Люди и маски

Назад

08 мая 2019 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

Тульский камерный драматический театр представил новый спектакль — «Маленькие трагедии» по произведениям Александра Сергеевича Пушкина. 

«Маленькие трагедии» — это четыре небольшие пьесы. Совершенные по замыслу, исполнению и настолько популярные, что имена их персонажей стали почти нарицательными, а текст разошелся на цитаты. Самая известная, конечно, «Гений и злодейство — две вещи несовместные».

При этом — так бывает с гениальными произведениями — «Маленькие трагедии» остаются до конца не прочитанными, не понятыми, хранящими некую тайну. И каждый новый интерпретатор пытается эту тайну разгадать. Алексей Басов, режиссер-постановщик спектакля и художественный руководитель камерного драматического театра, признался, что решил взять в работу «Маленькие трагедии» именно для того, чтобы в процессе погружения в текст понять истинную мотивацию пушкинских героев и логику происходящих событий.

Автор спектакля использовал для постановки три пьесы из четырех: «Пир во время чумы», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» — и расположил их именно в этом порядке. Композиция подчеркнуто музыкальная, трехчастная, с кодой, повторяющей мотив первого сюжета, а также сквозной темой — темой смерти.

В этом спектакле уровень трагедийности поднят до античного. Мысль о неотвратимости происходящих событий, о бессилии человека перед безжалостным и равнодушным роком сформулирована ясно и точно. Беспомощны перед лицом страшной чумы люди, собравшиеся на пир, который может оказаться последним. Не может противиться своей миссии отравитель Сальери — он всего лишь орудие в руках судьбы. Моцарт понимает, что налито в его бокал, тем не менее осознанно делает роковой глоток. И Дон Гуан, приглашая статую Командора «постоять на страже» у дверей комнаты донны Анны, где должно состояться любовное свидание, не сомневается, что этот дерзкий вызов закончится для него смертью.

В спектакле заняты Алексей Басов (Дон Гуан), Владислав Басов (Моцарт, монах, Дон Карлос), Елена Басова (Луиза, Донна Анна), Анна Панина (Мери, Лаура).

А также приглашенный актер Олег Спиренков — он удивительно органичен в роли Председателя пира и в особенности в роли Лепорелло. Огромное впечатление производит работа Алишера Жумаева — Сальери. Артист выходит на сцену с коробкой грима и прямо перед зрителем наносит на лицо белый тон, превращая себя в античную маску. Пластичную, передающую все нюансы эмоций, но всего лишь маску…

Есть в спектакле и катарсис — как это и положено для античной трагедии: гимн чуме, не допетый в первой части, вновь звучит в финале — победно и освобождающе…

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных