Александр Ширинкин: «Тульский молочный комбинат просто обязан развиваться»

Назад

08 февраля 2019 00:00

 0
Общество

Автор: Наталья ЗЕЛИНЬСКА

Фото: предоставлены ТМК

Мы любим «вспоминать», как при царе-батюшке (котором по счету, никто не уточняет) Россия кормила полмира и сама голодной не сидела. А потом — провал? И постепенно дошло до того, что богатейшая страна утратила чуть не полностью продовольственную независимость: ножки Буша, аргентинская говядина, порошковое молоко из Китая, растительные жиры со всего южного полушария — всё это довольно долго было реалиями нашей жизни. И последствия расхлебываем до сих пор. 

Курс на импортозамещение вроде бы обрадовал аграриев, но до поставленной цели — заполнить прилавки качественной и полезной отечественной продукцией — еще далековато. А власть, не успев толком отрегулировать ситуацию на внутреннем рынке, ставит новую задачу — экспорт продовольствия. Причем речь — далеко не только о зерне…

О возможностях выполнения поставленной задачи мы поговорили с председателем Совета директоров АО «Тульский молочный комбинат» Александром ШИРИНКИНЫМ.

Понимание есть, требуется изучение

— Возможность выхода на внешний рынок с продовольственными товарами — это прежде всего вопрос технологий. Например, наши технологии позволяют уверенно говорить об экспорте биржевых продуктов (унифицированные продовольственные товары стандартного качества, с определенным сроком хранения и гибкими вариантами фасовки).

Возьмем производство масла: оно — в отличие от тех же молока и кефира — может транспортироваться значительно дальше, чем на территории радиусом до 300 км от производства. Изначально ТМК выпускал 40 тысяч тонн в месяц, сейчас — до 100 тысяч тонн. И это еще не позволяет закрывать все возможные позиции…

Сыр в условиях импортозамещения стал у нас в стране своеобразным трендом для развития производства цельномолочной продукции. Но и здесь не всё так просто.

То есть у нас сегодня есть понимание возможности экспорта продовольственных товаров, но нет пока, так сказать, изучения этой возможности.

Выделяться натурпродуктом!

— Кстати, о качестве. Благодаря интернету все поголовно стали технологами и контролерами пищевых производств. И полстраны стоит с секундомером над плошкой и ждет: когда же прокиснет молоко… А оно не киснет. Фальсификат?

— В 2004 году мы одними из первых разработали рецептуру рассыпчатого творога. Когда проходили тестирование, ахнули: вместо привычных 72 часов испытания показали срок хранения 20 суток. Мало кто учитывает, что изменились технологии. Да и сама упаковка стала принципиально другой. Но мы тогда как-то засмущались и поставили срок хранения 10 суток…

Это уж потом французы поставили линию на Украине, появились производства в Прибалтике — и никто уже не стеснялся. Но мы-то были первыми.

— А что касается различных добавок и заменителей…

— Думаю, вам аграрии Тульской области, производители молока всё подтвердят. ТМК — крупнейший покупатель цельного молока в регионе и даже кое-где за его пределами. Раньше молокозаводы были в каждом районе. И когда они один за другим закрылись, казалось бы, должны были «умереть» и все сельхозтоваропроизводители. Где-то так и случилось. Но большинство крепких хозяйств продолжает работать и сегодня. И в этом тоже есть определенная заслуга Тульского молочного комбината. Мы многих выручили в свое время.

Кстати, с добавками тоже не всё так просто. Мы начали формировать свой портфель полутвердых и твердых сыров. Твердые сыры — особая тема, здесь важно всё — рецептура, длительность выдержки, правильность хранения. Такие сыры нигде не могут быть и не бывают дешевыми. А с полутвердыми на рынке — огромнейшая конкуренция. Многие производители — говорю это ни в коем случае не в осуждение! — пошли на замену молочных жиров растительными, чаще качественными и тоже в какой-то мере полезными. Но те, кто выбрал этот путь, фактически переориентировались на выпуск сырного продукта, более сложного по составу, но более конкурентоспособного по цене. Надо понимать, что сегодня для того, чтобы оставить на рынке не просто качественный, но и натуральный продукт, государство должно принять более четкое решение по маркировке этого продукта.

Тульский молочный комбинат чуть больше года выпускает плавленые сыры — только натуральные. Пока производим только сливочный классический и шоколадный, хотя возможности расширения ассортимента есть хорошие. Тем более что наш плавленый сыр удостоился в прошлом году золотой награды на Российской агропромышленной выставке «Золотая осень».

У потребителя должен быть выбор — натуральный высококачественный сыр за приличную цену или сырный продукт. И выбор этот должен быть осознанным и честным. И это касается не только сыра — практически всей цельномолочной продукции…

Со своим сыром — куда?

— И все-таки, возможен ли, например, экспорт тульских сыров?

— Возможен. Но реализация экспортных планов требует дополнительной прибавочной стоимости. И далеко не последнюю роль здесь играет также изучение потенциальных рынков, их особенностей и возможностей. Даже российский рынок в ментальном отношении очень сложен. Что же говорить о странах с другим укладом жизни, другой пищевой культурой, привычками, традициями!

— То есть во Францию вы со своими сырами не собираетесь?

— В принципе, технологически ТМК может подстроиться под условия любой страны — важно понимать ментальность потенциального потребителя. У нас принято рассматривать самые близкие рынки — республики бывшего Советского Союза. Наиболее емким считают рынок Казахстана. Но и здесь не всё просто: в этой стране, например, принципиально иные пищевые привычки. Приходится учитывать и то, что там не так много городского населения, более гибкого в выборе продуктов. И довольно низкий платежеспособный спрос — ниже, чем у нас в России, население в массе беднее… И всё это на фоне достаточно серьезной конкуренции на продовольственном рынке.

Вообще восточные рынки требуют более серьезного и детального изучения, комплексного анализа. Был я, например, в Бахрейне — это совсем другой, сложный для нашего восприятия мир. Но возможности, конечно, есть и там. В последнее время очень много говорят о вхождении на китайский рынок. Но, учитывая особые межгосударственные отношения, мы ждем от Министерства сельского хозяйства России методологию этого процесса. Если таковая будет, можем поставить себе такую цель — к 2024 году.

В принципе, государственная поддержка — дело очень и очень важное, в особенности если речь идет об инициативах, декларируемых на государственном уровне. Примеров тому — множество. Например, Польша, которая благодаря господдержке сильно потеснила на рынке таких традиционных производителей мяса птицы, как Нидерланды, Франция и Венгрия. Или Израиль — страна с дорогущим поливным земледелием, буквально завалившая Европу, и не только ее, овощами и фруктами…

Что будет в России — посмотрим. Но на Тульском молочном комбинате ограничиваться ролью наблюдателей никто не собирается.

— Вне зависимости от господдержки мы будем расширять ассортимент и осваивать новые рынки,— заверил Александр Иванович Ширинкин.— Мы просто обязаны развиваться, идти вперед. Практика показывает: стоять на месте не получится — слишком велик риск скатиться на стартовые позиции.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных