mk.tula.ru

mail@mk.tula.ru

тел.: (4872) 31-65-65, 21-14-80

Суббота 21 сентября

Трамвай не объедет

Возврат к списку

25.01.2011 12:31

Автор: Юлия ГРЕЧЕНКОВА.

Фото: Сергея ШМУНЯ.

Комментариев: 1

Город Т. Трамвай не объедет



Эта работа зимой не для слабых: водителю трамвая приходится и в пробке постоять, и застрявшую машину с путей вытолкать.

Листопад страшнее гололеда

Элла Мотова управляет трамваем 8 лет, с тех пор, как переехала в Тулу из Новомосковска.

Оказывается, зимние месяцы для трамвая и трамвайщиков не самые тяжелые. Сложнее всего приходится осенью, в листопад. Из листьев, попавших на рельсы, колеса выжимают масло. Для водителя совершать рейс в листопад — все равно что автомобилисту выехать в гололед: такое же плохое сцепление колес с поверхностью, по которой движешься.

Что до зимних проблем, одна из самых распространенных — примерзание токоприемника. Происходит такая неприятность при резком скачке температуры из плюса в минус. Для того чтобы опустить токоприемник, придется приложить немалую силу.

tram1.jpgА вот трамвайные пути зимой как раз в более приличном состоянии, чем шоссе (в ночные часы их приводят в надлежащий вид снегоочистители). Водители автомобилей поэтому стараются «встать на рельсы», хотя это не только для зимы характерно, в любое время года хватает маршруток и автомобилей, выстроившихся колонной на трамвайных путях. Или припарковавшихся впритирку к рельсам так, что трамваю не пройти. Хамство на дороге ко времени года никак не привязано.

— Бывает, автомобиль на рельсах забуксовал, тогда с кондуктором на пару выходим, надеваем перчатки и толкаем его, — делится Элла. — А куда деваться, ведь 40–50 пассажиров ждут в вагоне. До десяти раз за день повторяется одна и та же история. Особенно нелегко бывает около магазина «Атеми» на Оборонной: машины люди бросают впритирку к рельсам. Случается, вызываем ГАИ, но редко, потому что сами справляемся быстрее. Идем в магазин, разыскиваем водителя. Чаще всего одно и то же говорят: «Я же не на рельсы встал!». Не понимают, что сам состав шире путей. Эгоизм просто: главное, чтоб мне было удобно, а окружающие — это их проблемы…

Для фигуры — самое то

В течение дня в Туле по 12 трамвайным маршрутам курсирует 91 вагон. В «Тулгор- электротрансе» порядка 200 водителей. Графиков работы четыре. Есть так называемые «два через два» — водитель отрабатывает два дня по 12 часов. Есть «четыре через два»: 4 дня в первую смену, потом 2 дня отдыха, а следующие 4 дня — выходить во вторую. Возможен вариант «пять через два» — с 6.30 до 15.00 в будни. Еще один вариант — «по-красному», когда выход на работу осуществляется, по сути, дважды в день в час пик — утром с 6.30 до 10 и вечером с 16.00 до 19.00. График работы выбирается водителем с точки зрения удобства.

tram4.jpgПодавляющее число водителей трамвая — женщины. Может, кто-то и скажет, дело это не женское, но ведь справляются («для фигуры переводить стрелку,- самое то», — говорит Элла).

— Те, кто приходит сюда, в массе своей остаются работать надолго, — рассказывает Мотова. — В начале девяностых бывало, что в Москву уезжали за длинным рублем. Но возвращались. Заработок, в общем, тот же получается, ведь жизнь в столице дорогая. Но здесь-то при семье. Многие отсеиваются еще во время пятимесячного обучения, чувствуют, что водить транспорт — не их дело. Боятся. И я тоже боялась. Хотя когда впервые села в водительское кресло, почувствовала: ноги на нужные педали будто сами давят. А потом так наловчилась, что чувствую трамвай: как-то не так тронулся — значит, какие-то неполадки…

Хроническая трамвайная болезнь — поломка дверей. Пассажиры с внушительными баулами не редкость. Протаскивают свой скарб как придется при посадке, и дверь выходит из паза.

tram.jpg— Пассажиров я с открытой дверью не повезу, — поясняет Элла, — высаживать их и ехать в депо на починку тоже нет желания, поэтому справляюсь сама. Выйдешь, ломиком дверь подденешь, она и встанет на место. Нет, тут дело не в силе, а в знании, куда ее приложить…

Пассажиры трамваев — это на 80% льготники, бабушки с внуками. Элла говорит, никогда не бывает такого, чтобы после остановки, на которой больница, школа или детсад, в салоне не стало свободнее. А если не с внуками, так с сумками и тележками. Водитель маршрутки ведь не станет ждать, пока пассажир свое хозяйство втащит в салон. И всегда есть неприкаянные, кто сел погреться и проезжает по 2–3 круга. И дети, которые пришли покататься. То есть трамвай, по большому счету, и летом и зимой — это социальный транспорт.


Оставьте комментарий:

Ваше имя Ваш комментарий Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Наши партнеры
Реклама