Александр Ширинкин: «Тульский молочный комбинат просто обязан развиваться»
08 февраля 2019 00:00
Автор: Наталья ЗЕЛИНЬСКА
Фото: предоставлены ТМК
Мы любим «вспоминать», как при
Курс на импортозамещение вроде бы обрадовал аграриев, но до поставленной цели — заполнить прилавки качественной и полезной отечественной продукцией — еще далековато. А власть, не успев толком отрегулировать ситуацию на внутреннем рынке, ставит новую задачу — экспорт продовольствия. Причем речь — далеко не только о зерне…
О возможностях выполнения поставленной задачи мы поговорили с председателем Совета директоров АО «Тульский молочный комбинат» Александром ШИРИНКИНЫМ.
Понимание есть, требуется изучение
— Возможность выхода на внешний рынок с продовольственными товарами — это прежде всего вопрос технологий. Например, наши технологии позволяют уверенно говорить об экспорте биржевых продуктов (унифицированные продовольственные товары стандартного качества, с определенным сроком хранения и гибкими вариантами фасовки).
Возьмем производство масла: оно — в отличие от тех же молока и кефира — может транспортироваться значительно дальше, чем на территории радиусом до 300 км от производства. Изначально ТМК выпускал 40 тысяч тонн в месяц, сейчас — до 100 тысяч тонн. И это еще не позволяет закрывать все возможные позиции…
Сыр в условиях импортозамещения стал у нас в стране своеобразным трендом для развития производства цельномолочной продукции. Но и здесь не всё так просто.
То есть у нас сегодня есть понимание возможности экспорта продовольственных товаров, но нет пока, так сказать, изучения этой возможности.
Выделяться натурпродуктом!
— Кстати, о качестве. Благодаря интернету все поголовно стали технологами и контролерами пищевых производств. И полстраны стоит с секундомером над плошкой и ждет: когда же прокиснет молоко… А оно не киснет. Фальсификат?
— В 2004 году мы одними из первых разработали рецептуру рассыпчатого творога. Когда проходили тестирование, ахнули: вместо привычных 72 часов испытания показали срок хранения 20 суток. Мало кто учитывает, что изменились технологии. Да и сама упаковка стала принципиально другой. Но мы тогда
Это уж потом французы поставили линию на Украине, появились производства в Прибалтике — и никто уже не стеснялся. Но
— А что касается различных добавок и заменителей…
— Думаю, вам аграрии Тульской области, производители молока всё подтвердят. ТМК — крупнейший покупатель цельного молока в регионе и даже
Кстати, с добавками тоже не всё так просто. Мы начали формировать свой портфель полутвердых и твердых сыров. Твердые сыры — особая тема, здесь важно всё — рецептура, длительность выдержки, правильность хранения. Такие сыры нигде не могут быть и не бывают дешевыми. А с полутвердыми на рынке — огромнейшая конкуренция. Многие производители — говорю это ни в коем случае не в осуждение! — пошли на замену молочных жиров растительными, чаще качественными и тоже в
Тульский молочный комбинат чуть больше года выпускает плавленые сыры — только натуральные. Пока производим только сливочный классический и шоколадный, хотя возможности расширения ассортимента есть хорошие. Тем более что наш плавленый сыр удостоился в прошлом году золотой награды на Российской агропромышленной выставке «Золотая осень».
У потребителя должен быть выбор — натуральный высококачественный сыр за приличную цену или сырный продукт. И выбор этот должен быть осознанным и честным. И это касается не только сыра — практически всей цельномолочной продукции…
Со своим сыром — куда?
— И
— Возможен. Но реализация экспортных планов требует дополнительной прибавочной стоимости. И далеко не последнюю роль здесь играет также изучение потенциальных рынков, их особенностей и возможностей. Даже российский рынок в ментальном отношении очень сложен. Что же говорить о странах с другим укладом жизни, другой пищевой культурой, привычками, традициями!
— То есть во Францию вы со своими сырами не собираетесь?
— В принципе, технологически ТМК может подстроиться под условия любой страны — важно понимать ментальность потенциального потребителя. У нас принято рассматривать самые близкие рынки — республики бывшего Советского Союза. Наиболее емким считают рынок Казахстана. Но и здесь не всё просто: в этой стране, например, принципиально иные пищевые привычки. Приходится учитывать и то, что там не так много городского населения, более гибкого в выборе продуктов. И довольно низкий платежеспособный спрос — ниже, чем у нас в России, население в массе беднее… И всё это на фоне достаточно серьезной конкуренции на продовольственном рынке.
Вообще восточные рынки требуют более серьезного и детального изучения, комплексного анализа. Был я, например, в Бахрейне — это совсем другой, сложный для нашего восприятия мир. Но возможности, конечно, есть и там. В последнее время очень много говорят о вхождении на китайский рынок. Но, учитывая особые межгосударственные отношения, мы ждем от Министерства сельского хозяйства России методологию этого процесса. Если таковая будет, можем поставить себе такую цель — к 2024 году.
В принципе, государственная поддержка — дело очень и очень важное, в особенности если речь идет об инициативах, декларируемых на государственном уровне. Примеров тому — множество. Например, Польша, которая благодаря господдержке сильно потеснила на рынке таких традиционных производителей мяса птицы, как Нидерланды, Франция и Венгрия. Или Израиль — страна с дорогущим поливным земледелием, буквально завалившая Европу, и не только ее, овощами и фруктами…
Что будет в России — посмотрим. Но на Тульском молочном комбинате ограничиваться ролью наблюдателей никто не собирается.
— Вне зависимости от господдержки мы будем расширять ассортимент и осваивать новые рынки,— заверил Александр Иванович Ширинкин.— Мы просто обязаны развиваться, идти вперед. Практика показывает: стоять на месте не получится — слишком велик риск скатиться на стартовые позиции.