Точка новых возможностей
24 мая 2019 00:00
Автор: Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ
Фото: Александра Колесника
«Песочницы» для лидеров
Вообще проектов, специализирующихся на решении вышеназванных задач, сейчас масса — конференции, форумы, выставки, различные тематические курсы… В Агентстве стратегических инициатив решили не размениваться по мелочам и, собрав практически все существующие форматы, аккумулировать их.
Так в 2013 году в Москве появились пространства коллективной работы «Точка кипения». Организаторы позиционируют их как развивающие площадки для дискуссий предпринимателей, инженеров, ученых, педагогов, студентов и аспирантов, а также представителей власти в формате «без галстука». Предполагается, что участники будут формировать
«Каждый может организовать здесь независимое и бесплатное образовательное событие или принять в нем участие. Высокая плотность событий, вовлечение лидеров и талантов дают возможность участникам быстро тестировать прорывные идеи, собирать проектные команды, находить единомышленников, учиться и учить, менять жизнь университета, города, региона, страны и мира к лучшему»,— уверяют организаторы на сайте «Точки кипения».
Инициативу столицы подхватили в
По словам генерального директора Агентства стратегических инициатив Светланы Чупшевой, формат «Точки кипения», в рамках которого люди слушают, спорят друг с другом, вырабатывают новые подходы и решения, а главное, вместе создают и в дальнейшем реализуют свои проекты, стал востребованным и доказал свою эффективность.
— В АСИ рассчитывают, что благодаря университетским «Точкам кипения» будут организованы своеобразные «песочницы», в которых участники смогут учиться компетенциям цифровой экономики, осваивать новые профессии. Мы ожидаем, что до конца этого года количество «Точек кипения» значительно увеличится,— добавила Светлана Чупшева.
Образовательные траектории
В ТГПУ «Точка кипения» открылась в режиме телемоста — одновременно с Нальчиком, Новосибирском, Омском,
В
— Уверен, что «Точка кипения» станет уникальным пространством, где мы будем экспериментировать с подходами к нашей образовательной парадигме,— обратился к собравшимся ректор ТГПУ Владимир Панин.— В планах университета — активное развитие кружкового движения, формирование кадровой элиты для университета и региона в целом. Надеюсь, сеть «Точек кипения» в региональных вузах по всей России запустит процессы, которые станут основой будущей цифровой экономики нашей страны.
Организаторы утверждают, что на развивающих площадках вузы смогут экспериментировать с подходами к собственной учебной деятельности — вводить новые образовательные форматы и применять новые модели коммуникации в образовании, организовывать прямой обмен образовательным контентом.
Специальный представитель Президента России по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков отметил, что ключевая задача университетских «Точек кипения» — вовлечение регионов, региональных отраслевых университетов в технологический прорыв.
— Базовые требования, которые мы предъявляем к вузу для открытия «Точки кипения»,— активное сообщество, люди, участвующие в наших программах, в мероприятиях на платформе
Песков подчеркнул, что вузы, которые открыли у себя «Точки», первыми получат предложение участвовать в стартующей в 2019 году региональной акселерационной программе Национальной технологической инициативы и смогут рассчитывать на компенсацию расходов при реализации проектов.
Интересно и полезно?
Областная власть, в свою очередь, рассчитывает на то, что новое пространство коллективной работы станет неким сосредоточием идей и проектов, которым можно будет найти практическое применение.
— Мы готовы оказать всестороннюю поддержку для реализации проектов с помощью таких сквозных технологий, как большие данные, искусственный интеллект, промышленный интернет,— отметил региональный министр по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области Ярослав Раков, уточнив, что «Точки кипения» — новый инструмент для выполнения задач нацпроектов «Цифровая экономика», «Образование», «Наука» и других.
Приоритетными направлениями работы для студентов, преподавателей и других участников проекта станут развитие кружкового движения, создание кадровой элиты для университета и региона, поиск новых инструментов в образовании.
При этом в идеале пространство будет постоянно развиваться, привлекая новых сторонников и расширяя поле деятельности. Заинтересованность в сотрудничестве уже высказали некоторые предприятия региона, уделяющие пристальное внимание вопросу подготовки кадров, а также органы исполнительной власти. К примеру, комитет по предпринимательству и потребительскому рынку Тульской области рассматривает варианты сотрудничества в части вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность, а в министерстве экономического развития анонсировали открытие региональной «Точки кипения» на базе творческого индустриального кластера «Октава», которая будет тесно взаимодействовать с университетской «Точкой» …
Пока официальные лица обсуждали вопросы стратегии и целеполагания, молодежь уже активно осваивала новое пространство. Здесь работало несколько интерактивных зон. Больше всего внимания привлекли экономические настольные игры. Однако хватало и тех, кто рискнул протестировать компьютерные игры, написанные студентами академии «Рубикон», и проверить работу роботов Lego Mindstorms или поучаствовать в
Удивительно, но далеко не все авторы серьезных проектов были студентами. Как оказалось, научная деятельность привлекает и школьников.
— Мы показываем, как обезопасить свой дом от огня,— рассказала воспитанница «Кванториума», семиклассница Елизавета Ионова, презентуя проект «Негорящие материалы в быту».— Это коллективная работа учеников
С этим проектом ребята вышли в финал всероссийского конкурса — сразу после «Точки кипения» они отправились в Казань. Рассказывая о своей работе, Лиза отметила, что занимается в «Кванториуме» год и очень довольна, что получила возможность совершенствовать знания в области любимой химии в неформальной атмосфере. Она активно участвует в самых разных научных творческих конкурсах и всерьез рассчитывает связать свою будущую профессию именно с химией.
Кстати, о том, что учеба должна быть интересной, говорит не только семиклассница Елизавета Ионова. Это, в общем, главный запрос и у современных студентов, по мнению которых качественное образование совершенно необязательно ограничивается добросовестным конспектированием лекций. Они, бесспорно, признают необходимость академической базы и даже готовы согласиться с важностью классического преподавания. Но при этом искренне убеждены, что можно совмещать элементы игры, гранит науки и современные технологии. В идеале, площадкой для этого и должна стать «Точка кипения».