От девушки с веслом до байкера с кузькиной матерью
15 марта 2019 00:00
Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ
Фото: из архива В. Щербакова
В советские годы многие тульские дворы и парки, стадионы и скверы украшали незамысловатые изваяния из относительно недолговечного материала. Период «гипсового соцреализма» завершается в наши дни.
Воспитательное искусство
— Сегодня о том периоде в Туле напоминают всего пять чудом сохранившихся произведений,— краевед Владимир Щербаков загибает пальцы. — Это спортсмен с кубком на стадионе «Металлург», скульптура двух женщин с младенцами на территории больницы на ул. Чаплыгина, памятник «Встречающие» в бывшем сквере на ул. Металлургов, 5, и памятник теннисисту в Кировском поселке. Хотя нет, последний полтора года назад снесли. Значит, теперь их всего четыре…
Автор изданий серии «Тула ушедшего века», исследователь творчества Владимира Высоцкого и истории тульского трамвая свою новую книгу «Гипсовый соцреализм в Туле» посвятил относительно недолгому историческому периоду. Так называемый сталинский ампир, существовавший в
— В первую очередь эти скульптуры носили воспитательный характер и были призваны продемонстрировать советскому народу красоту и важность общественно полезного труда, занятий физкультурой и спортом,— говорит В. Щербаков.— Отсюда и основные темы памятников, существовавших в Туле. Среди них были скульптуры спортсменов, рабочих (в первую очередь горняков и металлургов), семейные композиции, памятники поэтам, детские скульптуры, изображавшие сценки из сказок или басен…
А начинался жанр со знаменитой девушки с веслом как олицетворения красоты советских спортсменок. Исполинская по меркам «дворовых» памятников восьмиметровая композиция скульптора Ивана Шадра (Иванова) из тонированного бетона была установлена в начале
Для городов поменьше и скульптуры были скромнее. Но сюжеты — всегда возвышенные. В так называемом Курином сквере в тульском Криволучье (на перекрёстке ул. М. Мазая и Приупской. В книге отдельная страница посвящена народным или уже не существующим топонимам), например, располагался памятник «Рабочий и учёный», олицетворяющий связь науки с производством. Удивительно, но этот сюжет вполне актуален для Тулы и сегодня!
А на месте нынешнего «белого дома» в
О них не писали газеты
— Об эстетической и художественной ценности произведений судить не берусь — оставляю это занятие
История, как правило, не сохраняла имён авторов штампованных произведений. Но Владимиру Щербакову удалось установить некоторые из них: например, автором детских скульптур в Туле была Мария Прокофьева. Некоторые памятники целы по сей день: они установлены на территориях детских садов. Девочка с курами на ул. Н. Руднева, доктор Айболит на ул. Циолковского, мальчик с кроликами на ул. Шевченко и некоторые другие.
Восстановить историю большинства композиций не представляется возможным — об открытии этих памятников почти не писали газеты, о них нет информации ни в архивах, ни в музеях. При подготовке книги В. Щербаков практически не пользовался литературными источниками (это потому, что их почти нет), а основными информаторами для него выступали обычные люди — туляки, которые помнят скульптуры.
— Я даже не планировал издавать отдельную книгу об этих памятниках, но решил это сделать, когда понял, как это интересно и как много информации о них есть у людей, а главное — фотоматериалы, ведь туляки очень любили фотографироваться на фоне скульптур,— говорит Владимир Николаевич.— К сожалению, старые плёнки многие выкидывают, не осознавая их ценности, а ведь там могут быть уникальные кадры. У нас нет музея, который бы собирал эти свидетельства минувшей эпохи, а отдельные энтузиасты не всё и не всегда могут найти, да и обработать такой объём материала одному человеку не под силу…
Моё Нечерноземье
Старые фотографии и плёнки краевед разыскивает в том числе и на блошином рынке, где у него уже появились друзья по интересам — целая страница в книге посвящена благодарностям. Фотографий много, ракурсов тоже, да таких, что не всегда удаётся установить местоположение того или иного памятника. Помогают опять же люди, но другие: Владимир Щербаков публикует фотографии в соцсетях — и туляки узнают знакомые места, где жили они сами, их предки или прошло детство.
А теперь, когда вышла книга, заинтересованных стало еще больше — с помощью туляков автор готовит второй том рассказов о памятниках. В него войдут произведения более позднего времени: читатели узнают историю композиции «Моё Нечерноземье» (народное название «Байкер в парке»), скульптур Муз над драмтеатром, сталевара у Косогорского металлургического завода. А ещё прочтут о том, что в Туле существовали памятники Чехову, Горькому, Лермонтову,
— Отрадно, что сегодня возрождаются традиции городской скульптуры: читающие дети у библиотеки, мальчик у здания ТЮЗа, городовой в кремле, памятник семье на территории областного роддома, композиция «Тульское чаепитие»… Всё это оживляет городские улицы. Сегодня в любом садовом центре можно купить небольшую нехитрую фигуру из керамики и поставить её хоть у себя в огороде. Её художественная ценность, наверное, будет невелика, но я за любую красоту. Кстати, в советское время гипсовые скульптуры никогда не раскрашивались — это признак уже нашего времени. В Одоеве, к примеру, восстановили и раскрасили скульптуру женщины с ребёнком и назвали памятник «Кузя и мама» — теперь это один из главных туристических объектов старинного города…