Игра в бизнес
22 февраля 2019 00:00
Автор: Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ
Фото: Александра КОЛЕСНИКА
Один из самых влиятельных бизнесменов Азии Ли
Предприниматели в теории
Практика организации работы школьных компаний возникла
Зайдя в здание Тульского областного центра молодежи, где обещали проводить фестиваль школьных компаний, даже слегка растерялась — ни ожидаемой пестрой толпы подростков, ни их взволнованных педагогов, ни привычных прилавков с
— Вы просто путаете ярмарку школьных компаний и фестиваль,— улыбаясь, поясняет региональный министр молодежной политики Юлия Вепринцева.— На фестивале ребята, которые работают в школьных компаниях, защищают свои проекты: рассказывают, чем занимаются, как ведут документацию, как оформляют продукцию, как продвигают ее.
По ее словам, презентационная часть нужна для того, чтобы ребята попробовали свои силы, пообщались с экспертами, получили несколько полезных советов. Да и сами организаторы в таком формате могут оценить, что у подростков благополучно получается, а над чем еще стоит поработать.
В этом году в фестивале принимают участие более 100 человек в возрасте от 14 до 18 лет. Задача подростков — толково и интересно рассказать о том, чем они занимаются и каких успехов уже достигли.
Презентации оценивает жюри — методист областного Центра дополнительного образования детей Марина Кузнеченко, главный специалист регионального Центра поддержки предпринимательства Наталья Антонова и председатель областного отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Михаил Глухов. Этот небольшой экспертный совет должен решить, кто из десяти школьных компаний Тулы, Алексина, Узловой, Плавска, Щёкино, Суворова и Киреевска наиболее удачно выступил в номинациях «Лучший отчет», «Лучший
Про «Славницу» и «Делу время»
Тот факт, что один из основных законов продвижения собственного дела — выделяться из общей массы — начинающие предприниматели уже усвоили, был заметен сразу. Представителей школьных компаний отличал оригинальный внешний вид — либо подчеркнуто деловой, либо, наоборот, откровенно неформальный. Некоторые даже решили обратить на себя внимание костюмами известных анимационных персонажей вроде радужного единорога или Пикачу. Выглядело такое разнообразие забавно и
Впрочем, четырнадцатилетним подросткам легко можно простить некоторую неловкость — в конце концов, многим известным людям избавиться от косноязычия и зажатости не помогает даже куда более богатая практика публичных выступлений. Тем более что работу участники школьных компаний выполняют и в самом деле большую.
Так, например, ученики Новомосковского лицея организовали компанию «Делу время». Ей всего лишь год, но это не мешает ребятам смотреться как минимум не хуже тех, кто работает достаточно долго. Их презентация получилась, пожалуй, самой логичной и профессиональной, сосредоточенной на описании производственного процесса.
Тщательно изучив вопрос предполагаемого фронта работ, молодежь решила… делать часы. В ход пошли деревянные заготовки, декоративные элементы для скрапбукинга. Даже старые пластинки, как выяснилось, могут стать основой оригинального подарка.
При этом ребята не поленились и исследовали потенциальный рынок — опросили лицеистов из разных классов, учителей и родителей. Выпустили акции и, продав их, выручили первые 2,5 тысячи рублей на аренду школьной мастерской и покупку необходимых материалов.
Заказы пошли, что неудивительно, поскольку образцы, представленные на суд жюри, сделаны вполне профессионально, аккуратно и красиво. Честно признаться, некоторые из них не стыдно использовать при декоре спальни, детской или столовой.
За месяц «Делу время» заработала 6,5 тысячи рублей (часы стоят от 300 до 600 рублей в зависимости от сложности работы).
Вырученные средства пошли на закупку часовых механизмов, которые заказываются в Китае через интернет, других расходников, выплату заработной платы и
— Ой, а вас я помню еще по прошлой ярмарке школьных компаний,— радостно приветствовала следующих участников из узловской «Славницы» Наталья Антонова.— Когда в зал зашла и увидела разноцветные шары, сразу подумала: ну, это точно они.
Яркие воздушные шарики действительно стали визитной карточкой компании «Славница», участники которой ставят перед собой цель показать всем, что традиционное — вовсе не обязательно означает
— Мы просто классные,— уверенно заявляют ребята.
Выручка у них примерно такая же, как у новомосковских коллег, но стратегия продвижения явно интереснее. В поисках потенциальных клиентов молодежь даже уличные опросы делала. На страницах в соцсетях представлены большие каталоги декоративных досок, забавных значков и подвесок, картин из валяной шерсти — везде указаны стоимость, размеры, перечислены используемые материалы.
А еще ребята регулярно устраивают
— Мне очень нравится ваше стремление постоянно развиваться,— похвалила «Славницу» Наталья Антонова.— И хорошо, что вы при этом не забываете о социальной составляющей: очень важно, чтобы ваша работа приносила радость и удовлетворение, а не только служила средством зарабатывания денег.
Растут конкуренты
Неудивительно, что и «Славница», и «Делу время» вошли в число победителей фестиваля. Ребята из Новомосковска признаны первыми в номинации «Лучший отчет», а узловчане — в номинации «Лучшая презентация». В апреле их ждет еще одно испытание — у молодежи будет возможность применить все свои
Вообще к работе школьных компаний можно относиться
Просто для сравнения: деревянная
При этом министр молодежной политики Юлия Вепринцева утверждает, что многим ребятам работа в школьных компаниях помогает определиться с будущей профессией.
— Работа в школьных компаниях максимально приближена к реальности,— говорит она.— И ученики пробуют свои силы, а те, кто понимает, что им нравится происходящее, что они нашли себя, продолжают заниматься бизнесом и по завершении учебы. У нас есть подобные примеры. Таких начинающих предпринимателей всегда ждут в областных