Точка новых возможностей

Назад

24 мая 2019 00:00

 0
Наука/Образование

Автор: Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ

Фото: Александра Колесника

«Песочницы» для лидеров

Вообще проектов, специализирующихся на решении вышеназванных задач, сейчас масса — конференции, форумы, выставки, различные тематические курсы… В Агентстве стратегических инициатив решили не размениваться по мелочам и, собрав практически все существующие форматы, аккумулировать их.

Так в 2013 году в Москве появились пространства коллективной работы «Точка кипения». Организаторы позиционируют их как развивающие площадки для дискуссий предпринимателей, инженеров, ученых, педагогов, студентов и аспирантов, а также представителей власти в формате «без галстука». Предполагается, что участники будут формировать бизнес-идеи, обсуждать проекты стартапов и дорожные карты для их воплощения.

«Каждый может организовать здесь независимое и бесплатное образовательное событие или принять в нем участие. Высокая плотность событий, вовлечение лидеров и талантов дают возможность участникам быстро тестировать прорывные идеи, собирать проектные команды, находить единомышленников, учиться и учить, менять жизнь университета, города, региона, страны и мира к лучшему»,— уверяют организаторы на сайте «Точки кипения».

Инициативу столицы подхватили в Санкт-Петербурге, затем в Иваново, и сегодня «Точки кипения» работают уже в 24 городах. Вообще классическим форматом считаются городские «Точки кипения». Однако недавно появились и вузовские. Одним из 12 российских высших учебных заведений, где открылись «Точки», стал Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого.

По словам генерального директора Агентства стратегических инициатив Светланы Чупшевой, формат «Точки кипения», в рамках которого люди слушают, спорят друг с другом, вырабатывают новые подходы и решения, а главное, вместе создают и в дальнейшем реализуют свои проекты, стал востребованным и доказал свою эффективность.

— В АСИ рассчитывают, что благодаря университетским «Точкам кипения» будут организованы своеобразные «песочницы», в которых участники смогут учиться компетенциям цифровой экономики, осваивать новые профессии. Мы ожидаем, что до конца этого года количество «Точек кипения» значительно увеличится,— добавила Светлана Чупшева.

Образовательные траектории

В ТГПУ «Точка кипения» открылась в режиме телемоста — одновременно с Нальчиком, Новосибирском, Омском, Ростовом-на-Дону, Томском, Ульяновском, Хабаровском, Череповцом и Ярославлем. Ректоры университетов подписали соглашение о сотрудничестве с платформой Национальной технологической инициативы (НТИ), в котором указали конкретные направления развития вузов.

В онлайн-церемонии подписания документа, помимо Светланы Чупшевой, участвовали специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, генеральный директор АНО «Платформа НТИ» Дмитрий Песков, генеральный директор АНО «Университет 2035» Василий Третьяков, руководитель Центра городских компетенций АСИ Татьяна Журавлёва.

— Уверен, что «Точка кипения» станет уникальным пространством, где мы будем экспериментировать с подходами к нашей образовательной парадигме,— обратился к собравшимся ректор ТГПУ Владимир Панин.— В планах университета — активное развитие кружкового движения, формирование кадровой элиты для университета и региона в целом. Надеюсь, сеть «Точек кипения» в региональных вузах по всей России запустит процессы, которые станут основой будущей цифровой экономики нашей страны.

Организаторы утверждают, что на развивающих площадках вузы смогут экспериментировать с подходами к собственной учебной деятельности — вводить новые образовательные форматы и применять новые модели коммуникации в образовании, организовывать прямой обмен образовательным контентом.

Специальный представитель Президента России по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков отметил, что ключевая задача университетских «Точек кипения» — вовлечение регионов, региональных отраслевых университетов в технологический прорыв.

— Базовые требования, которые мы предъявляем к вузу для открытия «Точки кипения»,— активное сообщество, люди, участвующие в наших программах, в мероприятиях на платформе Leader-ID, а также стандартным образом организованное пространство со средствами коммуникации,— пояснил он.

Песков подчеркнул, что вузы, которые открыли у себя «Точки», первыми получат предложение участвовать в стартующей в 2019 году региональной акселерационной программе Национальной технологической инициативы и смогут рассчитывать на компенсацию расходов при реализации проектов.

Интересно и полезно?

Областная власть, в свою очередь, рассчитывает на то, что новое пространство коллективной работы станет неким сосредоточием идей и проектов, которым можно будет найти практическое применение.

— Мы готовы оказать всестороннюю поддержку для реализации проектов с помощью таких сквозных технологий, как большие данные, искусственный интеллект, промышленный интернет,— отметил региональный министр по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области Ярослав Раков, уточнив, что «Точки кипения» — новый инструмент для выполнения задач нацпроектов «Цифровая экономика», «Образование», «Наука» и других.

Приоритетными направлениями работы для студентов, преподавателей и других участников проекта станут развитие кружкового движения, создание кадровой элиты для университета и региона, поиск новых инструментов в образовании.

При этом в идеале пространство будет постоянно развиваться, привлекая новых сторонников и расширяя поле деятельности. Заинтересованность в сотрудничестве уже высказали некоторые предприятия региона, уделяющие пристальное внимание вопросу подготовки кадров, а также органы исполнительной власти. К примеру, комитет по предпринимательству и потребительскому рынку Тульской области рассматривает варианты сотрудничества в части вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность, а в министерстве экономического развития анонсировали открытие региональной «Точки кипения» на базе творческого индустриального кластера «Октава», которая будет тесно взаимодействовать с университетской «Точкой» …

Пока официальные лица обсуждали вопросы стратегии и целеполагания, молодежь уже активно осваивала новое пространство. Здесь работало несколько интерактивных зон. Больше всего внимания привлекли экономические настольные игры. Однако хватало и тех, кто рискнул протестировать компьютерные игры, написанные студентами академии «Рубикон», и проверить работу роботов Lego Mindstorms или поучаствовать в тест-игре «Кто ты из великих новаторов?» …

Удивительно, но далеко не все авторы серьезных проектов были студентами. Как оказалось, научная деятельность привлекает и школьников.

— Мы показываем, как обезопасить свой дом от огня,— рассказала воспитанница «Кванториума», семиклассница Елизавета Ионова, презентуя проект «Негорящие материалы в быту».— Это коллективная работа учеников 5–7-х классов.

С этим проектом ребята вышли в финал всероссийского конкурса — сразу после «Точки кипения» они отправились в Казань. Рассказывая о своей работе, Лиза отметила, что занимается в «Кванториуме» год и очень довольна, что получила возможность совершенствовать знания в области любимой химии в неформальной атмосфере. Она активно участвует в самых разных научных творческих конкурсах и всерьез рассчитывает связать свою будущую профессию именно с химией.

Кстати, о том, что учеба должна быть интересной, говорит не только семиклассница Елизавета Ионова. Это, в общем, главный запрос и у современных студентов, по мнению которых качественное образование совершенно необязательно ограничивается добросовестным конспектированием лекций. Они, бесспорно, признают необходимость академической базы и даже готовы согласиться с важностью классического преподавания. Но при этом искренне убеждены, что можно совмещать элементы игры, гранит науки и современные технологии. В идеале, площадкой для этого и должна стать «Точка кипения».


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных