Толстой. Дагестан. Хаджи-Мурат

Назад

10 ноября 2017 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

В галерее «Ясная Поляна» (Тула, ул. Октябрьская, 12) открылась выставка, рассказывающая о выдающемся аварском военачальнике периода кавказской войны и герое повести Льва Николаевича Толстого.

Хаджи-Мурат был наибом (уполномоченным) Шамиля, одного из правителей Аварского ханства в 1834–1836 годах. Он был известен своей невероятной храбростью и верностью долгу и чести. Фигура яркая, противоречивая, до сих пор вызывающая дискуссии среди историков. И очень привлекательная — не случайно именно о нем написал одно из своих последних произведений Л. Н. Толстой.

Повесть «Хаджи-Мурат» — это самое известное и значительное воплощение образа легендарного горца. Но не единственное: к нему обращались и продолжают обращаться известные писатели и художники.

Выставка «Толстой. Дагестан. Хаджи-Мурат» рассказывает о герое кавказской войны — и не только в контексте толстовского наследия, а также о традиционной культуре и быте Дагестана середины XIX века. Экспонаты предоставлены Дагестанским музеем изобразительных искусств им. П. Гамзатовой, национальным музеем Дагестана им. А. Тахо-Годи, национальной библиотекой Дагестана им. Р. Гамзатова, а также из частных коллекций.

Многие из них впервые за 70 лет демонстрируются за пределами Дагестана. В том числе — кавказская графика и живопись Евгения Лансере, иллюстрировавшего «Казаков» и «Хаджи-Мурата». На выставке представлены кавказские пейзажи и портреты, выполненные Лансере, виды станицы Старогладковской (в настоящее время — Шелковской район Чечни), где Толстой жил и работал в начале 50-х годов XIX века.

Настоящий подарок для любителей изобразительного искусства — работы князя Григория Гагарина, ученика Карла Брюллова, талантливого художника. В экспозиции можно увидеть листы из его серии литографий «Живописный Кавказ». В 1845 году князь Г. Гагарин начал выпускать в Париже альбом «Сцены, пейзажи, нравы и костюмы Кавказа» на французском языке на основе мастерски выполненных живописных и графических работ с натуры.

Кавказ завораживал русских художников. В экспозиции также можно увидеть живопись И. Занковского и литографии из иллюстрированного журнала «Русский художественный листок» В. Тимма (выпуски 1859 и 1861 годов). Здесь же — множество портретов самого Хаджи-Мурата и его потомков, причем написанные не только современниками героя повести Толстого. Образ Хаджи-Мурата волнует художников Кавказа и сегодня.

Выставку дополняет этнографический раздел: сотканные вручную ковры, резное дерево, медные сосуды, керамика, чеканка, золотное шитье… Большинство предметов датируются серединой XIX века. А один из них — глиняный кувшин — по словам музейщиков, принадлежал самому Хаджи-Мурату…

— Личность Хаджи-Мурата — второго человека после Шамиля — привлекала внимание писателей и художников как сложный, драматический, яркий образ,— сказала присутствовавшая на открытии выставки директор музея изобразительных искусств Дагестана Салихат Гамзатова.— Он остался в памяти и дагестанского, и русского народов как человек чести, который идет согласно своему зову, отстаивая свое видение мира…

Выставка продлится до 17 декабря.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных