ТГПУ им. Л. Н. Толстого: связь времен

Назад

19 мая 2017 00:00

 0
Юбилей/Праздник

Автор: Александр ИВАНОВ.

Фото: пресс-служба ТГПУ им. Л. Н. Толстого и из архива семьи Шмараковых.

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Николая Ивановича Шмаракова — ученого, педагога, общественного деятеля, ректора Тульского государственного педагогического института в 1956–1972 годах.

Н. И. Шмараков — несмотря на то, что прожил всего 55 лет — оставил заметный след в истории Тульской области, в развитии сферы высшего образования и подготовки учительских кадров. Уважаемый в коллективе и в студенческой среде, он был человеком не только глубокого интеллекта и управленческого таланта, но и азартным, легко откликающимся на инициативы и поддерживающий их.

Николай Иванович — ровесник революции, перелопатившей историю страны. Он родился в 1917 году в деревне Мерлиновка Ленинского района в многодетной крестьянской семье. Окончил школу ФЗУ по специальности «слесарь-лекальщик». В 1936 году поступил на годичные курсы по подготовке учителей и два года преподавал историю в школе. В 1940 году был избран секретарем Центрального райкома комсомола Тулы, затем окончил Высшую партийную школу, работал в отделе агитации и пропаганды Тульского обкома партии, был избран секретарем горкома. В начале 50-х вернулся в науку и педагогику: окончил аспирантуру МГУ им. М. В. Ломоносова и защитил кандидатскую диссертацию.

В 1956 году Николая Ивановича Шмаракова назначили ректором Тульского педагогического института с задачей реорганизации вуза и повышения качества подготовки специалистов для народного образования. С этим он справился на «отлично», выведя тульский педвуз в число лучших профильных высших учебных заведений СССР.

Именно в период ректорства Н. И. Шмаракова пединститут получил имя Льва Николаевича Толстого. Кардинально укрепилась материальная база вуза: были сданы в эксплуатацию учебные корпуса № 2 и 3, 2-й и 3-й корпуса студенческого общежития. Но главное — произошла масштабная модернизация учебного процесса, позволившая поднять на принципиально иной уровень подготовку педкадров. Открылся целый ряд новых кафедр и факультетов. Вспоминает ветеран ТГПУ им. Л. Н. Толстого, кандидат философских наук Кира Леонидовна Плешкова:

— Главным смыслом ректорской деятельности Н. И. Шмаракова стало совершенствование подготовки учителей в педвузе. Николай Иванович относился к той категории руководителей, которым всегда было что сказать коллективу, обществу и обладавшим необходимым мужеством в отстаивании своих убеждений. Его жизненный опыт, авторитет содействовали развитию материальной базы института. Особое внимание было обращено на укрепление кадров, подготовку преподавателей. Настойчиво отстаивался принцип непрерывного образования. В работе со студентами Н. И. Шмараков огромное значение придавал процессу воспитания, задачей каждого считал учиться преданности своему делу, готовности к любому начинанию…

В 1967 году ТГПИ им. Л. Н. Толстого была присвоена I категория, что дало возможность заложить здание нового, 4-го учебного корпуса.

— Четвертый учебный корпус я вот этими руками достраивал,— улыбается ректор ТГПУ им. Л. Н. Толстого Владимир Алексеевич Панин, недавно избранный на второй ректорский срок.— Нас, студентов, вместо колхоза отправляли для помощи строителям. Я поступил в Тульский пединститут в 1974 году. Николая Ивановича уже не было в живых, но в этих стенах, как говорится, витал его дух. Это было по-своему сложное время. Впрочем, не сложных времен в нашем Отечестве и не было никогда… Тогда, в годы ректорства Шмаракова, царили другие принципы организации экономики, главенствовало плановое хозяйство. Николаю Ивановичу пришлось немало потрудиться, существуя в определенных рамках, объективных для того периода. Существовали разного рода ограничения, жесткие рамки, лимиты, которые приходилось «выбивать».

Сейчас принципиально иные схемы взаимоотношения субъектов в системе «государство — вуз». В чем-то они проще, чем советские, потому что демократичнее, но эта свобода зачастую несет в себе и риски. Ответственности за организацию работы не меньше, чем было во времена Николая Ивановича Шмаракова, а в чем-то и больше. Нам разрешено зарабатывать деньги, оказывая различные образовательные и прочие услуги. С одной стороны, это позитивный момент, потому что увеличивается степень свободы вуза, а с другой стороны, нужно и зарабатывать, и распоряжаться потом этими деньгами так, чтобы не нарушать закон.

На сегодняшний день любое учебное заведение имеет какие-то проблемы — это естественный фон. Во-первых, сложности на международной арене привели к некоторым макроэкономическим издержкам для государства. Финансирование нам как государственному вузу не сократили. Но оно могло бы быть более весомым, если бы государству не пришлось вынужденно отвлекать ресурсы на другие, более актуальные, с его точки зрения, цели. Этот период нужно просто пережить. Мы изыскиваем внутренние резервы, пытаемся экономить, чтобы перенаправить финансовые потоки на более неотложные нужды.

Переживём и эти сложности. Потому что пример предшественников перед нами. Когда я был молодым, и студенты, и преподаватели горели энтузиазмом, и во многом именно на нем базировались достижения, которыми мы сегодня дорожим и которые развиваем. Меня радует, что в последние полтора десятка лет в развитии страны задан правильный вектор, и, в частности, опять стало цениться качественное образование. Один из признаков этого — рост из года в год у нас в Тульском госпедуниверситете проходного балла.

Государство, в рамках возможного, стимулирует внимание к высшей школе, поддерживает вузы. Вот передо мной лежит совсем свежий документ, датированный серединой мая и подписанный председателем правительства страны, который гласит: выделить из резервного фонда правительства в 2017 году Минобрнауки несколько миллиардов рублей для предоставления субсидий бюджетным вузам. Это — и зарплаты педагогам, и укрепление материальной базы институтов и университетов. Такая поддержка поспособствует тому, что нам будет легче выполнять майские указы Президента. Это — реальные меры по модернизации страны.

Мы, со своей стороны, делаем всё возможное для того, чтобы приблизить высшую школу к решению общегосударственных задач. Так, при ТГПУ им. Л. Н. Толстого открыт инжиниринговый центр «Цифровые средства производства». Он способствует адаптации самых сложных научных разработок к потребностям конкретного производства — будь то крупное предприятие или небольшая фирма. Мы живем в высокотехнологичном регионе. И необходимо, чтобы педвуз вносил свой вклад в сближение науки и производства. У нас в области очень мощные предприятия ОПК, три химических кластера, экономике требуются кадры с углубленной подготовкой. Причем речь идет как об инженерно-технических, так и о рабочих кадрах. Во времена СССР у вуза было меньше свободы в этом плане: пединститут готовит учителей, и точка, шаг вправо, шаг влево — «волюнтаризм». Сейчас мы можем открывать специальности не только педагогического профиля. Университет становится многопрофильным, и это позитивно в том плане, что появляется возможность маневра.

Ну, и не будем забывать о нашей главной задаче: подготовке учителей. Глубокое изучение таких предметов, как физика, химия, математика, биология, востребовано сегодня реальным сектором экономики региона. А педагог в области точных наук не может быть качественно подготовлен без инновационной материальной базы, без участия в научных исследованиях. У чисто педагогического вуза такой возможности нет. Но если мы развиваем физику лазера, химию, прикладную информатику и будущий учитель может, что называется, своими руками пощупать последние достижения в этой сфере, он будет подготовлен на опережающем уровне, что очень важно для работы в современной школе.

А связь времен всегда была, есть и будет, мы с огромным уважением относимся к тому времени, когда вуз проходил период становления, и к тем, кто был до нас. Думаю, Николай Иванович Шмараков сегодня был бы удовлетворен тем, чего нам удалось достичь и в каком направлении развивается Тульский государственный педуниверситет…

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных