mk.tula.ru

mail@mk.tula.ru

тел.: (4872) 31-65-65, 21-14-80

Понедельник 15 июля

Бумажная память

Возврат к списку

30.04.2019 00:00

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

Комментариев: 0

Краеведение/Культура Бумажная память



18 мая Тульскому областному краеведческому музею исполнится 100 лет. Накануне юбилея корреспондентов «Молодого коммунара» пригласили на экскурсию по музейным фондам, где содержатся уникальные предметы, большая часть которых никогда не экспонировалась.

Сыщики, грузчики, упаковщики…

Фонды краеведческого музея огромны — более 150 тысяч предметов, и хранятся они не только в основном здании: частично — в специально выделенном помещении в Пролетарском районе, частично — в других музеях объединения. Фонды структурированы по типу материалов — ткань, дерево, металл, бумага и т. д., так как каждому предмету, в зависимости от того, из чего он сделан, требуются специальные условия хранения. Мы побывали в «бумажном» секторе: здесь размещаются документы, фотографии и книги. А нашими экскурсоводами стали ведущие специалисты отдела учета и хранения Тульского областного музейного объединения, или просто хранители Ирина Дементьева и Татьяна Гнидина.

В обязанности хранителей входит не только тщательное и ответственное сбережение экспонатов, но и их научное описание, введение в исторический контекст, выяснение происхождения и бытования. Иногда эта работа превращается в целое расследование, и хранители чувствуют себя настоящими сыщиками, Впрочем, упаковщиками и грузчиками Ирине и Татьяне тоже приходилось работать. Дело в том, что фонды ТОКМ много раз перемещались — переезжали с этажа на этаж и в другие музеи. Это было в период, когда здание краеведческого музея — старинный купеческий особняк, памятник истории и культуры XVIII века — было признано аварийным. Музей закрылся на ремонт, затянувшийся почти на 25 лет. А когда в конце 2013 года вновь открылся, было решено вернуть «бумажные» фонды на третий этаж — в помещения с оптимальными условиями хранения.

— Влажность — 55 плюс-минус пять процентов, температура воздуха — 17–19 градусов. Это нормативный режим для бумаги,— рассказывает Ирина Дементьева, хранитель фотографий и документов.— Мы содержим свои экспонаты в специальных папках из бескислотного картона, стараемся укрывать микалентной бумагой (к сожалению, у нас ее не так много осталось, сейчас в России она практически не выпускается). Это безопасные для бумаги материалы…

Отдел фотографий и документов оборудован не только стеллажами для папок и компьютерной техникой, но и бесконтактным сканером, не травмирующим хрупкую бумагу при копировании…

Дневник Надежды

По словам Ирины Дементьевой, в прошлом веке музейщики формировали фонды в соответствии с требованиями официальной идеологии и отдавали предпочтение темам и героям революции, Гражданской войны, коллективизации… Но как профессионалы, преданные своему делу, старались собирать и другие значимые предметы.

Ирина показывает раритет — амбротип, то есть фотографию на стекле,— эта технология пришла на смену дагерротипу (фото на серебряной пластине) как более дешевая. Портрет женщины датируется приблизительно 50–60-ми годами XIX века. Как оказалось, это мама Михаила Александровича Мензбира, знаменитого зоолога, одного из основателей русской орнитологии, профессора Московского университета и первого его ректора после революции 1917 года. Мензбир наш земляк — родился в 1855 году в Туле, здесь же окончил гимназию.

Еще один впечатляющий экспонат: путевой дневник 13-летней дочери декабриста Степана Никитича Бегичева — Надежды. Известно, что с Бегичевым дружил Грибоедов, писатель бывал в его имении в Тульской области, где работал над комедией «Горе от ума». Девочка записывала в дневник впечатления от путешествия по Европе, совершённого в 1841–1842 годах. Писала, конечно, по-французски — почерк каллиграфический, легкий, изящный… Надежда умерла рано, не дожив и до 20 лет.

— Обратите внимание на эту коробочку. Внутри — негативы фотографий 60-х годов со строительства тульского цирка,— говорит Ирина Дементьева.— Фотографии делал инженер, принимавший участие в строительстве. Он нам их и принес…

А лет пять назад в музей пришла женщина — жена потомка Соустова, приказчика тульского купца Дмитрия Яковлевича Ваныкина. Она принесла фотографию мецената, на средства которого была построена главная городская больница. До этого ни в одном из музеев фотографии Ваныкина не было.

Что же касается фотографий Тулы, то сегодня в коллекции краеведческого музея их множество, самые ранние — 80-х годов XIX века.

Жители Тулы и Тульской области нередко предлагают в дар музею семейные реликвии. Однако не все они попадают в фонды, так как каждый предмет должен быть одобрен экспертами фондово-закупочной комиссии. Но прежде сотрудник, предлагающий приобрести или принять в дар от человека ту или иную вещь, должен представить научное обоснование — почему она необходима музею. На заседаниях ФЗК частенько разгораются споры; если же принято решение вещь купить или принять, то процесс передачи сопровождается оформлением целого пакета документов — этого требует российское законодательство.

«Апостол» нуждается в реставрации

— Убедить фондово-закупочную комиссию иногда бывает очень сложно,— признаётся Татьяна Гнидина, хранитель отдела книг и периодики.— Я считаю, что в коллекции нашего музея должна быть самая разная литература, отражающая жизнь страны и региона…

Татьяна Георгиевна вспоминает, как доказывала и продолжает доказывать важность приобретения газет и журналов, издающихся в Тульской области. В 1991 году она сама отправилась в Заречье для того, чтобы в киоске у Комсомольского парка купить для музея первую тульскую эротическую газету «Секс-будильник». Почему так далеко? А потому, что в центре города ее продавать запрещали. Газета с полуобнаженной девушкой на первой полосе — кстати, изданная почему-то в Вильнюсе — публиковала, как сказано в описании, «информацию из мира секса, анекдоты, эротические рассказы и объявления». В том числе объявление о наборе моделей в США и Канаду. А также текст двух заветных русских сказок Александра Афанасьева, включенных в его сборник «Народные русские сказки не для печати» (Женева,1873 г. ) и не опубликованных в России.

Фонд редкой книги и периодики — один из самых молодых в краеведческом музее. Книги не всегда считались музейными предметами, они хранились в библиотеках, и только в 1979 году Министерство культуры СССР дало указание музеям формировать книжные фонды. Тогда в ТОКМ из Тульской областной универсальной научной библиотеки передали старинные церковные книги и дореволюционную литературу, которая когда-то составляла фонд Тульской губернской библиотеки.

Наибольшей ценностью, разумеется, обладают рукописные и старопечатные книги XVI — XVII веков. Татьяна Георгиевна осторожно достает из шкафа «Апостол» 1684 года — книга нуждается в реставрации: страницы — с заломами и подтеками, некоторые фрагменты утрачены и их придется восстанавливать. Реставрация «Апостола» будет стоить около 300 тысяч рублей, пока у музея таких денег нет.

С любопытством изучаем постреволюционные пропагандистские брошюры. В. Мордвинкин. «Чорт палёный», 1919 год. Назидательная сказка для взрослых: главный герой, мастеровой Митька, победил буржуинов и выиграл спор у черта. На последней странице — реклама издательства Демьяна Бедного. Прекрасные иллюстрации художника Николая Кочергина, который позже станет заниматься оформлением детских книг.

Владимир Мордвинкин быстро поднимался по карьерной лестнице, вошел в советскую номенклатурную элиту, но в 1938 году его жену Таисию — сестру бывшего наркома внутренних дел СССР Генриха Ягоды — сначала сослали в Астрахань, а потом арестовали. Мордвинкин уехал в Саратовскую область, где до конца жизни работал счетоводом…

Татьяна Георгиевна демонстрирует детский календарь 1949 года. На обложке — портрет Сталина. Перелистываем: стихи Самуила Маршака и Агнии Барто, иллюстрации к сказкам Пушкина, виды Москвы… Фрагменты бумажных фигурок, которые нужно вырезать и склеить своими руками. Часть деталей уже кто-то вырезал — 70 лет назад.

Ирина Дементьева и Татьяна Гнидина изучают и хранят не просто фотографии, книги и документы. Они хранят живую память о человеческих судьбах. А это уже не просто работа…


Оставьте комментарий:

Ваше имя Ваш комментарий Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Наши партнеры
Реклама