотню» по химии, 8 — по физике, 3 — по информатике и ИКТ, 1 — по литературе и 1 — по обществознанию.
Область любителей обществознания
Вышеупомянутая дисциплина вот уже несколько лет возглавляет рейтинг популярности предметов по выбору. В этом году, например, обществознание сдавали 54,5% выпускников. На втором месте физика (24,97%), а на третьем — биология (20,31%). При этом стоит отметить, что два последних предмета демонстрируют определенную положительную динамику в части увеличения среднего балла по региону до 56,46% и 54,7% соответственно. А вот статистика по обществознанию хуже — средний балл здесь ниже прошлогодних значений, пусть и на 1,36.
Впрочем, если смотреть на общую картину официальной областной статистики, можно заметить, что некоторые гуманитарные дисциплины имеют тенденции к снижению. Результаты хуже прошлогодних зафиксированы по таким предметам, как география, немецкий и французский языки. Средний балл
Можно, конечно, оставить этот факт без внимания. Вот только педагоги, особенно в вузах, уже несколько лет обращают внимание на то, что слишком многих современных выпускников можно назвать «малоговорящими». Так, например, доцент кафедры правовых дисциплин Павел Петрушечкин, неоднократно проверявший работы сдававших ЕГЭ именно по обществознанию, говорил, что самую большую сложность для школьников представляет эссе. За несколько лет работы преподаватель столкнулся лишь с одной безукоризненно выполненной работой.
Кстати, в профессиональном сообществе многие склоняются к тому, что ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам необходима устная часть. Главный аргумент: дети должны говорить и рассуждать как можно больше, это поможет не просто поглощать и механически запоминать информацию, но и продуктивно работать с ней, отсекать лишнее, прослеживать логические цепочки, делать собственные выводы.
Качество в проекте
Судя по всему, процедура ЕГЭ, равно как и содержание тестовых заданий, еще будут меняться, стремясь к максимальной объективности. Неизбежно будет меняться и сама система: из последних поставленных главой государства в этой части задач стоит отметить создание центров для талантливых детей, необходимость ускорения модернизации среднего профессионального (СПО), а также развития дополнительного образования и перспективу запуска в следующем году программы «Земский учитель».
Как пояснила Алевтина Шевелёва, сейчас в приоритетную региональную программу «Образование» входит 8 проектов. На реализацию шести из них на 2019–2020 годы выделено более миллиарда рублей, где 638 миллионов — средства федерального бюджета.
Так, например, один из проектов
В рамках проекта «Учитель будущего» за год на основе кластерного подхода предстоит создать сеть из 4 центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и Центр оценки профессиональных мастерства и квалификации педагогов.
«Успех каждого ребенка» направлен на модернизацию системы дополнительного образования и создание возможностей для реализации способностей конкретных детей.
— На 2019 год ключевым событием по данному направлению станет создание мобильного детского технопарка «Кванториум»,— рассказала министр.— Он будет обеспечивать обучение детей, проживающих в сельской местности и малых городах, по дополнительным общеобразовательным программам инженерной направленности.
Специалисты продолжат работу и по направлению «Билет в будущее», которым определяются наиболее востребованные компетенции и площадки для проведения профессиональных проб школьников в муниципалитетах. В первую очередь ими станут детские технопарки, а также мастерские и лаборатории учреждений среднего профессионального образования.
Со стороны кажется, что практически все реформы образования направлены исключительно на детей. Педагоги же, хоть и объявляются ключевыми фигурами системы, без которых качественные перемены в системе невозможны, остаются
Полегче стало и в материальном плане — если раньше учителю для получения средней зарплаты нужно было брать минимум 1,8 ставки, то сейчас уже 1,5. И, как пообещала Алевтина Шевелёва, в министерстве продолжат работать над снижением этого показателя.