Игры нежного возраста

Назад

01 марта 2019 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Олег БОНДАРЬ

Фото: предоставлены Тульским государственным театром кукол

Нередко в аннотациях к детским спектаклям можно увидеть отметку 0 +, что некоторые родители воспринимают буквально. Вот и получается, что на представлениях в зале появляются практически младенцы, которые и сами не понимают, что происходит на сцене, и другим смотреть мешают. Тульские кукольники решили восполнить пробел в возрастной адресности репертуара и выпустили спектакль в стиле модного ныне бэби-театра для самых маленьких.

При этом обозначенный на афише возрастной ценз 0 +, тем не менее, содержит пояснение: рекомендовано для детей с двух лет.

— Порой к нам ребятишек не приводят, а приносят, потому как в силу возраста они еще не в состоянии передвигаться самостоятельно. Актерам удержать внимание таких малышей в постановке, предназначенной для более старших, практически невозможно,— говорит директор Тульского государственного театра кукол заслуженный работник культуры РФ Наталья Рязанцева.— Очевидно, родители не понимают, что спектакль — это живой организм, который чутко реагирует на всё, что происходит вне задуманного сценария. И эта реакция исполнителей может невольно повлиять на качество представления, причем не всегда в лучшую сторону, отчего страдают прежде всего зрители. Вот и появилась идея создания спектакля в стиле бэби-театра. Однако воплотить ее никак не удавалось. Поэтому, когда актриса нашего театра Любовь Пахомова сообщила о готовности поставить такой экспериментальный спектакль, я согласилась, зная, насколько серьезно она интересовалась этим искусством.

Докатилось и до нас

Бэби-театр появился и получил развитие в Европе. У нас в стране массового его распространения пока не наблюдается, но процесс идет.

Действие спектакля для самых маленьких происходит в небольшом помещении, напоминающем о домашней обстановке. В варианте тульского кукольного — это сцена, где бэби-зрители располагаются рядом с играющими актерами на одном из главных атрибутов такого театра — мягких подушках и ковриках. В зрительном зале никого нет. Родителям также выделено место на сцене — для них установлены лавочки. И если взрослые, попав в зал после первого звонка, обживались в необычной обстановке с некоторым недоумением, то дети словно попали в естественную среду обитания — начинали на ковриках кувыркаться, играть и т. д. Казалось, взять внимание детей после такой вседозволенности актерам будет трудно. Но режиссер-постановщик спектакля «Про медвежонка» этот момент предусмотрела.

— Мы задумали в экспозиции действия игру светотеней,— говорит Любовь Пахомова.— При приглушенном свете на ширме появляются светящиеся фонарики, звучит музыка, а завораживающий «голос за кадром», как нам казалось на репетициях, должен был начинать повествование, интригующе погружая присутствующих в атмосферу предстоящего — чего-то крайне интересного. С нетерпением ждали премьеры, чтобы проверить этот прием в деле. Проверили — сработало. Правда, этому предшествовал естественный в таких случаях профессиональный порыв наших администраторов — усадить детей и утихомирить, но я попросила этого не делать. Хотелось выяснить: какие сцены привлекут внимание малышей, а во время каких дети будут отвлекаться?

Театр или анимация?

Бэби-спектакль предусматривает для маленьких зрителей возможность чувствовать себя свободно. Захотелось пройтись по сцене, что-то получше рассмотреть или даже потрогать — пожалуйста. Так, на премьере «Про медвежонка» одна из маленьких девочек вдруг решила проверить — а что же там, за декорацией? Очевидно, в предвкушении новых чудес она переступила запретную в других случаях черту и впала в недоумение — обратная сторона главной сценической установки оказалась серой и непривлекательной…

— Этот момент мы не учли,— прокомментировала режиссер.— Но если декорацию оформлять еще и с тыла, тогда, думаю, детей точно будет тяжеловато организовать на участие в кукольном спектакле перед ширмой, ведь могут остаться и за ней, где тоже красиво.

Участие зрителей в спектакле — не оговорка, бэби-театр исключает академический просмотр, а значит, и единую сюжетную линию тоже. К примеру, в основе спектакля тульского театра — три литературные истории, которые формально не связаны между собой. Тем не менее, название говорит о наличии главного героя — медвежонка. А весь событийный ряд основан на знакомстве косолапого с окружающим миром этих историй при непосредственном участии детей, которых актеры постоянно занимают в играх. Наверное, поэтому, помимо почитателей нового театрального формата, у него есть и противники, как правило в профессиональной среде — некоторые актеры считают, что это не театр да и вообще не искусство, и сравнивают действо с анимацией.

— Я и сама была такого же мнения до посещения театрального форума в Набережных Челнах,— признаётся Любовь Пахомова.— Там идею бэби-театра представили в ином свете, и я поняла, что никакая это не анимация, а настоящий театр, где с детьми не сюсюкаются, а подталкивают их по ходу действия к самостоятельному творчеству, при этом сохраняя художественность представления. То есть актеры не спускаются к их уровню, а подтягивают публику к себе.

Спектакль без границ

Пьесу Любовь Пахомова написала сама с учетом рекомендаций детских психологов о необходимости максимально частой смены сценических картинок — так вероятней всего удержать внимание малышей. Не изобилует постановка и текстом, который явно не на пользу в «ясельном» спектакле, а вот физического действия в нем предостаточно, что дает актерам возможность максимально проявить себя.

В спектакле заняты артисты: Татьяна Еремеева, Антон Акимов, Кристина Уткина и Алишер Жумаев. Их исполнительский ансамбль наполнил постановку нескрываемой внутренней теплотой и сделал диалог со зрителем исключительно доверительным, несмотря не некоторые непредвиденные обстоятельства.

— Дети оказались активней, чем мы предполагали,— делится впечатлениями после премьеры Кристина Уткина.— В некоторые отрепетированные мизансцены зрители внесли серьезные коррективы, что нельзя было предвидеть в полной мере. Дети вклинивались всюду, поэтому наша задача по сохранению целостности спектакля значительно усложнилась. При этом никакой растерянности лично я не испытала. Напротив, было интересно и хотелось не просто не спугнуть ребят, а дать им возможность максимально проявить себя.

Одним из украшений спектакля стали сцены с элементами теневого театра. Чтобы сделать их на достойном уровне, режиссер специально ездила в столицу на мастер-класс обладателя театральной премии «Золотая маска» главного художника Московского детского театра теней Виктора Платонова. В результате в постановке с соблюдением всех требований использован принцип сразу двух классических школ теневого театра — русской и китайской, каждая из которых позволила добиться различных эффектов.

Оформила спектакль художник-постановщик Тульского театра кукол Надежда Ванина. Ей удалось придумать кукол, которые, несмотря на свою театральную специфику, ассоциируются с домашними игрушками детей, что работает на соответствующую психологическую атмосферу постановки. А красочные декорации ненавязчиво дополняют обстановку домашнего уюта.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных