«Тульские крылья» с нездешним размахом
28 июня 2019 00:00
Автор: Олег БОНДАРЬ
Фото: Александра КОЛЕСНИКА
Желающих участвовать в XI ежегодном
Всё выше, и выше, и выше
— Заявились порядка ста человек. Мы же отобрали 25 номеров, которые, на наш взгляд, наиболее интересны для зрителей. Также немаловажный аспект при утверждении участника — безопасность модели и выполняемых фигур пилотажа,— сообщил руководитель полетов Алексей Лемзин.
Впервые
В нынешнем году «Тульские крылья» собрали на аэродроме Клоково в Заречье авиамоделистов почти со всей страны — от Калининграда до Новосибирска. А желающих увидеть, кто из них на что способен в небе, насчитывалось несколько тысяч человек.
Программа включала демонстрацию фигур высшего пилотажа, воздушный фристайл, групповой пилотаж, воздушную акробатику с использованием пиротехники. Все полеты проходили под специально подобранную для номеров музыку, что придавало и без того эффектному действу особую эмоциональную окраску.
Впереди планеты всей
Впервые в этом году в небо над Тулой поднялась уникальная, единственная в мире
Эксклюзивное детище российского авиапрома — новейший истребитель пятого поколения
— Модель оснащена двумя настоящими турбореактивными двигателями. Компрессор, камера сгорания и сопла — всё, как в прототипе,— поясняет Алексей Лемзин.— И скорость соответствующая — до 250 км/ч. Машина имеет сложную конструкцию с интегральной системой управления. Там уже нет привычного для авиамоделей руля высоты или киля. Не всякий авиамоделист сможет управлять таким образцом без дополнительного обучения.
Увидели зрители и легенду российской авиации — модель самолета «Илья Муромец» в масштабе 1:5 с размахом крыльев в 6 метров. Уникальную модель построили в клубе Обнинска всего за год. Также демонстрировали свои возможности модели
К слову, увлечение авиамоделизмом — удовольствие не из дешевых. Одна более или менее совершенная модель стоит в среднем около полумиллиона рублей.
— Поэтому на фестивалях и шоу летают на дублерах, чтобы в случае чего не повредить оригинал,— говорит руководитель полетов.— При создании той или иной модели самолета собирают два образца. По техническим характеристикам они абсолютно одинаковые, но один из них рабочий и предназначен для тренировок и выступлений, а второй, доведенный до высокой степени копийности, служит как бы выставочным вариантом.
Зато не особо заботились о сохранности своих летательных аппаратов участники «боёв». Так назывался блок программы, в котором около 30 моделей одновременно поднялись в воздух и атаковали друг друга буквально до последнего. То есть победителем становился единственный оставшийся целым в небе аппарат. Правда, участвовали в таких сражениях не те образцы, стоимость которых полмиллиона, а недорогие модельки массой 300–350 граммов. А вот бились они натурально (как говорят моделисты — тело в тело) и, конечно же, ломались. Но, по признанию участников, ради такого зрелища самолетов не жалко, к тому же электроника всё равно остается «живой», а корпус легко восстановить.
В бой идут одни «старики»?
В этом году на открытии «Тульских крыльев» было много сказано о стремительном росте популярности фестиваля и о расширении географии участников. При этом ничего о развитии этого вида спорта непосредственно в нашем регионе упомянуто не было.
— Авиамоделизм в Тульской области, считаю, вообще не развит. Один из характерных показателей — почти полное отсутствие на фестивале участников из Тулы,— заметил Алексей Лемзин.— Авиамоделисты в Тульской области есть, но их единицы, да и те увлекаются менее сложными моделями. А такими серьезными, какие были представлены на фестивале, никто не занимается. В принципе и места для этого нет. Кружки, насколько мне известно, закрываются. На данный момент есть один при станции юного техника в Заречье. Жизнь авиамоделизма в Тульской области, к сожалению, ограничивается лишь проведением фестиваля. И это грустно. Современная молодежь не особо увлекается авиамоделизмом в полноценном виде. Мало кто хочет создавать модель своими руками, все хотят купить готовое и просто запускать в воздух. Это тоже хорошее увлечение, но уже вторичное… Истинный авиамоделист тот, кто полностью создает модель сам. Тогда и приходит понимание техники, как говорится, «от и до», и формируется настоящее мастерство.
К слову, несколько лет назад в Туле активно заговорили о развитии авиационных, технических и