Кредитные истории: вход — рубль, выход — два
22 февраля 2018 00:00
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: соцсети
Приобретение товаров в кредит — это кажется таким удобным решением проблемы: нужную вещь получаешь сейчас, а оплачиваешь ее потом и постепенно. Туляки с легкостью соглашаются оформить кредит прямо в магазине, не подозревая о том, чем это может обернуться.
Ни компьютера, ни денег
Сергей не раз покупал товары в кредит и никогда не сталкивался с
Мужчина возмутился: кредит ему не одобрили, никаких договоров он не подписывал, ноутбук так и не купил, о каких просрочках речь? В банке уверяли, что ничего подобного: кредит есть, деньги за компьютер магазину перечислены. Сергей написал письменные претензии в банк и в магазин: он надеется, что зависшие
— Ситуация действительно непростая,— комментирует главный
Финансовый треугольник
Елена Осенкова не исключает, что отстаивать свои права Сергею придется в суде — если магазин и банк откажутся разрешить недоразумение в добровольном порядке. Как обезопасить себя от подобного рода казуса? Прежде всего — внимательно изучить все документы, которые вы подписываете. Допустим, вы подписали анкету, но банк займ не одобрил — или вы сами передумали брать кредит и покупать товар. В этом случае все подписанные документы лучше забрать с собой и уничтожить. А через пару дней наведаться в
Елена Сергеевна обращает внимание на еще один важный момент: оформляя в магазине кредит на приобретение товара, потребители часто думают, что подписывают трехсторонний договор, в котором, кроме них, участвуют банк и магазин. Ничего подобного. Между торговым предприятием и
Что это значит на практике? Наглядный пример. Римма Н. приобрела в кредит стиральную машинку, договор о получении займа подписала сразу же, в магазине. Однако машинка нормально проработала неделю, не больше: сначала стала стучать во время работы, потом потекла — и в конце концов вовсе отказалась включаться. Вызванный из фирмы мастер поставил диагноз: заводской брак. И предложил варианты: либо берите другую машинку, либо деньги. Римма выбрала деньги — она думала, что они автоматически вернутся в банк, выдавший ей кредит. Ничего подобного: положенную сумму перечислили на карточку, пришлось самой погашать кредит досрочно…
Период охлаждения. Плохо для любви, хорошо для денег
Впрочем, в том, что касается кредитов, мы не так уж и беззащитны, как это кажется на первый взгляд. Другое дело, что мы не всегда располагаем полной информацией о своих правах. А это необходимо, если вы вступаете в договорные отношения с
Хорошая новость: с 1 января 2018 года до 14 дней увеличен так называемый период охлаждения, в течение которого человек без объяснения причин может отказаться от ненужной или навязанной ему страховки при получении кредита.
К сожалению, немногие знают, что они в принципе могут отказаться от такой страховки. Типичная ситуация: человек хочет оформить в банке кредит на 300 тысяч рублей, чтобы отремонтировать квартиру. Банк готов предоставить кредит под разумные проценты, если клиент при этом подпишет договор страхования жизни, здоровья и потери трудоспособности, причем размер страховой премии немаленький: до 25–30% от запрашиваемой суммы, скажем, тысяч 80. Не соглашаетесь на страховку — банк не одобряет кредит или одобряет, но с более высокой процентной ставкой. Соглашаетесь — придется платить проценты со всей суммы: 380 тысяч рублей.
Однако у клиента есть право подписать договор страхования, а потом от него отказаться: если раньше на эту процедуру государство отводило всего 5 дней, то теперь период охлаждения — две недели.
— На самом деле страхование жизни, здоровья и потери трудоспособности при получении кредита — это довольно разумно,— считает Елена Осенкова.— Безусловно, банк стремится обезопасить себя, но страховка может выручить и клиента, если он вдруг заболеет или, например, попадет в ДТП. Так что не стоит сразу отказываться от страхового полиса, тем более что не все банки устанавливают запредельные страховые премии…
МФО: просто, но рискованно
Елена Сергеевна рассказывает, что чаще всего туляки приходят с жалобами на банки в отдел защиты прав потребителей, когда не могут расплатиться по кредитам. Причины разные. Если речь идет о
А вот помочь человеку, бездумно нахватавшему кредитов и предварительно не просчитавшему, чем и как он будет по ним платить,— практически невозможно. Чаще других попадают в долговые ямы клиенты микрофинансовых организаций (МФО), в которых можно легко и быстро получить займ — но на короткий срок и под очень высокие проценты. Достаточно пропустить срок платежа — и сумма долга начинает расти в геометрической прогрессии. Впрочем, и здесь можно попробовать побороться. Существует требование Центрального Банка России: процентная ставка не должна превышать среднерыночную в этой категории потребительских кредитов более чем на одну треть (размер среднерыночной ставки вычисляет и устанавливает ЦБ раз в квартал). Если МФО не выполняет это требование, значит, у обиженного должника появляется пусть слабый, но шанс…