Транспортная сеть — не ловушка, а система
19 апреля 2019 00:00
Автор: Елена СОЛОМАТИНА
Фото: архив МК
Общественный транспорт необходим для каждого горожанина. Даже у самых идейных автовладельцев случаются ситуации, когда автобус, троллейбус, трамвай или маршрутное такси — оптимальный способ добраться из точки А в точку Б…
В неравных условиях
На заседании рабочей группы по формированию новой маршрутной транспортной сети заместитель главы администрации г. Тулы — начальник управления по транспорту и дорожному хозяйству Алексей Крыгин рассказал, что сейчас в Большой Туле пассажирские перевозки осуществляются по 11 трамвайным и 9 троллейбусным маршрутам. А еще есть 44 муниципальных автобусных (26 городских и 18 пригородных) и 40 коммерческих (33 городских и 7 пригородных) маршрутов. К услугам пассажиров 1177 единиц техники, из них 246 принадлежат муниципалитету и находятся в управлении МКП «Тулгорэлектротранс», а 908 — коммерческим перевозчикам.
— На рынке пассажирских перевозок сложились неравные условия в работе муниципального и коммерческого транспорта,— считает Алексей Крыгин.
Конечно, у маршруток есть неоспоримые преимущества — они быстры и ездят даже туда, куда муниципальный транспорт пока не добрался. Но при этом агрессивная манера вождения и стремление заработать, совершив как можно больше рейсов, в девяти случаях из десяти приводят к систематическому нарушению Правил дорожного движения и, как следствие, к авариям.
— Несоблюдение установленного расписания движения, хаотичная работа на маршрутах, нестабильный в течение дня выпуск коммерческого транспорта на линию негативно отражаются как на качестве услуг по перевозке пассажиров, так и на транспортной обстановке на улицах города,— продолжил начальник управления по транспорту и дорожному хозяйству.— Загруженность центральных магистралей большим количеством коммерческого транспорта приводит к сложностям посадки и высадки пассажиров на остановках. Подъезд к ним в часы пик затруднителен, что часто становится причиной пробок.
Попытки привести работу коммерческих перевозчиков в соответствие с нормами и требованиями действующего законодательства предпринимались не раз. В ответ
Под один знаменатель
Понятно, что вышеописанное положение дел не устраивает ни власти, ни самих горожан. Существующую схему необходимо менять. Как напомнил участникам заседания глава администрации г. Тулы Евгений Авилов, в ежегодном послании Тульской областной Думе губернатор Алексей Дюмин поручил сформировать единую транспортную систему, повысить комфортность и безопасность перевозок общественным транспортом.
— Развитие транспортной инфраструктуры — актуальная тема,— считает глава города Юрий Цкипури.— Вопросы, связанные с транспортным обслуживанием населения, находятся на постоянном контроле депутатов. Еще в июне прошлого года городской Думой принято решение об установлении требований к перевозчикам, работающим по нерегулируемым тарифам. Это, конечно, дало определенный эффект — снизилась загруженность дорожной сети, появилась возможность контролировать соблюдение расписания движения с помощью навигационной системы. Но требуются дальнейшие перемены, и нам важно сделать всё возможное для того, чтобы общественный транспорт стал комфортнее и безопаснее.
Задача сложная, но решаемая
— Необходимы интегрирование частного перевозчика в единую систему общественного транспорта, установление в муниципальном образовании единственного вида перевозок по регулируемому тарифу с предоставлением льгот по оплате проезда, сокращение количества маршрутов за счет исключения дублирующих и синхронизации работы всех видов транспорта, а также организация работы на маршрутах в границах Тулы автобусов большой и средней вместимости,— перечислил Алексей Крыгин условия эффективного функционирования системы пассажирских перевозок.
Сейчас специалисты городской администрации и областного министерства транспорта и дорожного хозяйства прорабатывают вопрос об изменении существующей тарифной политики при оплате проезда. Уже принято решение о запуске в октябре этого года пилотного проекта системы по аналогии с транспортной картой «Тройка» в Москве. К 2020 году планируется осуществлять работу пассажирского транспорта в городе по единому регулируемому тарифу. Это значит, например, что пассажиры смогут пользоваться льготами на транспорте и муниципального предприятия, и частников.
Одновременно идет работа по повышению привлекательности муниципального транспорта, осуществляющего перевозки по регулируемому тарифу. В частности, разработана схема увеличения технических мощностей МКП «Тулгорэлектротранс» и привлечения сторонних организаций для работы на маршрутах в полном объеме. Во втором квартале планируют выпустить на маршруты 45 дополнительных единиц техники — до 293. При этом количество машин в вечернее время возрастет с 85 до 154. Рейсов, естественно, станет больше и время ожидания автобусов и троллейбусов заметно сократится. Повысят комфортность поездок на общественном транспорте и проходящие сейчас серьезные работы по ремонту подвижного состава.
Не забыт и кадровый вопрос. Чтобы привлечь высокопрофессиональных специалистов, в МКП «Тулгорэлектротранс» увеличена заработная плата рабочих всех специальностей — водителей, слесарей, кондукторов. Например, у водителей она возросла до 41 тысячи рублей за баланс рабочего времени. Кроме того, разработана мотивационная программа по бесплатному обучению специалистов с последующим трудоустройством. Иногородним сотрудникам в случае необходимости планируют предоставлять общежитие.
Со стороны может показаться, что город теперь делает ставку исключительно на муниципальный транспорт. Однако Евгений Авилов особо подчеркивает: это не так. Никто не пытается противопоставить одних перевозчиков другим — нужно выработать общую схему, которая будет устраивать и муниципальное предприятие, и частных перевозчиков.
— У нас есть поддержка в проведении этой работы на всех уровнях. Ничто не мешает озвученные планы воплотить в жизнь,— отметил он.
Посчитаем пассажиров
И всё же для того, чтобы работа общественного транспорта вышла на качественно новый уровень, увеличения количества машин, перехода на единую схему оплаты проезда и ремонта подвижного состава недостаточно. Областному центру нужна новая маршрутная сеть, которая позволит максимально эффективно использовать все имеющиеся в распоряжении города ресурсы. И здесь на помощь пришли столичные специалисты.
При поддержке губернатора была достигнута договоренность с ГБУ «МосТрансПроект» — многопрофильным
Конечно, всё это работа не одного дня — она будет проходить поэтапно и согласовываться с планами администрации города по реконструкции
Вообще цель оптимизации — усиление позиций электрического транспорта (трамваев и троллейбусов), а также снижение количества неэффективных дублирующих маршрутов без потерь в качестве обслуживания населения. Но самое главное — транспортная сеть должна стать максимально эффективной с точки зрения соотношения предоставляемого качества услуг и затрат на ее содержание.
Евгений Авилов отметил, что в областном центре появится единый организатор перевозок, который будет оплачивать километр пробега и муниципальных, и частных перевозчиков. К настоящему моменту завершены теоретические этапы формирования новой транспортной стратегии Тулы. Теперь «МосТрансПроекту» предстоит огромная работа по формированию маршрутной сети. Примерное представление, как она будет выглядеть, уже есть. Но это сложная система, которую необходимо обсуждать публично, отвечая на вопросы вроде: «Почему маршрут сформирован именно так, а не иначе?»
И всё же предполагается, что новая транспортная сеть будет сформирована уже осенью этого года.