Валерий Плотников: Я никуда не спешу

Назад

07 марта 2018 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

В галерее «Ясная Поляна» (ул. Октябрьская, 12) открылась выставка «Владимир Высоцкий и другие» известного советского и российского фотохудожника Валерия Плотникова. На презентации экспозиции в Туле автор рассказал о том, как ему работалось с советскими и российскими знаменитостями.

С Высоцким проблем не возникало

В октябре 2018 года Плотникову исполнится 75 лет, поэтому выставку он называет юбилейной и представляет на ней ретроспективу своего творчества — от фотографий 70-х годов прошлого века до современных работ. Правда, если на снимках советского периода — сплошь узнаваемые персоны, то сейчас фотограф больше снимает людей обычных, чтобы показать «портрет в чистом виде», безотносительно к бэкграунду человека, на нём запечатлённого.

Несмотря на название экспозиции, помимо портретов Владимира Высоцкого, на ней представлены фотографии и других известных людей: Мстислава Ростроповича, Армена Джигарханяна, Анатолия Собчака, Михаила Горбачёва, Юрия Любимова, Владимира Познера и других.

— Высоцкого я снимал много, но при его жизни было опубликовано только шесть его фотографий, и большинство — в иностранной печати,— рассказывает Плотников, который категорически запрещает называть себя по имени-отчеству — либо Валерий, либо Фёдорович.— В 1975 году мы подготовили пластинку, для которой я сделал обложку,— она была полностью записана и готова к изданию, но так и не увидела свет. Более того, она до сих пор лежит на «Мелодии», и к юбилею я напомнил и предложил её всё-таки издать. Но этого до сих пор не произошло. Надеюсь, когда-нибудь время придёт. Всё было непросто. Высоцкий — сложный человек, плюс его непростые отношения с государством. Всё это накладывало отпечаток, но с ним у нас проблем не возникало никогда…

Киркоров сразу не понравился

Плотников рассказывает, что большинство фотографий известных людей он делал бесплатно — потому что ему самому хотелось их снять. Работает мастер и по сей день, к нему многие обращаются, но теперь он сам выбирает, кого снимать, а кому отказать. Правда, признаётся, что от хорошего гонорара всё же отказывается редко. О работе говорит так:

— Многие фотографы, достаточно серьёзные и талантливые, сравнивают себя с официантами: подают то, что закажут. Я не официант. Я снимаю только то, во что верю. А если я снимаю то, во что не верю, то именно для того, чтобы подчеркнуть это. Встречаясь с подрастающим поколением фотографов, я пытаюсь объяснить, что в нашу профессию входит не только умение снимать, но и умение не снимать. Объектив «засаливается», портится, когда снимаешь тех, кого не должно…

Плотников говорит, что работа всегда находила его сама. Второй муж Аллы Пугачёвой Александр Стефанович был его другом детства — так фотограф познакомился с тогда ещё мало кому известной певицей. Спустя годы Пугачёва пригласила его снимать свою свадьбу с Филиппом Киркоровым.

— Сейчас такой период, когда имя работает на меня,— комментирует В. Плотников.— Но, честно говоря, я всегда мог отказаться от любой съёмки. Например, в 1994 году Алла Пугачёва пригласила меня поработать на их свадьбе с Филиппом Киркоровым, который мне как-то сразу не понравился. Он был влюблён в неё безумно, но мне почему-то не нравился. И я не приехал. Поэтому фотографий с их свадьбы в Санкт-Петербурге практически нет — только видеозаписи. И только потом я работал на их венчании в Иерусалиме. Жалею, что пропустил ту съёмку — это было непрофессионально с моей стороны…

Любовь к рукотворному

Портрет ещё одного кумира советского времени — актёра Михаила Боярского работы Валерия Плотникова — в конце 1970-х годов украсил обложку журнала «Советский экран». Снимок стал хрестоматийным.

— Когда мои домашние узнали, что я поеду снимать «самого Боярского», вся женская половина упросила взять их с собой,— вспоминает фотограф.— У меня тогда была «Нива». Когда дамы расселись, выяснилось, что Боярский не помещается, и я попросил его сесть в багажник. По дороге нас остановил гаишник. Я сказал: «Спешу, Боярского везу на съёмку». Он смотрит через стекло, а там одни девичьи лица. «Какого Боярского?» — говорит. Я его веду к багажнику, открываю — а там, скрючившись и поджав ноги, сидит Боярский. И кивает гаишнику. У того глаза на лоб: это что ж, думает, за человек, который возит самого Боярского в багажнике? …

Валерия Плотникова называют портретистом ушедшей эпохи. Он создал знаковые снимки многих актёров, писателей, музыкантов, политиков. О современности говорит так:

— Сейчас в России есть десятка два хороших фотохудожников, вот только снимать им некого — опоздали они родиться…

И до сих пор не признаёт новые технологии:

— Я люблю всё рукотворное: снимаю только на плёнку, у меня нет ни мейлов, ни пейджеров. Мне четырёх телефонов с автоответчиками достаточно. «Цифра», бесспорно, функциональна, но я никуда не спешу. Мне эта функциональность даже претит. Я никак это не комментирую, просто у меня другое представление о прекрасном. Создание портрета, образа чаще всего происходит на каком-то интуитивном уровне. У меня нет какой-то чёткой системы — всё идёт от моего художественного образования, от широты моих ассоциаций. Просто я хорошо знаю изобразительное искусство, у меня есть потрясающие примеры перед глазами — Рембрандт, Ван Дейк, Врубель, Серов. Я вижу, что они делали для того, чтобы создать тот или иной образ, и пытаюсь в какой-то мере этому следовать…


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных