О чем говорят куклы
15 февраля 2019 00:00
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Александра КОЛЕСНИКА
«Ма-ма» уже не модно
Сегодня в его коллекции десятки кукол, а также разнообразных мягких игрушек. Некоторые — в довольно потрепанном состоянии: их хозяева давно выросли, и теперь эти мишки, собачки и котята никому не нужны, потому и продаются за копейки. В действительности Геннадия Иосифовича, конечно, назвать коллекционером нельзя. Скорее — завсегдатаем блошиного рынка, который покупает то, что ему нравится — и подходит по теме. Игрушечная тема далеко не единственная, но пока — главная.
Самые старые из игрушек, хранящихся в квартире Паринова,—
Отдельная история — куклы говорящие и поющие. Трогательное
Апофеоз роскоши
Геннадий Паринов — выпускник тульского политеха. Работал в оборонке, в
— В детстве я ничего не коллекционировал. Пробовал собирать открытки, даже покупал — но тут же девочкам дарил,— рассказывает Геннадий Паринов.— Уже взрослым человеком начал коллекционировать самовары: у меня их было более 120 — жаровые, электрические, сувенирные.
Геннадий Иосифович вспоминает, что в старой квартире самовары стояли в три ряда на полках, висящих по периметру комнаты. Куклы, конечно, занимают меньше места, но количество игрушек постоянно растет, кроме того, Паринов увлекается не только ими.
— В последнее время мне очень нравятся ракушки,— признаётся он.— Люди раньше с отдыха привозили, а теперь не знают, куда девать. Часы настольные тоже интересно собирать, у меня много интересных есть. Вот, например,
Кухня впечатляет. Всевозможные чайники стоят везде: от миниатюрных, скромных, на одну заварку,— до огромных, тяжелых, в лепнине и позолоте. Некоторые узнаёшь и вспоминаешь —
Настоящая изюминка коллекции — упоительно золотой, украшенный такими же золотыми розами чайник. В представлении простого советского человека — апофеоз роскоши. И одновременно — апофеоз китча.
Ностальгия по детству
В квартире Геннадия Паринова подобного рода вещей — масса. Стены увешаны картинами и панно, мягко говоря, невысокого художественного уровня. Их появление на блошином рынке объяснимо: был период, когда такие работы считались статусным подарком к юбилею. Причем качество в данном случае было обстоятельством несущественным: главное, чтобы пейзаж с березками и рама пошикарнее. Случалось, что картины передаривались, кочевали от начальника к начальнику — и таким образом проходили полный круг, возвращаясь к первому хозяину. А сейчас их продают за 100–200 рублей максимум.
Можно с иронией относиться к образцам массового вкуса (точнее, безвкусицы) прошлых лет. Но, как ни странно, они раздражают значительно меньше, чем сегодняшний гламур. Возможно, потому, что вызывают сентиментальные воспоминания о детстве. А на самом деле, совершенно понятно, почему такие предметы радовали наших бабушек и дедушек. Советский быт был серым, скучным и депрессивным. Не то что красивую и яркую — обычную вещь не достанешь…
Впрочем, китч — явление само по себе не такое уж и однозначное. Во всяком случае, модные современные дизайнеры успешно используют эту эстетику, переосмысливая, конечно.
…В Казани, кстати, есть музей социалистического быта, он наполнен самыми разными предметами из прошлого, в том числе — игрушками, одеждой (которую, кстати, можно примерить), кухонной утварью, настенными часами и панно. Рассказывают, что музей пользуется большой популярностью у жителей Казани и гостей города. Может быть, и в Туле создать нечто подобное?