Тульская архитектура: повторение пройденного
05 декабря 2017 00:00
Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ
Фото: Александра КОЛЕСНИКА
27 ноября известный тульский архитектор, профессор Владимир Васильевич Куликов отметил
Как сделать набережную тульской?
В мастерской Куликова на кафедре архитектуры Тульского государственного университета практически нет свободного места: всюду — проекты студентов и его собственные работы, рукописи для будущих научных публикаций и статей в краеведческие издания. Чтобы присесть и поговорить, профессору пришлось отодвинуть драгоценные документы в сторону, но как только мы ушли, он вернул всё на свои места.
— «Тульская набережная» хороша, но в первоначальном проекте мы увидели красивую урбанистическую картинку — такая набережная может появиться в любом городе России или мира, поэтому предложения в первую очередь были связаны с тем, чтобы сделать набережную именно «тульской»,— начинает Владимир Васильевич.— То, что сегодня готовится стать набережной, в начале XX века было складской территорией ТОЗа, сюда в 1941 году протянули железнодорожную ветку, откуда началась эвакуация завода на Урал. Я считаю, этот факт должен быть обязательно увековечен хотя бы мемориальной доской…
Куликов не скрывает, что возвращение набережной было его давней мечтой, но проект он предлагает сделать более масштабным — открыть пеший круговой маршрут вдоль ул. Металлистов, Оружейного переулка и далее вплоть до ул. Герцена. В Заречье предлагается создать «Оружейную слободу», которая существовала там задолго до открытия Тульского оружейного завода. В старых домиках мог бы быть воссоздан быт кузнецов. Таким образом, вовлечённым в общий маршрут оказался бы и музей Демидовых.
Ещё один проект, который продвигает Куликов,— «Улица мастеров», его создала дочь Владимира Васильевича Анастасия больше десяти лет назад, но сейчас в связи с возрождением набережной он приобретает новое звучание. Тем более что на ул. К. Маркса, где возможна его реализация, всё
Проект предусматривает сохранение существующих зданий и возведение нескольких новых, в которых размещаются традиционные тульские ремёсла: кузнечное, гончарное, гармонное, пряничное.
— Вот это действительно привлекало бы туристов,— считает Куликов.— Это настоящая Тула, в которой должно быть место нашим традициям и истории. А для современных торговых центров, кафе и хостелов у нас достаточно и других площадок…
От неизбежного вопроса о финансировании архитектор — человек творческий — отмахивается. Главное, говорит,— планирование: сегодня сделали один дом, на следующий год — ещё один, и так через несколько лет создали улицу. Гигантомания, по его мнению,— порок современного мира, а вопрос «где взять деньги?» нужно заменить на «где взять желание?».
Проект для дома Конопацких давно готов
Для каждого здания на ул. К. Маркса разрабатывался проект реставрации — это было учебное задание студентов специальности «Реставрация и реконструкция объектов архитектурного наследия», которая существовала в ТулГУ до недавнего времени (последний выпуск состоялся в 2015 году). Сейчас всё объединено в одно направление подготовки — «Архитектура», отчего, по мнению Куликова, Тульская область потеряла:
— В рамках учебного процесса созданы десятки проектов воссоздания храмов, усадеб, жилых домов. Со студентами мы ездили по всей Тульской области. И пусть это были не рабочие документы, поскольку мы не имеем на это права, но это готовая основа для коммерческого проекта с библиографией, эскизами, макетом…
На одной из полок внимание автора этих строк привлёк макет знакомого здания — дома Конопацких (бывшего дома творческой интеллигенции) на ул. Каминского в Туле. Оказывается, студенты Куликова почти три десятилетия назад придумали, как реконструировать здание.
— Это одно из самых архитектурно интересных зданий города,— рассказывает Владимир Васильевич.— Так называемая ложная готика. Хозяин, проектируя своё строение, знал модные на тот момент течения и смешал их, получив эклектичное, но безусловно привлекающее внимание здание. За штукатуркой дома — сруб, обшитый дранкой, и ещё в
Жить хорошо — значит жить низко
Находят воплощение проекты и идеи Куликова, которые он выдвигал в разные годы. О мостовом переходе от ул. Курковой к ул. Фрунзе сегодня говорят как о реальном проекте, хотя этой идее уже много лет. Следующим шагом может стать создание дороги от ул. Колетвинова к ул. Марата, благодаря чему замкнётся кольцо, и движение в Туле станет более свободным.
В этом году вдруг откуда ни возьмись по СМИ прокатилась идея о создании в Туле… метро. Наземного, но всё же метро. И это, говорит Владимир Васильевич, уже было: железнодорожная ветка от Ряжского вокзала в сторону «Тулачермета» существует давно, используется редко и вполне бы подошла для организации скоростного движения.
Говорит и пишет архитектор о создании в Туле системы центров — совсем не новой и даже очевидной идеи, которая, однако, была похоронена.
— В советское время Тула так и развивалась: в каждом районе был дом быта, большой магазин, кинотеатр, поликлиника,— напоминает профессор.— Сегодня всё смешалось: в районе Осиновой горы — вереница торговых центров,
Так что не исключено, что к системе центров мы еще вернемся.