«Синяя птица» для юных туляков

Назад

06 октября 2017 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: из архива ТОДМШ им. Г. З. Райхеля

В 2012 году Президент РФ поставил задачу руководителям регионов по предоставлению возможностей для дополнительного образования как минимум 70 процентам юных россиян. При этом В. В. Путин особенно отметил необходимость поддержки талантливых детей и подростков. Именно для них в Тульской областной детской музыкальной школе им. Г. З. Райхеля вчера открылся региональный Центр одаренных детей.

ОН создан по инициативе губернатора Алексея Дюмина и при поддержке регионального правительства. В Центр зачислены 45 детей и подростков от 9 до 18 лет со всей области.

Церемония открытия началась с представления учащихся, педагогов центра и известных музыкантов — кураторов из Москвы. Дети дали клятву быть трудолюбивыми и добросовестными, служить музыке и родному краю.

— Дорогие ребята, педагоги, кураторы, родители,— обратился к присутствующим Алексей Дюмин.— В Тульской области много одаренных детей — они завоевывают призовые места на всероссийских и зарубежных конкурсах и фестивалях. Владимир Владимирович Путин сказал, что раскрытие талантов детей — залог успеха России. Мы открываем центр, который поможет раскрыть таланты в наших юных «звездочках». Хочется пожелать вам успехов, чтобы вы добивались целей, которые перед собой ставите. А мы вам поможем…

Московские кураторы, которые будут заниматься с детьми,— известные в стране музыканты. Среди них — профессор кафедры современного хорового искусства МГК им. П. И. Чайковского, художественный руководитель Тульского государственного хора Алексей Соловьев.

— Необходимо создавать центры одаренных детей в регионах для того, чтобы дети имели равный доступ к культурным ценностям,— подчеркнул А. Соловьев.— Я знаю, какое большое внимание губернатор Алексей Геннадьевич Дюмин уделяет развитию музыкального искусства в Тульской области, и очень ему благодарен….

Директор ТОДМШ, заслуженный работник культуры РФ Игорь Лукопров поблагодарил главу области за важную для культуры региона инициативу и помощь в создании центра и выразил надежду, что это станет новым импульсом для развития детских талантов в регионе…

Как сюда попасть? Кто и чему будет учить талантливых ребят? О новой структуре в области творческого образования «Молодой коммунар» беседует с И. Лукопровым.

Первый этап: музыка

Игорь Владимирович показывает нам образец дневника для учащихся центра: поля на страницах — в виде черно-белых клавиш, на обложке — музыкальные инструменты и логотип «Мастерской талантов», разработанный тульским художником Андреем Чукиным. По словам Лукопрова, Чукин примет самое активное участие в работе центра, когда в нем официально откроется художественное направление — в школе им. В. Д. Поленова. Это событие состоится в начале января будущего года, одновременно с открытием театрального направления на базе Тульского академического театра драмы — с репетиционной площадкой в малом зале.

А пока на первом этапе дети в центре будут обучаться только по музыкальным специальностям: фортепиано, сольное и хоровое пение, струнно-смычковые, народные, духовые и ударные инструменты. Логично, что для этих целей выбрана площадка Тульской областной музыкальной школы, традиционно аккумулирующей лучшие преподавательские кадры, имеющей хорошую материальную и инструментальную базу и опыт реализации новых и интересных проектов.

— У нас есть все условия для подобного рода занятий,— подтверждает Игорь Лукопров.— К тому же большинство аудиторий в первой половине дня свободно: дети приходят к нам на уроки после первой смены в общеобразовательных школах…

Отечественная система творческого образования, и музыкального в частности, всегда считалась одной из лучших в мире. Таковой она остается и сегодня. Профессиональное обучение с раннего возраста. Три основные ступени: музыкальная школа, училище (колледж), консерватория. Отбор талантливых юных музыкантов происходит на всех этапах. Лучшие поступают в аспирантуру, участвуют в конкурсах — и делают музыкальную карьеру.

Практически во всех муниципалитетах нашего региона есть музыкальные школы, методическую помощь которым оказывает ТОДМШ и Тульский колледж искусств им. А. С. Даргомыжского. Кроме того, при ТКИ действует лицей, в котором талантливых детей обучают преподаватели колледжа. Система отлично работает, тем не менее, убежден Лукопров, центр Тульской области необходим. 

— В нашем регионе много одаренных детей, однако не все они учатся в школах искусств,— говорит Игорь Владимирович.— Некоторые занимаются в студиях при ДК и центрах досуга — они тоже нуждаются в профессиональном сопровождении высококвалифицированных специалистов. И детям из удаленных от Тулы районов области оно тоже необходимо. Надеемся, что наш центр станет для ребят местом творческого общения, импульсом для дальнейшего развития их таланта. И мы искренне благодарны губернатору Тульской области Алексею Дюмину и правительству региона за поддержку в реализации этого проекта…

Учитель — наставник — мастер

Занятия в центре планируется проводить два раза в месяц в течение года, абсолютно бесплатно. Для каждого ученика составляется индивидуальная «дорожная карта», с учетом его способностей и уровня профессионального развития. Учителя работают с детьми на местах и сопровождают на занятия в Тулу, повышая при этом свою квалификацию. Кроме того, ребенок будет проходить обучение у наставника — педагога центра, а также у мастера — куратора из столичного учебного заведения. И еще: одаренные дети получат возможность участвовать в мастер-классах известных музыкантов, которые приезжают в наш город с гастролями. По окончании обучения юные музыканты получат сертификаты, а их преподаватели на местах — удостоверения о повышении квалификации. А творческим отчетом учащихся центра станет выступление в качестве солистов с профессиональными коллективами Тульской областной филармонии.

О кураторах. Направление «духовые инструменты» ведет преподаватель Московской государственной консерватории, известный дирижер и трубач, с недавнего времени — художественный руководитель Тульского филармонического симфонического оркестра Владислав Лаврик. Хоровое пение — профессор кафедры современного хорового искусства МГК, худрук Тульского государственного хора Александр Соловьев. Вокал — ведущий солист «Новой оперы», преподаватель МосГУ Сергей Шеремет.

В дебютный класс «Мастерской талантов» уже набраны 45 человек от 9 до 18 лет из 12 муниципальных образований области. Кастинг проводила комиссия, в которую вошли известные и авторитетные в регионе профессиональные музыканты. Отбор шел на основе портфолио (участие и победы в конкурсах разного уровня) и видеозаписи выступлений.

— Были настоящие открытия,— признаётся Игорь Владимирович.— Например, Надежда Шебанова из Ефремова — сирота, ее воспитывает бабушка. Наде 15 лет, она талантливая вокалистка, участвовала в телевизионном конкурсе «Ты — супер!» и дошла до финала. Девочка не училась в музыкальной школе, ее необходимо научить, как дышать, как петь,— уверен, занятия в центре ей помогут…

Тула — Лондон

Надежда Шебанова — не единственная «звездочка», попавшая в «Мастерскую талантов». У юного домриста из Донского Святослава Кайзера есть опыт выступления в дуэте с самим Денисом Мацуевым в проекте «Синяя птица» на канале «Россия». И скрипачка Катя Щадилова из Богородицка теперь останется в истории: на первом концерте нового коллектива Тульской областной филармонии — симфонического оркестра — она выступила в качестве солистки.

Одаренных юных музыкантов в Тульской области всегда было немало. Наши дети побеждают на фестивалях и конкурсах, поступают в престижные вузы. В их числе — выпускники ТОДМШ им. Райхеля: в прошлом году студентами МГК им. П. И. Чайковского стали Е. Григорча, Н. Тихонов, в этом — Д. Зудинов, В. Ткачева и Т. Лучинский.

А одна из бывших учениц райхелевской школы, пианистка Анастасия Матковская при поддержке Фонда Валерия Гергиева поступила в Лондонскую Королевскую академию музыки. Настя родилась в Москве, практически сразу после ее рождения семья переехала в Тулу. С четырех лет девочка училась в школе им. Райхеля в классе О. В. Саган, а в 2009 году поступила в ЦМШ при МГК, которую закончила с отличием.

— Это была идея мамы — попробовать поступить в Королевскую академию музыки, там уже учились несколько выпускников ЦМШ,— рассказывает Настя.— Кропотливо собирались документы для визы, но экзамены состоялись в один день: тест по теории музыки, прослушивание и собеседование. И затем еще одно прослушивание, на которое допускаются абитуриенты, которые могут претендовать на стипендию,— в присутствии директора академии и заведующей кафедрой фортепиано. Мне сказали, что им очень понравилось мое выступление и что я буду получать стипендию. Кроме того, необходимо было сдать международный тест на уровень английского языка IELTS уже в родной стране. Я его успешно прошла, набрав необходимое количество баллов. Большой проблемой стала оплата обучения — просто огромная сумма. Стипендия, выданная академией, покрывала всего треть. Мои родители посылали письма во всевозможные фонды, благотворительные организации, и на нашу просьбу откликнулся Фонд Валерия Гергиева. Он согласился оплатить остаток суммы за обучение и проживание, за что вся наша семья очень благодарна.

Главное отличие британской системы образования от российской — здесь гораздо меньше предметов, что позволяет тратить почти всё время на занятия по специальности. А еще в академии уделяется больше внимания развитию каждого студента как индивидуального исполнителя и делается акцент на концертную деятельность. Очень много возможностей для выступлений: конкурсы, концерты, мастер-классы. Лекции о поведении на сцене, о продвижении карьеры после окончания академии…

В «Мастерской талантов» будут активно заниматься тем, о чем говорит Настя — помогать юным музыкантам раскрыть все грани таланта. И очень важно, что теперь возможность получить эту помощь доступна каждому ребенку.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных