Как обыграть соперницу

Назад

07 декабря 2018 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

В Тульском академическом театре драмы — премьера спектакля «Умная дурочка» по пьесе Лопе де Вега. 

Великий испанский поэт и драматург Лопе де Вега написал около двух тысяч пьес, но до нашего времени дошло немногим более 400. Среди них есть настоящие хиты, пережившие бесконечное множество постановок и экранизаций. Если говорить о российских киноверсиях, то самая известная — конечно, фильм «Собака на сене» режиссера Я. Фрида с блестящими актерскими работами и прекрасной музыкой Г. Гладкова.

Состязаться с культовым советским фильмом бессмысленно. Проблема в том, что Фриду удалось найти настолько яркое и точное воплощение характерных комедийных образов Лопе де Вега и самой атмосферы его драматургии, что эта картина стала в определенном смысле эталонной. Поэтому любая другая трактовка пьес испанского драматурга должна быть очень убедительной. Получилось ли это у Тульского театра драмы? …

В основе премьерного спектакля Тульского академического театра драмы — другая, менее известная комедия Лопе до Вега, которая в оригинале носит название «Глупая для других, умная для себя». Сюжет довольно запутанный: Диана, всю жизнь прожившая в деревне, неожиданно узнаёт, что она — внебрачная дочь и наследница умершего властителя герцогства Урбино (Италия). На престол также претендует племянница герцога, Теодора. Соперничество за титул, власть и богатство — это очень опасно, поэтому Диана решает прикинуться дурочкой — для того, чтобы усыпить бдительность Теодоры, а тем временем реализовать свой хитроумный план и вступить в права наследницы. Любовные отношения между героями также запутанны, полны страсти и ревности. А еще в пьесе есть преданный Диане умный и ловкий слуга, пара высокородных комических поклонников и фальшивый «восточный посол» — в общем, излюбленные для Лопе де Вега персонажи.

Автор спектакля «Умная дурочка», художественный руководитель ТАТД Дмитрий Краснов, поставил отнюдь не костюмную комедию с антуражем в стиле XVII века, когда была написана пьеса. Действие на сцене происходит в абстрактной Испании, точнее — Испании попсовой и пародийной. Кабальеро в расшитых тореадорских куртках, дамы в черных платьях с накладными юбками-кринолинами, танцы а’ля фламенко, кастаньеты…

Декорации условные и довольно лаконичные: видеопроекция резного и золоченого потолка, символизирующего роскошь герцогского дворца. Небольшой подиум в черно-белую клетку, на котором разыгрывается «шахматная партия» между двумя претендентками на герцогский титул.

Что касается самих соперниц, то образ Теодоры, созданный Инной Медведевой,— томная, высокомерная и коварная красавица — кажется вполне органичным. А вот с Дианой (Ольга Баурина) сложнее: да, эта героиня должна быть темпераментной, артистичной, намеренно шокирующей окружающих своими деревенскими манерами (когда это необходимо). Но во всем хорошо чувство меры, тем более когда речь идет о тонкой, изящной, умной и ироничной игре,— а ведь именно это главное в комедиях Лопе де Вега.

Спектакль интересно придуман — в нем много вкусных деталей, сценических метафор. Динамика действия стремительная — актеры постоянно в движении. Жаль, что из-за этого иногда не слышен текст, но будем надеяться, что со временем, когда постановка «обкатается», всё придет в норму.

А главное — в спектакле появится та самая атмосфера озорства, эротизма, искрящейся радости и праздника, которую мы всегда ждем от постановок пьес Лопе де Вега.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных