О чем говорят куклы

Назад

15 февраля 2019 00:00

 0
Общество

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

Кто-то коллекционирует марки, кто-то спичечные этикетки и модели автомобилей. Туляк Геннадий Паринов собирает старые куклы: первую целлулоидную красавицу он купил год назад на зареченском блошином рынке. 

«Ма-ма» уже не модно

Сегодня в его коллекции десятки кукол, а также разнообразных мягких игрушек. Некоторые — в довольно потрепанном состоянии: их хозяева давно выросли, и теперь эти мишки, собачки и котята никому не нужны, потому и продаются за копейки. В действительности Геннадия Иосифовича, конечно, назвать коллекционером нельзя. Скорее — завсегдатаем блошиного рынка, который покупает то, что ему нравится — и подходит по теме. Игрушечная тема далеко не единственная, но пока — главная.

Самые старые из игрушек, хранящихся в квартире Паринова,— 1950–60-х годов. Среди них — розовые голыши всевозможных размеров, сделанные из грубой пластмассы, с широко распахнутыми ярко-голубыми, почему-то не выцветшими от времени глазами. Куклы 70–80-х годов: пластик покачественнее, наряды частично сохранились, глаза открываются и закрываются, правда, иногда западают. Хуже обстоит дело с прическами: то, из чего их делали, свалялось и превратилось в комок пакли. Чем ближе к сегодняшнему дню — тем куклы гламурнее: блондинки в шикарных платьях, похожих на свадебный торт со взбитыми сливками. А может быть, в своей прошлой жизни эти красотки были свадебными куклами и украшали капоты лимузинов? …

Отдельная история — куклы говорящие и поющие. Трогательное «ма-ма» стало немодным еще в конце 70-х. А жаль. Потому что кукла, произносящая «Поиграй со мной» странным зловещим голосом,— это уже что-то из фильма ужасов. А вообще звуковые треки игрушек конца 90-х — начала нулевых часто адресованы не детям, а их родителям. Мохнатый кот Базилио, неприлично двигающий бедрами и воспроизводящий репертуар Стаса Михайлова,— разумеется, для мам и бабушек. Сладкая, явно супружеская парочка белых пушистых мишек, выводящая на два голоса «Напилася я пьяна»,— радость для всей семьи, к тому же она всегда может составить компанию за праздничным столом. Есть в коллекции Паринова и игрушки исключительно для мужчин, то есть 18 +. Речь не о надувных куклах, если вы об этом подумали. А, например, о фигурке японского мафиозо, выполненной со всеми анатомическими подробностями. Подробности от любопытных глаз прикрыты черным шелковым кимоно.

Апофеоз роскоши

Геннадий Паринов — выпускник тульского политеха. Работал в оборонке, в 1970–80-х годах участвовал в строительстве в Термезе (Узбекистан) филиала завода «Октава». Сейчас Геннадий Иосифович пенсионер, поиски забавных вещичек на блошином рынке — хобби, которому он отдается со всей страстью.

— В детстве я ничего не коллекционировал. Пробовал собирать открытки, даже покупал — но тут же девочкам дарил,— рассказывает Геннадий Паринов.— Уже взрослым человеком начал коллекционировать самовары: у меня их было более 120 — жаровые, электрические, сувенирные. Что-то приобретал, что-то мне дарили. Один самовар на помойке нашел — старинный, редкий. Я жил в однокомнатной квартире, коллекцию хранить было негде. Поэтому подарил Александру Коржакову — он был депутатом Госдумы от Тульской области, частенько приезжал в наш город…

Геннадий Иосифович вспоминает, что в старой квартире самовары стояли в три ряда на полках, висящих по периметру комнаты. Куклы, конечно, занимают меньше места, но количество игрушек постоянно растет, кроме того, Паринов увлекается не только ими.

— В последнее время мне очень нравятся ракушки,— признаётся он.— Люди раньше с отдыха привозили, а теперь не знают, куда девать. Часы настольные тоже интересно собирать, у меня много интересных есть. Вот, например, часы-светильник с девушкой-китаянкой, они были без лампочки, я сам вкрутил. Вот часы с карусельками. А это — с камином: можно нажать кнопочку — камин начнет светиться, будто дрова в нем горят… А на кухне у меня коллекция заварочных чайников — пойдемте, покажу…

Кухня впечатляет. Всевозможные чайники стоят везде: от миниатюрных, скромных, на одну заварку,— до огромных, тяжелых, в лепнине и позолоте. Некоторые узнаёшь и вспоминаешь — когда-то точно такие были практически в каждой семье. В этом нет ничего удивительного: советская промышленность с трудом удовлетворяла массовый спрос граждан, а о разнообразии форм и декора можно было только мечтать. Также здесь можно увидеть чайники и чашки из немецких сервизов — их привозили в Советский Союза жёны военных, служивших в ГДР. Выглядят, надо признать, богато.

Настоящая изюминка коллекции — упоительно золотой, украшенный такими же золотыми розами чайник. В представлении простого советского человека — апофеоз роскоши. И одновременно — апофеоз китча.

Ностальгия по детству

В квартире Геннадия Паринова подобного рода вещей — масса. Стены увешаны картинами и панно, мягко говоря, невысокого художественного уровня. Их появление на блошином рынке объяснимо: был период, когда такие работы считались статусным подарком к юбилею. Причем качество в данном случае было обстоятельством несущественным: главное, чтобы пейзаж с березками и рама пошикарнее. Случалось, что картины передаривались, кочевали от начальника к начальнику — и таким образом проходили полный круг, возвращаясь к первому хозяину. А сейчас их продают за 100–200 рублей максимум.

Можно с иронией относиться к образцам массового вкуса (точнее, безвкусицы) прошлых лет. Но, как ни странно, они раздражают значительно меньше, чем сегодняшний гламур. Возможно, потому, что вызывают сентиментальные воспоминания о детстве. А на самом деле, совершенно понятно, почему такие предметы радовали наших бабушек и дедушек. Советский быт был серым, скучным и депрессивным. Не то что красивую и яркую — обычную вещь не достанешь…

Впрочем, китч — явление само по себе не такое уж и однозначное. Во всяком случае, модные современные дизайнеры успешно используют эту эстетику, переосмысливая, конечно.

…В Казани, кстати, есть музей социалистического быта, он наполнен самыми разными предметами из прошлого, в том числе — игрушками, одеждой (которую, кстати, можно примерить), кухонной утварью, настенными часами и панно. Рассказывают, что музей пользуется большой популярностью у жителей Казани и гостей города. Может быть, и в Туле создать нечто подобное? Где-то ведь должны жить вещи, сегодня кажущиеся смешными и нелепыми. Да, не обладающие художественной ценностью, но имеющие другую ценность: они хранят память о времени, которое никогда не вернется.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных