Клиенты и банки: кто кого переиграет
15 февраля 2019 00:00
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: соцсети
Туляки давно поняли, что взаимоотношения с банками похожи на азартную игру:
Почему не работает «охлаждение»
Около трех лет назад Центробанк обязал страховые компании устанавливать «период охлаждения»: не менее 14 дней после заключения договора. В течение этого времени клиент может отказаться от страховки и получить деньги обратно. Граждане облегченно вздохнули: теперь можно взять в банке потребительский кредит, заключив при этом страховой договор (а это часто облегчает процедуру оформления кредита и гарантирует более низкие проценты), а потом его расторгнуть. Андрей Р. однажды этой возможностью воспользовался и остался доволен. Недавно он вновь решил взять кредит — на этот раз на ремонт квартиры. Согласился подписать договор страхования, через несколько дней пришел, чтобы оформить расторжение и вернуть уплаченные деньги,— и был очень удивлен, когда ему вернули лишь малую часть суммы. Андрей возмутился и обратился с жалобой в отдел защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тульской области.
— Подобного рода обращений в последнее время много,— комментирует главный
Можно ли в этой ситуации переиграть банк? Во всяком случае, попытаться стоит. Специалисты советуют: прежде чем брать кредит, внимательно изучите условия, которые предлагаются в разных банках. В том числе — условия дополнительного страхования. К слову, на своем официальном сайте каждый российский банк обязан указать названия страховых компаний, которые соответствуют его критериям, а также эти критерии перечислить и разъяснить. В конце концов, вы сами вправе выбрать страховщика, банк не имеет права навязывать вам конкретную компанию. Ну и самое главное: внимательно читайте документ до того, как подписываете, а не после…
Информация предоставляется бесплатно
Страховка — не единственный способ попробовать заставить клиента заплатить больше, чем это необходимо.
— В некоторых банках распространилась новая практика. Человек приходит за кредитом, менеджер ему заявляет, что сначала банк должен проанализировать степень его платежеспособности, а для этого нужно обратиться в Национальное бюро кредитных историй. Банк предлагает клиенту оплатить услуги бюро, то есть предоставление его кредитной истории, стоит это 450 рублей,— рассказывает Елена Осенкова.— Многие соглашаются — и напрасно. В Федеральном законе «О потребительском кредите (займе) «четко указано: рассмотрение заявки физического лица о получении кредита должно проводиться бесплатно. Если банк не может принять решение без изучения информации, хранящейся в бюро кредитных историй, то пусть платит за нее сам…
И еще об одной банковской уловке, из категории навязываемых услуг — куда уж без них. При оформлении договора заемщику предлагают приобрести дополнительный сервис «кредитное информирование». На первый взгляд, дело хорошее: банк обязуется за
— На эту удочку попадаться не стоит. На самом деле банк обязан бесплатно информировать заемщика в соответствии с порядком, установленным договором,— подчеркивает Елена Сергеевна.— И эта информация должна предоставляться клиенту в срок не более семи календарных дней после дня, назначенного для выплат. Кстати, о выплатах. Некоторые жалуются на то, что в процессе погашения кредита банки берут комиссию. В договоре должны быть прописаны возможные варианты погашения: в офисе, через банкомат, почтовым отправлением. С указанием, какие из вариантов бесплатные…