Памяти тульских железнодорожников: когда работа равняется подвигу

Назад

14 апреля 2017 00:00

 0
Общество

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александр КОЛЕСНИК

5 мая в Тульской области откроется еще одна железнодорожная станция-музей — «Белев». Экспозиция, которая разместится в здании отреставрированного вокзала расскажет об истории этого древнего города, о замечательных людях, которые в нем родились, о трудовых буднях и подвигах белевских железнодорожников.

Станционные музеи

В 2016 году отмечалось 75-летие освобождения Белева от немецко-фашистских захватчиков. Два месяца — с 24 октября до 31 декабря 1941 года — город жил в оккупации. Более 120 белевцев расстреляли и замучили фашисты, почти 4,5 тысячи человек угнали в Германию…

Работа над созданием историко-культурного комплекса «Белев» началась еще в прошлом году: тульские железнодорожники установили на станции военный эшелон, один из вагонов которого планируется сделать «санитарным» и открыть его для посетителей. В настоящее время завершается основной этап работ — ремонт вокзала, монтаж экспозиции, благоустройство территории. «Белев» — одиннадцатая музеефицированная станция в тульском регионе, параллельно продолжается работа над двенадцатой — «Мордвес». Жизнь больших и малых городов, расположенных на территории Тульской области, всегда была тесно связана с жизнью железных дорог.

Экспозиции станций-музеев раскрывают эту глубинную связь и заставляют взглянуть на историю родного края по-новому. Станция «Белев» входила в Рязанско-Уральскую дорогу, строившуюся с 1866 по 1909 годы и соединявшую центр России с Нижним Поволжьем и Уралом. Проложить пути через Белев был решено, когда проектировался участок дороги от Данцово до Смоленска. Станция — с паровозным депо на 30 стойл и малыми ремонтными мастерскими — открылась в конце 1899 года. Это событие включило Белев в большую железнодорожную сеть страны и стало импульсом для развития города…

— Создание историко-культурных комплексов на железнодорожных станциях — очень важная социальная программа, которой мы стараемся уделять особое внимание,— подчеркивает заместитель начальника Московской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» по территориальному управлению Александр Потапенко.

Они спасали технику и грузы

Старый вокзал не сохранился — его разбомбили фашисты, от здания остался лишь небольшой фрагмент… Бомбили Белев буквально с первых дней войны. В 1941 году только за два июльских дня на город упало 220 бомб, погибли 870 мирных жителей. А железнодорожники, несмотря на смертельную опасность, продолжали трудиться. 44 работника паровозного депо от бомбежек погибли на рабочих местах. В 1965 году, к 20-летию Великой Победы, рядом с восстановленным вокзалом в их честь был установлен памятник.

Белевские железнодорожники, рискуя жизнью, выполняли свой профессиональный долг — обеспечивали движение, спасали технику и грузы. В октябре 1941 года машинист паровоза Иван Ефимов вывел состав с боеприпасами, военной техникой и цистернами с горючим из-под бомбежки. Из воспоминаний Героя Социалистического Труда И. И. Ефимова: «Поезд отошел от станции, и я старался набрать скорость. Тут налетели три фашистских самолета и начали строчить из пулеметов. Меня ранило в ногу, ранило и Лобова — его рана оказалась смертельной. Крикнул я Косаревскому, чтобы быстрее подал уголь, но он не откликнулся. Смотрю — кочегар лежит в будке мертвый. Остался я один у реверса и продолжал вести поезд. Фашистские самолеты все вертелись над поездом и поливали огнем. Я получил шесть ран, из них три сквозные. Управлял паровозом, пока были силы. Поезд дошел до Веженки. Груз был спасен…»

Подвиги в те дни совершали не только мужчины, но и юные хрупкие девушки. Валентина Рыбальченко вела состав с людьми и техникой из Белева в Тулу. Поезд начали бомбить четыре вражеских самолета. Рыбальченко активно маневрировала, но осколки всё же пробили котел, давление пара упало, состав потерял скорость. Валентина чудом довела поезд до пункта назначения и только потом поняла, что ранена и потеряла много крови. За этот подвиг В. С. Рыбальченко была награждена орденом Ленина.

Семь из 170

На стендах и в витринах экспозиции станционного музея разместятся уникальные документы и фотоматериалы, рассказывающие об этих удивительных людях и их подвигах.

