Евангельский круг в АО «Тулаточмаш»
12 апреля 2019 00:00
Автор: Тамара ГОЛОВИНА
Фото: Александра КОЛЕСНИКА
Удивительное по своей необычности для промышленной Тулы мероприятие прошло в этом апреле в АО «Тулаточмаш». Хотя, если честно, его уже можно отнести к новым заводским традициям, поскольку из разовых акций значимые культурные события в заводской жизни переходят в разряд закономерных. По глубокому убеждению генерального директора предприятия В. Н. Филиппова, целостную, гармоничную, нравственную личность, стремящуюся к
Именно — ВЕЛИКОЙ! В прошлую пятницу в выставочном зале АО «Тулаточмаш» смыслом этого понятия прониклись многие работники предприятия. Н. Н. Грамолина, заместитель директора по научной работе
— На заводе с подобной миссией я по просьбе Владимира Николаевича Филиппова уже второй раз,— говорит Наталия Николаевна.— В прошлый демонстрировала репродукции пейзажей Поленова и рассказывала об истории их создания мастером. Думала, что и в этот раз тема останется прежней, но на предприятии решили, что настало время более глубоко ознакомиться с картинами, которые сам художник считал главной работой своей жизни. В полном объеме живописный поленовский «Евангельский круг» — такое определение дал циклу Василий Дмитриевич — сохранился только в Пражском альбоме. Конечно, в репродукциях. Издан он был в Праге в 1912 году в преддверии экспозиции цикла «Из жизни Христа», включавшего 72 полотна русского художника. Выставка 1912 года имела грандиозный успех.
Часть работ была продана тогда, а часть — после революции уже советской властью. Они разошлись по музеям и частным коллекциям мира. Нахождение некоторых полотен сегодня неизвестно, и мне нужна как минимум еще одна жизнь для того, чтобы их разыскать…
Наталия Николаевна подводит нас к двум репродукциям из Пражского альбома — «Повинен смерти» и «Нашли в храме посреди учителей».
— Они уже в этом веке были проданы на аукционе «Кристис» за баснословные деньги. Нового
Наталия Николаевна, фантастически талантливая рассказчица, перекидывала нить повествования из глубины двух тысячелетий в XIX и XX века, а современные слушатели словно шли за В. Д. Поленовым по дорогам Иисуса Христа, сопереживая художнику в его стремлении тронуть тонкие душевные струны зрителей ёмким живописным рассказом о земной жизни Спасителя. И это ему в полной мере удалось. И более 100 лет назад, и сейчас его «Евангельский круг» волнует сердца и заставляет вновь и вновь задавать себе вечные вопросы: откуда мы? кто мы? зачем живем на этом свете?
В зале — ни единого покашливания, ни малейшего шороха. Ни во время рассказа Н. Н. Грамолиной, ни при просмотре фильма, снятого для российского канала «Культура» об истории создания поленовского «Евангельского цикла».
«Может, здесь ходил Христос»
Эта тема глубоко тронула Василия Поленова, когда он ещё был
В
Ещё юношей Василий Поленов решил, что он непременно должен увидеть землю, которая помнит Иисуса Христа. В этом решении уже в зрелые годы утвердился написать
В 1881 году В. Поленов в компании С.
Как пояснила Н. Грамолина, В. Поленов хотел создать образ Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа. Сам художник говорил: «Мне хочется доискаться исторической правды».
Краски и свет Поленова
— Когда Василий Дмитриевич решал сделать
Во второе полугодовое
Иордан, Мёртвое море, Пустыня Иудейская, Вифлеем, Иерихон… Бывало, Поленов делал зарисовки, не сходя с лошади. Он добивался того, чтобы в подлинных пейзажах образ Христа, который, как сказано в писании, «настоящий», на полотнах был живым. Второе паломничество во многом повторило первое, только в обратном порядке.
В 1908 году Василий Дмитриевич Поленов писал Софье Андреевне Толстой о том, что он 40 лет жизни посвятил работе над «Евангельским кругом». 22 февраля 1909 года в
Федор Шаляпин писал: «Его библейские сцены, его первосвященники, его Христос — как мог он совместить в своей душе это красочное и острое величие с тишиной простого русского озера с карасями. Не потому ли, впрочем, и над его тихими озерами веет дух божества».
Затем была выставка в Праге 1912 года, которой предшествовал выпуск Пражского альбома. А потом… Октябрьская революция.
В 1924 году 21 картина Василия Дмитриевича наряду с известными полотнами других русских художников была отправлена советскими эмиссарами в США. Поленовские работы на выставке в
Цель достигнута
Проплыли последние титры фильма, прозвучали слова благодарности Наталии Николаевны Грамолиной в адрес
Но вот ручейками экскурсанты потекли к репродукциям, на которые уже смотрели
Вот как отзываются о выставке и её презентации заводчане. Георгий Пекарский, ведущий инженер:
— Перед сегодняшней встречей с картинами Поленова я прочитал о его жизни и работах, думал — подготовился, а оказалось, что до сегодняшнего дня я очень мало знал об этом замечательном художнике, который прожил большую жизнь — 83 года. Он родился 1 июня 1844 года, то есть почти 175 лет назад. У него теплый, добрый талант, и Христос очень человечный. Интереснейшие выставка и рассказ Наталии Грамолиной, потрясающие работы художника, с которыми не хочется расставаться надолго. В один из апрельских выходных поеду в поленовский музей, хочу более глубоко познакомиться с творчеством и жизнью Василия Дмитриевича.
Виктория Скареднова,
— Я полна впечатлений, сразу и не передашь, что чувствую. Но точно — зацепило. Думаю почитать Евангелие и вглядеться подробнее в картины Василия Поленова, они меня взволновали. Удивительно — о нас, сегодняшних, говорят как о носителях клипового мышления, рабах гаджетов, но когда погружаешься в подлинное искусство, понимаешь, насколько оно властно над твоими чувствами. Как там Шаляпин сказал о творчестве Поленова? «Веет дух божества»… С моей душой сейчас
С огромным интересом знакомились с «Евангельским циклом» В. Поленова и слушали Н. Грамолину и гости встречи — Ю. Агафонов, генеральный директор АО ЦНИИСУ и президент Тульской
Юрий Агафонов и Наталия Грамолина вспомнили, что такая практика выездных выставок была в ЦНИИСУ в
— Очень хорошее дело,— констатировал Юрий Михайлович Агафонов.— В просветительском, нравственном плане. Владимир Николаевич Филиппов зрит в корень. Собирательный, как он говорит, интеллект куда как богаче, когда его носители культурны, хорошо и всесторонне образованны, интеллигентны. А когда культуру в массы несут такие интеллектуалы, как Наталия Николаевна, эффективность подобных мероприятий очень высока. Например, я после сегодняшнего хочу отправиться на Святую землю. Вот такая побудительная мотивация к познанию и добру и есть главная задача большого искусства. Так что Филиппов и Грамолина с помощью поленовского гения нужной цели достигли. И убеждён, что такие традиции будут в АО «Тулаточмаш» жить…