Валерий Плотников: Я никуда не спешу
07 марта 2018 00:00
Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ
Фото: Александра КОЛЕСНИКА
В галерее «Ясная Поляна» (ул. Октябрьская, 12) открылась выставка «Владимир Высоцкий и другие» известного советского и российского фотохудожника Валерия Плотникова. На презентации экспозиции в Туле автор рассказал о том, как ему работалось с советскими и российскими знаменитостями.
С Высоцким проблем не возникало
В октябре 2018 года Плотникову исполнится 75 лет, поэтому выставку он называет юбилейной и представляет на ней ретроспективу своего творчества — от фотографий
Несмотря на название экспозиции, помимо портретов Владимира Высоцкого, на ней представлены фотографии и других известных людей: Мстислава Ростроповича, Армена Джигарханяна, Анатолия Собчака, Михаила Горбачёва, Юрия Любимова, Владимира Познера и других.
— Высоцкого я снимал много, но при его жизни было опубликовано только шесть его фотографий, и большинство — в иностранной печати,— рассказывает Плотников, который категорически запрещает называть себя по
Киркоров сразу не понравился
Плотников рассказывает, что большинство фотографий известных людей он делал бесплатно — потому что ему самому хотелось их снять. Работает мастер и по сей день, к нему многие обращаются, но теперь он сам выбирает, кого снимать, а кому отказать. Правда, признаётся, что от хорошего гонорара всё же отказывается редко. О работе говорит так:
— Многие фотографы, достаточно серьёзные и талантливые, сравнивают себя с официантами: подают то, что закажут. Я не официант. Я снимаю только то, во что верю. А если я снимаю то, во что не верю, то именно для того, чтобы подчеркнуть это. Встречаясь с подрастающим поколением фотографов, я пытаюсь объяснить, что в нашу профессию входит не только умение снимать, но и умение не снимать. Объектив «засаливается», портится, когда снимаешь тех, кого не должно…
Плотников говорит, что работа всегда находила его сама. Второй муж Аллы Пугачёвой Александр Стефанович был его другом детства — так фотограф познакомился с тогда ещё мало кому известной певицей. Спустя годы Пугачёва пригласила его снимать свою свадьбу с Филиппом Киркоровым.
— Сейчас такой период, когда имя работает на меня,— комментирует В. Плотников.— Но, честно говоря, я всегда мог отказаться от любой съёмки. Например, в 1994 году Алла Пугачёва пригласила меня поработать на их свадьбе с Филиппом Киркоровым, который мне
Любовь к рукотворному
Портрет ещё одного кумира советского времени — актёра Михаила Боярского работы Валерия Плотникова — в конце
— Когда мои домашние узнали, что я поеду снимать «самого Боярского», вся женская половина упросила взять их с собой,— вспоминает фотограф.— У меня тогда была «Нива». Когда дамы расселись, выяснилось, что Боярский не помещается, и я попросил его сесть в багажник. По дороге нас остановил гаишник. Я сказал: «Спешу, Боярского везу на съёмку». Он смотрит через стекло, а там одни девичьи лица. «Какого Боярского?» — говорит. Я его веду к багажнику, открываю — а там, скрючившись и поджав ноги, сидит Боярский. И кивает гаишнику. У того глаза на лоб: это что ж, думает, за человек, который возит самого Боярского в багажнике? …
Валерия Плотникова называют портретистом ушедшей эпохи. Он создал знаковые снимки многих актёров, писателей, музыкантов, политиков. О современности говорит так:
— Сейчас в России есть десятка два хороших фотохудожников, вот только снимать им некого — опоздали они родиться…
И до сих пор не признаёт новые технологии:
— Я люблю всё рукотворное: снимаю только на плёнку, у меня нет ни мейлов, ни пейджеров. Мне четырёх телефонов с автоответчиками достаточно. «Цифра», бесспорно, функциональна, но я никуда не спешу. Мне эта функциональность даже претит. Я никак это не комментирую, просто у меня другое представление о прекрасном. Создание портрета, образа чаще всего происходит на