mk.tula.ru

mail@mk.tula.ru

тел.: (4872) 31-65-65, 21-14-80

Воскресенье 25 августа

Владимир МАШКОВ: «Артист — профессия бесстрашных»

Возврат к списку

05.02.2019 00:00

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

Комментариев: 0

Наука/Образование Владимир МАШКОВ: «Артист — профессия бесстрашных»



В минувшие выходные в здании Дворянского собрания прошли творческие испытания для ребят, мечтающих поступить в знаменитую театральную школу Олега Табакова.

Тот самый возраст

Художественный руководитель «Табакерок» (и театра, и школы) народный артист РФ Владимир Машков, а также несколько его коллег-педагогов, в том числе Павел Брюн, народный артист РФ Михаил Хомяков, известная актриса Яна Сексте прослушивали абитуриентов в два этапа. В этом году Тула стала базовой площадкой в Центральной России для отбора в школу О. Табакова. Заявки на участие в прослушиваниях подали 165 абитуриентов из Тульской, Московской, Калужской, Кировской, Ивановской и других областей.

Театральная школа О. Табакова — уникальное образовательное учреждение, подобного которому нет в стране. Это закрытая школа-пансион, то есть ребята здесь не только учатся, но и живут. Принимают в «Табакерку» после 9-го класса школы: Табаков всегда был приверженцем ранней профессионализации и считал, что 14–15 лет — тот самый возраст, когда уже можно распознать актерский талант и начинать его взращивать. И еще один важный принцип, которого Олег Павлович придерживался при создании школы: она должна быть открыта для ребят из всех регионов страны. И именно актеры-педагоги обязаны искать будущих звезд театра и кино в провинции — тех, с которыми они будут потом играть на одной сцене… Первых студентов школа Табакова приняла в 2010 году. Отбор был крайне жестким, курс немногочисленным; кроме того, многие отсеялись в процессе обучения. Иначе нельзя: у молодого человека не должно быть иллюзий, актер — профессия сложная, серьезная…

— И самая социально незащищенная,— считает Владимир Машков.— Да, она приносит признание, но не дает никаких гарантий. Тот, кто выбирает нашу профессию, должен это понимать…

Накануне прослушиваний в доме Дворянского собрания состоялась встреча с педагогами «Табакерки». Они подробно рассказывали о школе, проводили мастер-классы. Отвечали на вопросы туляков.

Владимир Машков обратился к публике словами: «Дорогие земляки!» Он родился в нашем городе: родители — актеры, когда-то работали в Тульском областном кукольном театре.

— Главные составляющие актерского личного успеха — трудоспособность, внимательность, ответственность, предупредительность, сотрудничество,— перечисляет Машков.— Наша задача — найти людей с артистическим складом характера, помочь развить талант, рассказать, как его беречь. Это непросто: мы занимаемся психологическим театром, а это требует большого вложения душевных сил… Сегодня, в мире гаджетов, у каждого есть возможность быстро стать «артистом» и получить свои пятнадцать минут славы — достаточно записать какой-нибудь блог. Но мы видим, что есть ребята, которые хотят серьезно заниматься театром — с ними и связаны наши надежды…

Из рук в руки

Табаков ушел из жизни в марте прошлого года. Бывшие ученики и продолжатели дела Олега Павловича взяли тайм-аут — для того, чтобы понять, как работать дальше, именно поэтому в 2018 году школа не проводила набор. В этом году планируется принять 23–24 человека. Им предстоит изучать не только общеобразовательные и специальные дисциплины (актерское мастерство, сценическая речь, вокал, хореография и т. д. ). В программе — много нового и необычного. Например, занятия по престидижитации (разновидность иллюзионного жанра), которые, как показывает практика, развивают межполушарные связи — в результате улучшается память, актер начинает в равной степени владеть как правой, так и левой рукой… Или, например, занятия, направленные на развитие чувства ритма — для профессионального актера это одна из основ существования на сцене.

Об этом и о многом другом рассказал заместитель художественного руководителя по творческой деятельности Павел Брюн.

— Мы занимается образованием, а не натаскиванием,— уточнил он.— Вместе со студентами мы не находим способы, а постигаем принципы. Для того чтобы в будущем артист, зная эти принципы, смог сам придумать сотни способов. Работая с теми, кто выбрал актерскую профессию, мы делаем всё, чтобы профессия выбрала их…

Павел Владимирович признался, что школа Табакова — лучшее, что с ним случилось за последние 19 лет. Брюн десять лет работал артистическим директором и хореографом Цирка дю Солей, принимал участие в постановках мировых шоу, не раз получал международные награды самых престижных цирковых конкурсов, три года был художественным руководителем шоу Селин Дион, так что его слова прозвучали особенно весомо.

— Когда я отмечал пятидесятилетие, позвонил Олег Павлович,— вспоминает народный артист РФ, выпускник первого курса Табакова в ГИТИСе Михаил Хомяков.— Поздравил и сказал: «Ну что, Мишка, пришло время».— «Какое время?» — говорю. «Тебя ж учили? Учили. Значит, пришло время отдавать…» Почти десять лет назад я был призван в эту школу в качестве преподавателя, в этом я вижу свою миссию. Нашей профессии невозможно научиться по интернету. Ее надо передавать непосредственно, из рук в руки…

Что еще ждет ребят в школе Табакова? Мастер-классы с участием известных людей. В том числе известных не только в театральном мире. Среди гостей будут представители самых разных профессий, ведь одна из главных задач актера — быстро прочувствовать, понять и «сделать своей» психологию персонажа: летчика, математика, врача, музыканта… Конечно, студенты будет ставить и играть спектакли — для этих целей в школе оборудован свой маленький театр. Кроме того, их постепенно будут вводить в творческий процесс театра «Табакерка». Через четыре года выпускники получат диплом с записью «артист театра и кино».

Тула — город особенный

Однажды в одном из интервью Олег Павлович Табаков рассказал, что обладает способностью за 20–25 минут прослушивания поставить диагноз: выйдет из молодого человека профессиональный актер или нет.

— При прослушиваниях, конечно, остается риск ошибки,— сказал Владимир Машков.— Но знаете, что меня больше пугает? Не то, что мы кого-то не увидим, не поймем, что человек талантлив,— а то, что ошибемся и возьмем человека, не способного дальше развиваться. Мы не окончательная инстанция, у девятиклассников есть возможность через два года поступить в другие вузы… Я не могу называть ребят в пятнадцать лет детьми — они уже взрослые, самостоятельные. И артист — это самостоятельная профессия, требующая большой внутренней свободы, бесстрашия. Вся система Станиславского была задумана только для того, чтобы лишить человека страха творчества при других людях. Вдруг стать другим человеком и биться за его жизнь…

…Я рад, что наш проект по отбору талантов стартовал в Туле. Для меня это особенный город — здесь живут мои родственники, здесь похоронен мой дед, мои предки по отцовской линии. Одно из самых ярких воспоминаний детства: мне три с половиной года, с мамой и папой идем гулять в Центральный парк. Возвращаемся домой — а там пожарные машины: оказалось, родители оставили в квартире включенный утюг. Кто-то кричит: «Артист погорел! …» Мама с папой в ужасе, а я с восторгом наблюдаю, как из нашего окна выбирается пожарный в полной амуниции, он мне тогда показался космонавтом…


Оставьте комментарий:

Ваше имя Ваш комментарий Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Наши партнеры
Реклама