ТОХМ: как помолодеть перед юбилеем

Назад

21 декабря 2018 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

В конце декабря после ремонта откроется Тульский областной художественный музей. Для корреспондентов «Молодого коммунара» устроили небольшую экскурсию по обновленной экспозиции. 

Эксперименты с цветами и оттенками

Художественный музей в конце мая закрылся на ремонт. Откладывать его было нельзя: старая алюминиевая проводка представляла потенциальную опасность и для посетителей, и для экспонатов. А замена всей электросистемы в четырехэтажном здании (включая подземный этаж) общей площадью в 4 тысячи квадратных метров неизбежно влечет масштабные отделочные работы. За полгода сделано очень много: заменена проводка, отремонтирована входная группа, установлены новые двери и деревянные оконные блоки. Обновлен фасад — он стал светло-сиреневым, с фиолетовыми акцентами. Что же касается интерьеров, то в процессе ремонта использовался совершенно иной, современный подход к колеровке стен экспозиционных залов. Представление о том, что в музее стены должны быть светло-серыми, то есть никакими — для того, чтобы не «забить» живопись,— давно устарело. Сегодня во всем мире экспериментируют с цветами и оттенками, стараясь найти оптимальный фон для каждой эпохи, каждого стиля или направления.

— Колер для каждого зала мы тщательно выбирали вместе с тульским дизайнером Татьяной Лещевой, обсуждали с сотрудниками музея,— рассказывает заместитель генерального директора объединения «Историко-краеведческий и художественный музей» Тульской области Марина Кузина.— В том, что касается оформления залов русской живописи разных эпох, изучали опыт Третьяковской галереи и Русского музея — смотрели, какие цвета и оттенки используют там. А для залов западно-европейского искусства в качестве образца использовали Эрмитаж, а также известные музеи других стран — сегодня всё это можно увидеть в интернете…

Результат получился очень интересный, в каких-то случаях неожиданный. Например, сложный розовато-коричневый в зале, где представлены работы С. Щедрина, И. Айвазовского, А. Боголюбова и Л. Лагорио, работает прекрасно: картины будто зазвучали по-новому, краски стали ярче, появился новый объем. Среди цветов, использованных при отделке залов — разнообразные оттенки зеленого, лавандовый, терракота, голубой разной степени интенсивности и другие.

На время ремонтных работ, разумеется, постоянная экспозиция была размонтирована. В настоящее время она вновь собирается, но — в обновленном виде. На стенах музейных залов появятся работы из запасников, из филиала в Спасском. А также — шедевры, отреставрированные в знаменитых мастерских им. И. Грабаря.

«Поклонение волхвов». Возвращение

Импровизированная экскурсия начинается. Марина Кузина показывает зал, расположенный на первом этаже слева. Он выкрашен в темно-сиреневый — здесь будут проходить мультимедийные программы, а также выставки декоративно-прикладного искусства, требующие локальной подсветки. Уже есть договоренность с музеем Дагестана о выставке изделий из серебра кавказских мастеров. Также планируется обратиться к Михаилу Пиотровскому с просьбой о проведении экспозиции работ тульских златокузнецов из фондов Эрмитажа.

Второй этаж. Русское искусство. Залы выглядят элегантно, стены — от салатового до более глубокого зеленого. В экспозиции появились ранее не демонстрировавшиеся портреты из тульских усадеб. В постоянную экспозицию с выставки в московском Манеже вернулся замечательный натюрморт В. Садовникова. В зале передвижников впервые показывается ранний сельский пейзаж И. Шишкина — чрезвычайно интересная работа. Также впервые экспонируется работа И. Макарова, приобретенная в Москве в частной коллекции,— «Портрет девочки». Вернулась с реставрации и введена в постоянную экспозицию картина Н. Досекина «Месса в соборе Св. Петра».

Для зала «Бубнового валета», который расположен тоже на втором этаже, выбран особый колер — серо-голубой. Полотна А. Осьмеркина, А. Куприна, П. Кончаловского, Р. Фалька и И. Машкова и других на этом фоне выглядят особенно эффектно.

Третий этаж. Западно-европейское искусство. В итальянском зале — пополнение: прошедший реставрацию портрет кисти Д. Ногари — художника венецианской школы XVII в. Но самые значимые обновления — в зале голландском. Впервые после 15-летнего перерыва в экспозицию вернулась потрясающая работа Яна Госсарта «Поклонение волхвов» (1501 г. ).

Она выдержала длительную и сложную реставрацию в мастерских им. И. Грабаря и сегодня выглядит прекрасно. Не меньшее событие — появление в зале «Мальчика с фруктами» неизвестного голландского художника XVII века. Она отсутствовала в постоянной экспозиции около 20 лет.

Глубокоуважаемый шкаф

Марина Кузина обращается внимание на изюминку французского зала: композицию из 14 пейзажей «Виды Венеции» художника XIX века Ж. В. Адама.

— С этой работой связана удивительная история,— рассказывает Марина Николаевна.— В музейные фонды она попала после революции вместе с другими шедеврами из тульских усадеб. Хранилась в запасниках, но не демонстрировалась, потому что один из пейзажей был утрачен. А в 1964 году, когда построили это здание, буквально перед его открытием, пришел человек и сказал, что купил на блошином рынке какую-то картинку — мол, не нужна ли она нам? Оказалось, что это тот самый недостающий фрагмент…

Русский авангард остался на первом этаже — ему отдано правое крыло. Основной фон — бирюзовый: отличный выбор для полотен Д. Штеренберга, А. Родченко, К. Малевича, В. Кандинского и Л. Поповой. Здесь же, отдельно, на лавандовом панно — работа Н. Гончаровой….

— Мы решили ее выделить, ведь Гончарова — наша землячка, к тому же так ее живопись лучше смотрится,— поясняет Марина Кузина. И рассказывает, что в одном из залов современного российского искусства планируется дебют. Впервые в экспозицию будет включена картина З. Церетели, подаренная нашему музею после одной из выставок в Туле. Полотно крупногабаритное, поэтому ему будет отдана целая стена.

В музее кипит работа: развешиваются полотна, заполняются экспонатами витрины, расставляется музейная мебель. До позднего вечера собирается доставленный из Москвы после реставрации знаменитый охотничий шкаф (Германия, середина XIX в. ). Этой кропотливой работой занимается заведующий отделом мебели мастерских им. И. Грабаря Роман Студенников.

Шкаф роскошный и по-настояшему уникальный: как говорят специалисты, ничего подобного нет ни в одном из музеев России. Светлое прочное дерево, фигурки собак у подножия, навершие в виде головы оленя, изысканный резной декор. Реставрация была долгой и сложной: Роман не просто восстановил шкаф, он вернул ему давно утраченное оформление — инкрустацию пластинами змеевика. А также починил механизмы пазов-держателей для охотничьих ружей.

Оценить работу, проведенную за эти полгода в музее, туляки и гости города смогут совсем скоро. На наш взгляд, он действительно выглядит помолодевшим и более современным, чем раньше. Отличная форма для празднования 100-летнего юбилея, который ТОХМ будет отмечать в 2019 году.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных