«Не верьте рейтингам!»

Назад

22 декабря 2017 00:00

 0
Тусовка

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: соцсети

У Тарантино спросили: «Почему вы так и не сняли ничего лучше „Криминального чтива“?».— «А кто снял?» — переспросил он.

Кинообозреватель радиостанций «Маяк», «Вести ФМ», телепередачи «Вечерний Ургант» и главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин выступил с лекцией «Лучшие фильмы 2017-го и самое ожидаемое кино 2018-го» в культурном центре «Типография». Он отметил, что уходящий год для отечественного кино был богат на заметные премьеры, в отличие от прошлого, объявленного Годом российского кино. По итогам 2017-го можно назвать несколько десятков фильмов, которые так или иначе привлекли внимание — одни с плюсом, другие с минусом, но в любом случае не остались незамеченными.

По мнению кинокритика, многие картины, случайность это или нет, складываются в пары — рифмуются. Характерный пример — «Викинг» в начале года и «Легенда о коловрате» в конце. Оба фильма об истории Древней Руси, вот только баснословный бюджет первого и длиннющий период съёмок сделали картину и весьма ожидаемым явлением, и, благодаря вложенным в нее средствам, значительно более качественной.

Ещё одну пару составляют «Притяжение» и «Последний богатырь» — фэнтези и фантастика с элементами патриотизма. Первый фильм, считает Долин, снят для категории young adult («молодые взрослые»), второй ориентирован на более широкую публику и стал самым коммерчески успешным проектом в истории отечественного кинематографа.

— Этот год запомнится ещё одним заметным явлением,— продолжает Антон Долин.— в современную культуру вошли две главные ценности эпохи застоя — космос и балет. Я уверен, что это совпадение, но не случайно, что вышло сразу по два фильма на ту и другую тему: о космосе — «Салют-7» и «Время первых», о балете — «Большой» и «Матильда»…

Самые обсуждаемые арт-фильмы года — «Нелюбовь» и «Аритмия». В обоих показан кризис современной России через семейный конфликт и развод. И вновь, по мнению кинокритика, это неслучайное совпадение, а картина Андрея Звягинцева — уже в шорт-листе номинации на «Оскар».

Два ярких дебюта, образовавших невольную пару,— «Теснота» Кантемира Балагова и «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» Александра Евсеева. И вновь семейная тема, только исследуется уже не горизонтальная (муж — жена), а вертикальная (родители — дети) связь.

Пара «Ёлки новые» и «Три богатыря и принцесса Египта» — предновогодние премьеры, которые, по словам Антона Долина, можно даже не смотреть.

— Мы про них и так всё знаем,— заявил критик.— Режиссёры поняли всё про российский Новый год: он одновременно государственный и частный праздник, так они и снимают. И такие картины будут появляться всегда…

А вот предновогодняя российская премьера, которую эксперт рекомендует,— «Движение вверх». Это фильм о событиях на Олимпиаде 1972 года.

Коротко Долин остановился на зарубежном кинорынке, представив собственный ТОП за 2017 год. Сериал года, а точнее длинный фильм,— «Твин Пикс». Мультфильм, который стоит посмотреть и всем взрослым,— «Тайна Коко». Блокбастер года, несмотря ни на какие споры,— «Дюнкерк». Документальный фильм — «Напалм» (режиссёр Клод Ланзманн). Артхаус года — «Кроткая» Сергея Лозницы. Фестивальный фильм — «О теле и душе». Премиальный фильм — «Лунный свет», тот редкий случай, когда «Оскар» дали действительно по делу.

Участники встречи в «Типографии» попросили гостя вслед за лучшими назвать и худшие, по его мнению, фильмы 2017-го. В данном случае кинокритик предпочёл не составлять рейтингов, а лишь сказал, что в настоящее время исследует творчество Сарика Андреасяна, которое само по себе является любопытным примером, как режиссёр истово верит в то, что количество рано или поздно перейдёт в качество, а оно всё никак не переходит. И в то, что учиться снимать кино совсем не обязательно.

Туляки спросили и про рейтинги кинофильмов: где они самые объективные? На какие сайты можно заглянуть, планируя поход в кинотеатр?

По мнению Антона Долина, российским рейтингам доверять не стоит. Во-первых, это оценки зрителей, а не экспертов. Во-вторых, они не сильно защищены как от накруток, так и от необоснованных оценок — нередко человек выбирает ту или иную оценку, не видя фильм, а просто исходя из его описания.

— Правильнее смотреть рейтинг экспертов и кинокритиков, какой формируется, например, на сайте rottentomatoes.com,— отметил кинообозреватель.— В России тоже предпринимались попытки сделать такой рейтинг, но количество критиков не так высоко…

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных