Культурный ответ санкциям

Культурный ответ санкциям
12.05.2017
Автор: Наталья ЗЕЛИНЬСКА
Фото: Festival&Contest

Российские вечера на родине Дж. Россини

Фестиваль-конкурс «Российские вечера в Италии», проходящий под патронатом министерств культуры двух стран с информационной поддержкой АРС-ПРЕСС, собрал более трехсот участников. Профессиональные артисты и любители из России, Узбекистана, Польши, Словакии, Швейцарии, Бельгии, Канады и, конечно, из Италии встретились на родине Дж. Россини в городе Пезаро.

Диалог культур

Поводом для проведения фестиваля «Российские вечера в Италии» стали… антироссийские санкции. В 2014 году бывший тогда почетным консулом РФ в регионе Марке (сегодня он — пожизненный почетный консул) профессор Армандо Джинези задумал фестиваль как своеобразный диалог культур, возможность для двух народов лучше узнать и понять друг друга. Инициатива оказалась более чем жизнеспособной. Желание принять участие уже в первой конкурсной программе — фестиваль прошел в Габичче Маре — выразили тогда итальянские солисты и целые коллективы, а также россияне, проживающие в странах Европы и непосредственно в Российской Федерации.

«Ответный» фестиваль-конкурс «Итальянские вечера в России» прошел в конце 2016 года в Туле. На лучших сценических площадках города выступили профессионалы и самодеятельные артисты, ученики музыкальных школ и колледжей. В Выставочном зале разместили свои работы художники и фотохудожники.

К третьей встрече высокие стороны пришли, можно сказать, во всеоружии: обоюдный интерес к российской и итальянской культурам был очевиден. Возможность привлекать публику на массовые мероприятия — тоже. У фестиваля появились настоящие друзья во многих городах и странах. Более того, его признали официальные лица на самом высоком уровне. И тот факт, что третья встреча состоялась в театре Россини — на одной из лучших сцен Европы,— еще одно тому подтверждение.

Кроме того, чиновники и политики, как люди искушенные, не могли не понимать, что событие такого уровня даже в не самый, мягко говоря, высокий сезон привлечет в город туристов, каждый из которых переночует в отеле, поест, выпьет (хотя бы кофе), купит на память сувениры. Это как минимум. Ни одному итальянскому (да и российскому тоже) городу это не помешает. А ведь совершенно не исключено, что кто-то пожелает вернуться — и в Пезаро, и в Тулу,— благо оба города обладают достаточно интересной историей и уникальными обычаями. Именно об этом говорил министр Пезаро по связям с общественностью Люка Бартолуччи, это же чуть позже подтвердил и Маттео Риччи, мэр Пезаро. Он подчеркнул, что если бы городу не было нужно такое мероприятие, о театре Россини можно было бы только мечтать.

О пользе дилетантизма

Бесспорно, престиж фестиваля-конкурса растет, но неизменным остался его не столько даже неполитический, сколько надполитический характер.

— Простые люди во всем мире — и Италия с Россией здесь не исключение — стремятся к миру,— говорит нынешний почетный консул России в регионе Марке Марко Джинези.— Поэтому правильно было бы показать их стремление самым понятным способом — через искусство. В том числе и через народное искусство, традиции, фольклор — всё, что можно считать основой, истоками искусства профессионального.

Еще одна сложившаяся традиция — демократичный подход к подбору участников: возраст конкурсантов в Пезаро колебался от 4 до 76 лет. Степень их подготовленности и профессионализма также не имела особых ограничений. Собственно, критерий был, но всего один. Его сформулировал инициатор «Российских вечеров в Италии» профессор Армандо Джинези.

Кто-то может упрекнуть нас в дилетантизме,— сказал он на открытии выставки живописных и фоторабот.— Но я специально интересовался значением этого слова. Если вникнуть поглубже, то поймешь, что дилетант — это человек, которые делает что-либо с удовольствием. И мы — за такой дилетантизм. За то, чтобы люди искусства выражали свои эмоции, получали удовлетворение не столько от гонорара, сколько от творческого процесса.

Знай наших!

Тулу на фестивале представили студентки музыкального колледжа им. А. Даргомыжского Мария Грошева и Анастасия Бурова. Они уже выступили в рамках фестиваля в Туле, и Мария стала лауреатом. В Пезаро девушки также удостоились дипломов.

Младшая в большой семье Буровых Анна учится в музыкальной школе при колледже.

— Я — народница,— гордо объявила она. А по итогам выступления получила диплом второй степени.

Еще одна солистка из колледжа Эрика Бигони выступила в номинации «Академический вокал». Выступила достаточно успешно — «по своим возможностям». Эрика уже не боится выходить на сцену, она нравится публике и понимает это. Как и то, что для полноценного успеха надо учиться дальше. И Эрика собирается поступать в «Гнесинку» уже в этом году…

Европейский балет со знакомым акцентом

Хореография на сцене театра Россини преобладала. При этом ни одна школа из России участия в конкурсе не принимала. Зато приехали коллективы и солисты со всей Италии. И не только.

Изящная и улыбчивая Гузель Усманова-Гобе уже давным-давно живет в Швейцарии — вышла замуж за музыканта, родила троих детей. Открыла школу балета «Танцуем, как Нуриев». Говорит: важно, чтобы дети помнили о достижениях ее великого земляка. И о достижениях российской культуры. Для этого Гузель ежегодно проводит сабантуй в Швейцарии. Всем нравится.

На фестиваль школа «Танцуем, как Нуриев» представила два номера. Ученица Гузель Сара Гималова танцевала современную версию «Спящей красавицы» и заняла в своей номинации первое место. Сама наставница выступила с башкирским народным танцем. Она словно порхала по сцене — какие там годы, дети, заботы…

К слову, о славных именах помнит не только Гузель Усманова-Гобе. Одна из итальянских школ балета носит имя Майи Плисецкой. А уж среди имен балетмейстеров — большинство русские. Русские итальянцы. И такое бывает.

Фольклор — наше всё

Жюри долго не могло прийти к единому мнению относительно Гран-при. Было понятно, что главную награду получат представители номинации «Фольклор». Но и здесь было из чего выбирать. Нарофоминская «Сударушка» не в шутку претендовала на повторение тульского успеха. «Девчата» из Словакии рассчитывали на победу в не — меньшей степени. И победили.

С якутской народной песней выступила и Марианна Романова — ее номер был признан лучшим в предварительном интернет-конкурсе. На фестивале она удостоилась специального приза культурной ассоциации «Festival&Contest» — за усилия по сохранению творческих традиций своего народа.

— У меня же трое детей,— плакала от счастья хрупкая Марианна после объявления результатов.— Муж не хотел, чтобы я работала. А я не могу допустить, чтобы наше искусство пропало, ушло в небытие. Я так рада, что меня заметили, оценили. Здесь такие замечательные люди…

До встречи в Туле!

Надо ли удивляться, что в день гала-концерта переполненный театр Россини буквально утопал в овациях и восторгах!

— Мы поражены форматом действа,— скажет позже Джанфранко Мариотти, директор знаменитого на весь мир «Россини Опера Фестиваля», который проводится в Пезаро в августе.— 1 мая люди обычно уезжают за город и на полный зал рассчитывать трудно, а тут — аншлаг и полный восторг. Это успех нашего города. Не исключаю, что в таком фестивале в Пезаро, в Туле могут принять участие и студенты консерватории Дж. Россини, будущие лауреаты «Россини Опера Фестиваля».

Художественный руководитель фестиваля Жанна Байбакова сообщила, что министр культуры Тульской области Татьяна Рыбкина подтвердила проведение очередных «Итальянских вечеров в России» в Туле.

0


Теги: Тула, Италия, культура, фестиваль, конкурс, Российские вечера в Италии, фольклор, лауреаты, дилетантизм, Festival&Contest

Возврат к списку

Оцените материал:  
(Нет голосов)

Материалы по теме:



Новости наших партнеров

Добавить в Яндекс
«      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
«   2017  

Мы ВКонтакте
Опрос

Модуль опросов не установлен.

Мы на Facebook

Наш QR - код
        QR - код
Наверх