Инглиш — норма жизни
22 марта 2019 00:00
Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ
Фото: tsu.tula.ru
В Туле работает три десятка частных школ по изучению иностранных языков, а услуги репетиторов по
«Это очень перспективно»
— Я сегодня — Вилли Вонка из сказочной повести «Чарли и шоколадная фабрика» и одноимённого фильма, — десятиклассница тульского центра образования № 19 Наталия Гладкова участвует в олимпиаде по английскому языку и страноведению Великобритании на кафедре лингвистики и перевода Тульского госуниверситета. — Для жюри и зрителей я буду проводить экскурсию по шоколадной истории города Йорка. Английский я учу с детства и давно решила, что хочу поступать на специальность, связанную с международными отношениями,— это очень перспективно…
У каждого старшеклассника, участвующего в олимпиаде, цели вполне конкретные. Каролина Михайлина из Алексина точно знает, кем хочет быть:
—
В финал страноведческой олимпиады пробились школьники из Тулы, Новомосковска, Алексина, Донского, Черни, Щёкино, Дубны. На очном финале их поддерживали учителя. Всего же в заочном этапе приняли участие почти 200 человек практически из всех районов Тульской области.
— Олимпиаду мы проводим в седьмой раз и ежегодно расширяем географию,— рассказал заместитель директора Института гуманитарных и социальных наук ТулГУ Сергей Пуханов. — Мы стараемся разослать приглашения в максимальное количество школ, и всё больше учреждений проявляют интерес, всё больше выставляют участников, то есть в школах всё больше ребят, всерьёз увлечённых изучением английского языка. Из них получаются самые мотивированные абитуриенты и лучшие студенты…
Конкурс — стабильно высокий
Слова своего коллеги подтверждает декан факультета иностранных языков ТГПУ им. Л. Н. Толстого Дмитрий Разорёнов:
— Большинство ребят точно знают, чего хотят от будущей профессии, но в процессе обучения их запросы могут стать ещё выше. Мы ведём приём на две специальности — «Педагогическое образование» и «Лингвистика». В первом случае готовим учителей, во втором — переводчиков, и нередко студенты хотят получить сразу две специальности, проходят профессиональную подготовку, понимая, что быть универсальным специалистом выгоднее…
В этом году только на бюджетные места очной формы обучения будут зачислены 50 первокурсников, ещё столько же планируется набрать на коммерческие места — только по педагогическому направлению. 60 коммерческих мест зарезервировано для желающих стать лингвистами.
— Конкурс у нас стабильно высокий, хотя ЕГЭ по иностранному языку отнюдь не простой,— продолжает Д. Разорёнов.— Но те, кто выбрал этот путь, практически никогда с него не сходят, то есть не изменяют своих предпочтений, учатся до конца и идут работать по специальности…
Будущие учителя, как и переводчики, на одинаковом уровне изучают два языка. Подавляющее большинство студентов учат английский, второй в паре — немецкий или французский, а несколько лет назад появилась возможность изучать испанский. Правда, базовой подготовки по этому языку у школьников, как правило, не бывает, поэтому изучение приходится начинать с нуля.
Есть в педуниверситете и преподаватели китайского, но дипломированных специалистов вуз пока не выпускает — изучение самого распространённого на Земле языка находится в статусе допобразования.
Лекарство от старости
Большинство преподавателей в частных школах иностранных языков, которых в Туле несколько десятков, составляют выпускники Тульского госпедуниверситета. Часть лингвистических центров ориентирована на раннее развитие детей, где на английском языке с малышами начинают говорить едва ли не раньше, чем те произносят первое слово
Педагог Алина Брустина руководит одной из старейших частных школ в Туле, её компания на рынке образовательных услуг уже 15 лет.
— Приток молодёжи — тенденция последних лет,— отмечает педагог.— У ребят самые разные цели:
Цены варьируются. Как правило, оплачивается месяц занятий или семестр, в течение которого язык изучается в небольшой группе (до 10 человек). Месяц занятий дважды в неделю по три часа стоит от 4 до 7 тыс. руб. Причём, чем ниже цена, тем больше вероятность всевозможных доплат — за словари, за учебники, за памятки. Бывает, что заниматься вечером или по выходным дороже, чем в рабочее время. Для сравнения: час индивидуальной работы с частным репетитором обойдётся в 500 руб.
Разнятся и методы обучения: в одних школах делают упор на запоминании новых слов, в других используют психологические практики и нейролингвистическое программирование, в третьих демонстрируют фильмы на иностранном языке, много говорят и пишут.
— Мы считаем, что основная задача — научить человека говорить на иностранном языке, к чему и стремимся. Это так называемый коммуникативный подход. Конечно, лексика важна, но без грамматики она будет работать неправильно, поэтому и этот компонент важен,— продолжает А. Брустина.— Что касается альтернативных методов, то на рынке остаются только те, кто подтверждает свою эффективность. Мне нравится, что у нас появилось много коллег или даже конкурентов: это означает, что туляки хотят развиваться. Изучение иностранного языка, которое ещё недавно было модой, но модой очень полезной, становится сегодня нормой жизни…