А в музейной галерее героев обязательно будет представлена фотография Алексея Ивановича Павлова — участника страшных боев на Курской дуге и Парада Победы в Москве в 1945 году. Трижды раненного — и сумевшего выжить. Алексею Ивановичу 93 года, но он прекрасно помнит страшные сороковые…

— У меня столько орденов и медалей, что на кителе не помещаются,— Алексей Иванович достает коробку, в которой военные и трудовые награды хранятся раздельно. Среди военных — ордена Отечественной войны I и II степени за бои на Курской дуге, медали «За отвагу» и «За боевые заслуги».

Алексей Иванович родился в Белеве в 1924 году. Когда началась война, ему было всего 17 лет — он успел закончить 9 классов школы. В период оккупации Алексей и его ровесники прятались от немцев — боялись, что угонят на работы в Германию. После того как ушли оккупанты, в январе 1942-го добровольцем отправился на фронт…

— В 12 километрах от Белева стояла военная часть, нас вооружили. Мы участвовали в боях по освобождению деревень, взяли Московатово и Гамово,— рассказывает Алексей Иванович.— А потом в часть приехали офицеры отбирать ребят на учебу в Горьковское артиллерийское училище — взяли только меня. После трех месяцев учебы направили в Гроховецкие военные лагеря, где готовились роты на фронт. Так в 19 лет я стал командиром минометной батареи 183-й дивизии 285-го артиллерийского полка…

Павлов вспоминает свой первый бой. 40 километров от Воронежа, деревня Ольховатка. Для того чтобы остановить врага, артиллеристы установили 400 стволов на один километр и начали мощную и долгую артподготовку. Фашисты дрогнули — и стали отходить. Они последовательно сдавали Воронеж, Орел, Белгород, Харьков. Но этот успех Красной Армии был временным. Всё изменилось, когда немцы выпустили на поле боя новые виды техники — танки «Тигр» и самоходные боевые машины «Фердинанд». Оказалось, что обычные снаряды не пробивают их броню. Пришлось отступать…

«Сожгли 30 „тигров“ 

— Нас переформировали и отправили под Прохоровку — готовить третью линию обороны,— продолжает рассказ Павлов.— Все знали, что готовится серьезное сражение — потом его назовут Курской дугой… В 12 часов 5 июля 1943 года приняли бой. Нас оснастили новыми — термическими — снарядами, которые могли справиться с „тиграми“ и „фердинандами“. Там был мягкий взрыватель, который прилипал к броне и прожигал ее. В том бою моя батарея уничтожила 30 „тигров“! …

Курская дуга стала переломным событием в Великой Отечественной войне, но до победы было еще далеко. Алексей Иванович продолжил боевой путь. Воронеж, Орел, Курск, Белгород, Харьков, Винница, Львов. Бои за освобождение Чехословакии, Польши, Венгрии, Австрии, Германии… Война для него закончилась в Праге. Но не 9 мая, а 12-го, когда наконец удалось разгромить немецкий подземный завод боевой техники в ста километрах от столицы Чехии.

Парад Победы. Москва. 1945 год

Конечно, все солдаты хотели участвовать в легендарном Параде Победы, но повезло немногим. По разнарядке, от каждого из фронтов необходимо было выделить 25 человек, удовлетворяющих особым требованиям: не менее двух лет на фронте; не менее двух орденов, рост — не ниже 170 см. Алексей Павлов воевал три с половиной года, имел три ордена, рост — 172 см. Поэтому его включили в делегацию от 4-го Украинского фронта.

— Нас привезли в Москву, разместили в школе, сшили новую форму,— рассказывает Павлов.— Каждый день занимались строевой подготовкой. А после парада был прием в Кремле. Выступал Сталин, другие руководители государства. Нас принимали как победителей…

Алексея Павловича демобилизовали осенью 45-го — как трижды раненного. Одно из ранений едва не стало смертельным: осколки застряли под левой лопаткой, в полутора-двух сантиметрах от сердца…

— Приехал в Белев и увидел, что он весь разрушен, волки по улицам бегали… Нашей семье повезло: четверо — отец, я и две моих сестры — были на фронте и все, хоть с ранениями, но вернулись. Жили мы недалеко от железнодорожного депо, там решили создавать школу помощников машинистов — и предложили мне в нее поступить…

На железной дороге Павлов проработал более 40 лет. Сначала помощником машиниста, потом — машинистом. Трудился и одновременно получал образование: закончил вечернюю среднюю школу, Московский техникум теполовозного хозяйства. После окончания Харьковского института по специальности «инженер-теплотехник железнодорожного транспорта» трудился машинистом-инструктором локомотивных бригад пассажирских поездов….

Почетного гражданина г. Белева Алексея Ивановича Павлова пригласили на церемонию открытия станции-музея «Белев» заранее. В этот день ему будет вручена еще одна награда — знак Почетного ветерана МЖД.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных