Не бояться производить
03 ноября 2017 00:00
Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ
Фото: из архива «Молодого коммунара»
К 2020 году количество высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ) в российской экономике должно достигнуть 25 млн. О вкладе в это число Тульской области говорили на конференции под председательством уполномоченного по правам предпринимателей в Тульской области.
Наш регион — один из лидеров по созданию ВПРМ: в то время, когда в целом по стране наблюдается отрицательная динамика, Тульской области удалось увеличить количество высокопроизводительных рабочих мест на 1,3% в 2016 году — до 190 тысяч. Цель к 2020 году — 277 тысяч. Основным драйвером этого роста эксперты называют вновь создаваемые предприятия, в первую очередь в особой экономической зоне «Узловая», где уже ведётся строительство трёх предприятий и подписаны соглашения на возведение ещё пяти. Значительное количество рабочих мест создаст и строящийся завод китайского автоконцерна. Кроме того, ВПРМ следует создавать путём увеличения производительности труда на уже существующих предприятиях, а также развивая уникальные особенности моногородов, которые должны стать зонами опережающего развития.
Уполномоченный по правам предпринимателей Александр Головин обозначил и проблемы, которые мешают владельцам предприятий увеличивать количество ВПРМ. Некоторые из них очевидны — высокие тарифы на непроизводственные расходы, неопределённая ситуация на рынке, растущие налоги и неподъёмные ставки по кредитам. Есть и другие сложности — к примеру, кадровые. На многих предприятиях уже сейчас отмечают нехватку подготовленных специалистов для высокотехнологичных производств, а кто будет занимать ВПРМ в дальнейшем — и вовсе непонятно.
Участники мероприятия обсудили реализацию в Тульской области программы «Повышение производительности труда и поддержка занятости» и внедрение регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста.
Большое значение в создании новых ВПРМ имеет малый и средний бизнес. При всей схожести проблем мелких предпринимателей с крупными игроками есть и отличия: если большому бизнесу зачастую не хватает ресурса, то малому — мотивации. Как отметила зав. кафедрой госуправления и внешнеэкономической деятельности ТулГУ Светлана Смирнова, опрос студентов показал, что больше трети из них не хотят или боятся открывать свой бизнес, а большинство из тех, кто готов это сделать, предпочли бы торговлю как наиболее понятный способ предпринимательства. По мнению преподавателя, встреча с успешными предпринимателями, распространение лучших практик, административная помощь и поддержка могли бы склонить молодёжь к производственному бизнесу, а значит, и созданию новых высокопроизводительных рабочих мест.