mk.tula.ru

mail@mk.tula.ru

тел.: (4872) 31-65-65, 21-14-80

Четверг 25 апреля

Евангельский круг в АО «Тулаточмаш»

Возврат к списку

12.04.2019 00:00

Автор: Тамара ГОЛОВИНА

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

Комментариев: 0

Общество Евангельский круг в АО «Тулаточмаш»



Удивительное по своей необычности для промышленной Тулы мероприятие прошло в этом апреле в АО «Тулаточмаш». Хотя, если честно, его уже можно отнести к новым заводским традициям, поскольку из разовых акций значимые культурные события в заводской жизни переходят в разряд закономерных. По глубокому убеждению генерального директора предприятия В. Н. Филиппова, целостную, гармоничную, нравственную личность, стремящуюся к совершенству в деле, в расширении кругозора, в отношении к людям и к себе, невозможно сформировать без глубокого погружения в культуру и познания прекрасного — великой музыки, литературы, живописи…

Именно — ВЕЛИКОЙ! В прошлую пятницу в выставочном зале АО «Тулаточмаш» смыслом этого понятия прониклись многие работники предприятия. Н. Н. Грамолина, заместитель директора по научной работе музея-заповедника «Поленово», представила собравшимся репродукции полотен евангельского цикла «Из жизни Христа» В. Д. Поленова.

— На заводе с подобной миссией я по просьбе Владимира Николаевича Филиппова уже второй раз,— говорит Наталия Николаевна.— В прошлый демонстрировала репродукции пейзажей Поленова и рассказывала об истории их создания мастером. Думала, что и в этот раз тема останется прежней, но на предприятии решили, что настало время более глубоко ознакомиться с картинами, которые сам художник считал главной работой своей жизни. В полном объеме живописный поленовский «Евангельский круг» — такое определение дал циклу Василий Дмитриевич — сохранился только в Пражском альбоме. Конечно, в репродукциях. Издан он был в Праге в 1912 году в преддверии экспозиции цикла «Из жизни Христа», включавшего 72 полотна русского художника. Выставка 1912 года имела грандиозный успех.

Часть работ была продана тогда, а часть — после революции уже советской властью. Они разошлись по музеям и частным коллекциям мира. Нахождение некоторых полотен сегодня неизвестно, и мне нужна как минимум еще одна жизнь для того, чтобы их разыскать…

Наталия Николаевна подводит нас к двум репродукциям из Пражского альбома — «Повинен смерти» и «Нашли в храме посреди учителей».

— Они уже в этом веке были проданы на аукционе «Кристис» за баснословные деньги. Нового владельца-инкогнито нам вычислить не удалось. Но после майдановских событий пятилетней давности в телевизионном сюжете об апартаментах Януковичей среди немыслимой роскоши на одной из стен камера зацепила эти полотна. Однако дальнейшая судьба картин, к несчастью, неизвестна. Надеюсь, удастся со временем определить их местонахождение…

Наталия Николаевна, фантастически талантливая рассказчица, перекидывала нить повествования из глубины двух тысячелетий в XIX и XX века, а современные слушатели словно шли за В. Д. Поленовым по дорогам Иисуса Христа, сопереживая художнику в его стремлении тронуть тонкие душевные струны зрителей ёмким живописным рассказом о земной жизни Спасителя. И это ему в полной мере удалось. И более 100 лет назад, и сейчас его «Евангельский круг» волнует сердца и заставляет вновь и вновь задавать себе вечные вопросы: откуда мы? кто мы? зачем живем на этом свете?

В зале — ни единого покашливания, ни малейшего шороха. Ни во время рассказа Н. Н. Грамолиной, ни при просмотре фильма, снятого для российского канала «Культура» об истории создания поленовского «Евангельского цикла».

«Может, здесь ходил Христос»

Эта тема глубоко тронула Василия Поленова, когда он ещё был 14-летним подростком. В июне 1858 года в Академии художеств была выставлена для обозрения публики картина Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу», которую он писал в Италии более 20 лет. Юный Поленов был потрясен увиденным и очень хотел познакомиться, поделиться своими впечатлениями с великим художником. Родители подростка пригласили в гости Иванова. Но встреча не состоялась. Слухи, ползущие по столице о том, что Александр II не хочет дать за картину предполагающихся 30 тысяч рублей, а всего лишь в три раза меньше, и немилость к художнику гофмаршала императора графа Шувалова, распорядившегося отправить полотно из царскосельского дворца в Академию художеств, привели Иванова в болезненное состояние. 3 июля 1858 года он умер. А через несколько часов после его смерти из придворной канцелярии доставили конверт. В уведомлении говорилось, что царь приобретает картину за 15 тысяч рублей и жалует А. Иванову орден Святого Владимира.

В чем-то эта история (вот уж поистине, нет пророка в своем Отечестве) эхом отозвалась спустя десятилетия уже в поленовской судьбе. В 1887 году царь Александр III, вопреки критике обер-прокурором Святейшего синода К. П. Победоносцевым картины «Христос и грешница», названной самим В. Поленовым «Кто из вас без греха?», покупает ее. И именно на эти деньги Василий Дмитриевич строит дом на Оке. А уже в 1909 году перед открытием выставки в Петербурге, где должны были экспонироваться работы цикла «Из жизни Христа», возникли сложности с разрешением цензоров. Военный, оценка которого требовалась в связи с войной с Японией, добро дал, а гражданский воспротивился. Спас голос «за» третьего цензора — богослова, пояснившего замысел Поленова объединением в образе Христа двух начал — Божеского и человеческого.

Ещё юношей Василий Поленов решил, что он непременно должен увидеть землю, которая помнит Иисуса Христа. В этом решении уже в зрелые годы утвердился написать что-то очень светлое и жизнеутверждающее по просьбе своей умирающей сестры-близнеца. И задумал образ Спасителя писать в соответствии с евангельской историей на фоне тех пейзажей, где протекала его земная жизнь.

В 1881 году В. Поленов в компании С. Абамелек-Лазарева и А. Прахова отправляется в первое полугодовое путешествие — Константинополь, Сирия, Палестина, Египет. На барке компания дошла по Нилу до первого порога, границы древнего Египта. Поленов пишет этюды, собирая материалы для картины «Кто из вас без греха?» («Христос и грешница») по притче Нового завета. Практически все пейзажные этюды, привезенные из этого путешествия, были приобретены прямо с передвижной выставки П. Третьяковым.

Как пояснила Н. Грамолина, В. Поленов хотел создать образ Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа. Сам художник говорил: «Мне хочется доискаться исторической правды».

Краски и свет Поленова

— Когда Василий Дмитриевич решал сделать какую-нибудь работу,— рассказывала Н. Грамолина,— он соотносил в этих сводах Евангелие. Все четыре лежали перед ним с определённой строкой, он как бы входил в то состояние, в котором был как художник там, в этих местах, и писал свою работу.

Во второе полугодовое путешествие-паломничество в 1888 году в компании фотографа Кондаурова, взявшего в дорогу тяжелую деревянную камеру, Поленов отправился из Одессы. В Иерусалиме он пишет много этюдов, а Кондауров снимает, чтобы кисть мастера и его неповторимое ощущение игры света и теней более точно донесли атмосферу пейзажей, в которые вписывался образ Христа и жителей далекой эпохи. Дома еврейского квартала — именно они послужили фоном для поленовской «Тайной вечери»; древние пещеры, в одной из которых воскрес Христос; лестница, вошедшая в полотно «Повели на казнь»; иерусалимские стены, Храмовая площадь, деревья в Гефсиманском саду — всё это запоминает, впитывает в себя, зарисовывает Поленов.

Иордан, Мёртвое море, Пустыня Иудейская, Вифлеем, Иерихон… Бывало, Поленов делал зарисовки, не сходя с лошади. Он добивался того, чтобы в подлинных пейзажах образ Христа, который, как сказано в писании, «настоящий», на полотнах был живым. Второе паломничество во многом повторило первое, только в обратном порядке.

В 1908 году Василий Дмитриевич Поленов писал Софье Андреевне Толстой о том, что он 40 лет жизни посвятил работе над «Евангельским кругом». 22 февраля 1909 года в Санкт-Петербурге открылась выставка картин, на которых поленовский Христос шел от рождения до распятия. Она потрясла посетителей. Лев Толстой тепло отозвался о работе В. Поленова, получив от него альбом с репродукциями.

Федор Шаляпин писал: «Его библейские сцены, его первосвященники, его Христос — как мог он совместить в своей душе это красочное и острое величие с тишиной простого русского озера с карасями. Не потому ли, впрочем, и над его тихими озерами веет дух божества».

Затем была выставка в Праге 1912 года, которой предшествовал выпуск Пражского альбома. А потом… Октябрьская революция.

В 1924 году 21 картина Василия Дмитриевича наряду с известными полотнами других русских художников была отправлена советскими эмиссарами в США. Поленовские работы на выставке в Нью-Йорке имели большой успех, сумма от продаж составила 21 тысячу долларов, из которых художник не получил ни копейки. Целостность цикла «Из жизни Христа», главной для Поленова работы, была нарушена, и местонахождение многих картин до сих пор неизвестно…

Цель достигнута

Проплыли последние титры фильма, прозвучали слова благодарности Наталии Николаевны Грамолиной в адрес оборонщиков-заводчан и Владимира Николаевича Филиппова, по чьей инициативе зародилась добрая традиция передвижных выставок; ответное «спасибо» генерального директора за интереснейшую экскурсию в глубокую историю с помощью поленовских картин. А потрясенный зал всё хранил молчание: многое в этот день для собравшихся стало откровением.

Но вот ручейками экскурсанты потекли к репродукциям, на которые уже смотрели по-новому, открывая для себя глубокий смысл поленовского замысла, великий путь Иисуса Христа. И удивляясь тому, как автор дорогих сердцу каждого русского человека картин — «Московский дворик», «Заросший пруд», «Бабушкин сад», «Золотая осень» — столь же проникновенно сумел рассказать зрителям в своем живописном евангелии о земной жизни Спасителя, представив его образ близким и понятным людям.

Вот как отзываются о выставке и её презентации заводчане. Георгий Пекарский, ведущий инженер:

— Перед сегодняшней встречей с картинами Поленова я прочитал о его жизни и работах, думал — подготовился, а оказалось, что до сегодняшнего дня я очень мало знал об этом замечательном художнике, который прожил большую жизнь — 83 года. Он родился 1 июня 1844 года, то есть почти 175 лет назад. У него теплый, добрый талант, и Христос очень человечный. Интереснейшие выставка и рассказ Наталии Грамолиной, потрясающие работы художника, с которыми не хочется расставаться надолго. В один из апрельских выходных поеду в поленовский музей, хочу более глубоко познакомиться с творчеством и жизнью Василия Дмитриевича.

Виктория Скареднова, инженер-конструктор:

— Я полна впечатлений, сразу и не передашь, что чувствую. Но точно — зацепило. Думаю почитать Евангелие и вглядеться подробнее в картины Василия Поленова, они меня взволновали. Удивительно — о нас, сегодняшних, говорят как о носителях клипового мышления, рабах гаджетов, но когда погружаешься в подлинное искусство, понимаешь, насколько оно властно над твоими чувствами. Как там Шаляпин сказал о творчестве Поленова? «Веет дух божества»… С моей душой сейчас что-то подобное происходит… Таких выездных выставок побольше бы. Спасибо нашему директору за это начинание…

С огромным интересом знакомились с «Евангельским циклом» В. Поленова и слушали Н. Грамолину и гости встречи — Ю. Агафонов, генеральный директор АО ЦНИИСУ и президент Тульской торгово-промышленной палаты; А. Благовещенский, исполнительный директор Тульского регионального отделения «Союза машиностроителей России»; Д. Благовещенский, директор Тульского ЦСМ…

Юрий Агафонов и Наталия Грамолина вспомнили, что такая практика выездных выставок была в ЦНИИСУ в 1980-х годах. И теперь её снова неплохо было бы возродить, как, впрочем, и побудить другие предприятия последовать доброму опыту.

— Очень хорошее дело,— констатировал Юрий Михайлович Агафонов.— В просветительском, нравственном плане. Владимир Николаевич Филиппов зрит в корень. Собирательный, как он говорит, интеллект куда как богаче, когда его носители культурны, хорошо и всесторонне образованны, интеллигентны. А когда культуру в массы несут такие интеллектуалы, как Наталия Николаевна, эффективность подобных мероприятий очень высока. Например, я после сегодняшнего хочу отправиться на Святую землю. Вот такая побудительная мотивация к познанию и добру и есть главная задача большого искусства. Так что Филиппов и Грамолина с помощью поленовского гения нужной цели достигли. И убеждён, что такие традиции будут в АО «Тулаточмаш» жить…


Оставьте комментарий:

Ваше имя Ваш комментарий Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Наши партнеры
Реклама