mk.tula.ru

mail@mk.tula.ru

тел.: (4872) 31-65-65, 21-14-80

Суббота 17 ноября

Географ из села Покровское

Возврат к списку

26.12.2017

Автор: Дмитрий ОВЧИННИКОВ

Краеведение/Культура Географ из села Покровское



Немногие знают о том, что одна из вершин на острове Парамушир (Курильские острова) названа именем нашего земляка — крупного ученого-географа и педагога, автора учебников и научных книг по географии, доктора географических наук, академика Александра Сергеевича Баркова.

Недозволенные песни

А. С. Барков родился 13 мая 1873 года в селе Покровское (прежнем имении Вадбольских) Епифанского уезда Тульской губернии. Учился в церковно-приходской школе, позже преобразованной в земское училище. С четырехлетнего возраста умел читать, и ученье ему давалось очень легко. Земское училище Барков окончил в 1882 году.

Его отец, Сергей Игнатович, безземельный крестьянин, отставной унтер-офицер, инвалид, получил место волостного писаря в Каркадиновской волости того же уезда, и семья переехала в деревню Дудкино, где помещалось волостное правление. Писарь получал 8 рублей в месяц, позже — 10, «на всем своем», то есть без питания.

Александр Сергеевич вспоминал: «Не более чем в 50 саженях от волостного правления начинался лес, тянувшийся на Новоселки и к селу Каркадинову. Растительность его и окружающих лугов была первым объектом моих ботанических „исследований“. В Дудкине я прожил с семи до десяти лет безвыездно. Читал я много, „глотал“ книги, как говорил мой отец. Мы… получали „Ниву“ со всеми приложениями. У нас был однотомник Пушкина, другие книги добывались случайно. Я постоянно бегал за книгами к священнику отцу Ивану».

После окончания земского училища Барков поступил в трехклассное уездное училище в городе Епифани. Отец из своего скудного жалованья выделял ему 3 рубля в месяц на проживание и питание на квартире у епифанского купца Молчанова.

Учителя советовали отцу Баркова продолжать обучение сына в Тульской гимназии. По знаниям (с латынью были проблемы) Александра приняли в 1886 году только во второй класс гимназии, хотя по возрасту надо было в третий. На проживание и питание в Туле требовалось уже целых 8 рублей в месяц. Отец сказал сыну: «Ты знаешь, сколько у меня всего капиталу? 200 рублей, которые я скопил за десять лет. Вот всё, что у меня для тебя заготовлено. На большее не рассчитывай».

Но уже с третьего класса Александр занялся репетиторством, получая 10 рублей в месяц за ученика. Все следующие гимназические годы он занимался зачастую уже с двумя гимназистами младших классов, а летом почти всегда уезжал продолжать занятия к ученикам в имения. И когда отец Баркова потерял работу, стал помогать деньгами родителям.

А. С. Барков вспоминал: «Уже на второй день после получения аттестата зрелости многие из нас надели студенческие фуражки! Устроили поездку на лодках по Упе. Было очень весело. Пели хором „Гаудеамус“. Всё шло хорошо, распрощались. Я заехал к моим старикам в Дудкино… Не знаю, по какому поводу я виделся с урядником. В разговоре он таинственно сообщил, что ему поручено следить за мной, потому что, „видите ли, во время гулянья на р. Упе вы пели какие-то недозволенные песни“.

Учебники и хрестоматии

На выбор дальнейшего обучения Александра Сергеевича на естественном отделении физико-математического факультета Московского университета, куда он поступил в 1894 году, повлияла, по его собственному признанию, проведенная в старших классах гимназии экскурсия в весенний пригородный лес с изучением местной растительности.

Первая научная работа Баркова, удостоенная в 1897 году золотой медали, была посвящена чисто ботанической теме и написана на материале Тульского края. Но вскоре склонность к ботанике уступила место глубокому интересу к географии. Сильное влияние на него в этом отношении оказал профессор Д. Н. Анучин, создавший именно в эти годы русскую университетскую географическую школу. А. С. Барков становится убежденным и последовательным «анучинцем».

В 1898 году после окончания университета с золотой медалью и дипломом I степени Александр Сергеевич вследствие стесненного материального положения не остался готовиться к профессорскому званию, а начал преподавать географию в средней школе, стараясь перестроить подход к этому учебному предмету. Убеждения Баркова по перестройке школьного курса географии разделяли и его будущие соавторы, также ближайшие ученики Д. Н. Анучина — А. А. Крубер, С. Г. Григорьев и С. В. Чефранов.

«Для нас были ясны пороки школьного преподавания географии,— вспоминал А. С. Барков.— Но как их можно было устранить, этого мы по существу не знали. Что-то нужно было сделать…Для этого надо было отойти от сухих учебников… Мы решили издать хрестоматию, выбирая из описаний путешественников то, что нам казалось более типичным для страны и более интересным».

Хрестоматии, а затем и учебники были созданы именно этой четверкой авторов, обеспечив все разделы тогдашней программы по географии. Также они выпустили учебник по общему землеведению и по страноведению как России, так и зарубежному.

С целью изучения методов преподавания естествознания и географии Барков несколько раз выезжал за границу — во Францию, Швейцарию, северную Италию, Германию, Австро-Венгрию. Эти поездки он совмещал с учительскими экскурсиями, в ходе которых знакомился с многими ландшафтами Западной Европы.

Мечта об Африке

До 1925 года Александр Сергеевич преподает непосредственно в школе, при этом 12 лет работает директором школы в Москве, а с 1920-го — заведующим школьным под — отделом Московского отдела народного образования. Затем он переходит на работу в высшие учебные заведения — в педагогические институты Москвы, а с 1931 года — в Московский университет. С 1926-го Барков — профессор, с 1935-го — доктор географических наук, с 1944-го — действительный член Академии педагогических наук РСФСР, а с 1943 по 1950 год — заведующий кафедрой физической географии зарубежных стран Московского университета.

Кроме того, Александр Сергеевич являлся активным членом Географического общества и Московского общества испытателей природы.

Он участвовал в экспедиционных исследованиях карстовых районов Московской области, Крыма, Пинеги, Жигулей, района Белгорода, Копет-Дага, при проведении проектных работ Волгостроя и при строительстве угольных шахт в Щекинском районе нашей области.

Многообразна деятельность А. С. Баркова, не прекращавшаяся до последних дней его жизни, в области школьной географии: создание учебников по географии для средней школы, публикации в журнале «География в школе», руководство географической секцией учебно-методического совета при Министерстве просвещения РСФСР, деятельность в Академии педагогических наук, разработка и чтение курса методики преподавания географии…

Если говорить о страноведении, то Барков особенно интересовался природой Африки. Находясь уже в преклонном возрасте, больной, переживший временную, почти полную потерю зрения, он неустанно следил за ходом изучения этого материка, находил силы быть в курсе его новейших исследований и к своему 80-летию закончил капитальную сводку по физической географии Африки.

28 декабря 1953 года смерть застала Александра Сергеевича за переработкой нового издания его «Словаря-справочника по физической географии» (он вышел в 1954 году, а затем еще раз в 1958-м).

Заслуги А. С. Баркова были отмечены орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, званием заслуженного деятеля науки РСФСР и медалью имени К. Д. Ушинского. В его честь названа одна из вершин на острове Парамушир.


Теги: Тульская область, общество, память, история, географ, ученый, Александр Сергеевич Барков.

Оставьте комментарий:

Ваше имя Ваш комментарий Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Оцените материал:  
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)

Материалы по теме:


Наши партнеры
Реклама