Мезальянс по-итальянски

Назад

13 октября 2017 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Сергея ШМУНЯ

Солнце, любовь, музыка… в пьесе неаполитанца Эдуардо Скарпетты, поставленной в Тульском академическом театре драмы, столько оптимизма, что у зрителя не возникает сомнений: финал будет счастливым.

Эдуардо Скарпетта (отец великого итальянского драматурга прошлого столетия Эдуардо де Филиппо) жил и творил на рубеже XIX и XX веков. Он руководил театральной труппой, написал около ста комедий и сам же в них играл. Скарпетта хорошо знал законы театрального искусства, знал, как рассмешить публику,— и жанр комедии положений освоил в совершенстве.

«Голодранцы и аристократы» — типичная комедия положений. С переодеваниями, неожиданными поворотами, путаницей и благополучным разрешением всех проблем в финале. В то же время здесь, как и во многих пьесах Скарпетты, присутствует элемент сатиры. Драматург любит своих, пусть нищих и не слишком образованных, но невероятно темпераментных и искренних «голодранцев», посмеивается над «аристократами», а также над теми, кто теряет дар речи при встрече с представителями высшего общества и стремится попасть в него любой ценой. Скарпетта верит в то, что счастье и любовь гораздо важнее, нежели наличие или отсутствие титула.

В центре сюжета — конечно, любовь. Молодой маркиз Эудженио (Ярослав Беседин) влюблен в балерину и дочь повара Джемму (Мария Соловьева). Мезальянс, конечно, но все препятствия можно преодолеть, если родственники жениха продемонстрируют отцу девушки (заслуженный артист РФ Андрей Сидоренко) готовность принять ее в свое общество. А вот с этим пока проблемы, и Эудженио нанимает бедных неаполитанцев для того, чтобы они сыграли роль аристократического семейства.

В спектакле присутствуют и другие, побочные любовные линии. Однако тема любви к еде вовсе не второстепенная и может посоперничать с основной. У «актеров» из бедного квартала совсем нет денег, они голодают, а голодать в Италии с ее потрясающей кухней особенно несправедливо. В фантастических мечтах героев появляются вожделенные спагетти, пепперони, моцарелла, кьянти…

И вот эти люди оказываются в доме повара…

История, сочиненная Скарпеттой — с ее сочными деталями, характерами персонажей,— могла произойти только в Италии. А в спектакле именно итальянского — атмосферы, интонаций, эмоций — немного не хватает. Впрочем, некоторые штрихи вполне узнаваемы: в жестикуляции заслуженной артистки РФ Натальи Савченко (Кончетта), в образе сексуальной Луизеллы, созданном Инной Медведевой. О, мамма миа, как она стирает белье! Совсем как Софи Лорен в каком-нибудь итальянском кино…

Спектакль очень красиво и остроумно оформлен. Заслуженный художник РФ Александр Дубровин нарисовал два мира: дом в бедном итальянском квартале — и подчеркнуто роскошные, но безвкусные апартаменты богатого повара. Это надо видеть: белый рояль, утыканный цветами, цветочные корзины, стены в розах и камелиях — и даже ливреи слуг сшиты из ткани в крупный цветочек.

Костюмы (Елена Погожева) — это отдельная история. Цвета платьев, галстуков, шляпок и особенно обуви «аристократов» — самые невероятные. Ну где вы еще увидите господина в ярко-зеленых ботинках и барышню в канареечных туфлях? А вот этот ход — очень итальянский: палитру комедии дель арте ни с чем не перепутаешь…


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных