Понедельник 09 декабря

Натворили

Назад

08.07.2016

     0

Автор: Олег БОНДАРЬ

Фото: Сергей ШМУНЬ

Натворили



Сериалы и художественные фильмы в нашем городе снимали не раз. Теперь к этому списку прибавилась еще одна картина — анимационная. Над ее созданием трудились тульские школьники.

Точка, точка, запятая…

К назначенному времени у экспозиционного зала в музейно-выставочном центре «Тульские древности» начинают собираться дети. На вид им лет по 6–10. И ведут себя они сообразно возрасту — шумят, смеются… Но когда в фойе стремительно входит девушка с увесистыми сумками наперевес, шум смолкает. Очевидно, это и есть самый главный человек, которого здесь с нетерпением ожидают. После приветственных слов компания деловито перемещается в музейный зал. Содержимое сумок в один момент раскладывается на нескольких столах и тут же со знанием дела распределяется по назначению. На одном краю — коробки с цветными карандашами и листы бумаги; на другом — папки с вырезанными фигурками персонажей и различными деталями к ним. А девушка устанавливает настольную лампу рядом со штативом, на котором уже закреплен фотоаппарат. Так в несколько мгновений часть помещения превращается в съемочный павильон. После завершения подготовительного процесса удается узнать, что энергичная девушка — это художник-мультипликатор Анна Карюхина.

— Сегодня мы будем в основном снимать,— объявляет детям план занятий Анна.— Нам осталось снять титры, крупные планы стрельбы из лука и плач Мамая, а также переснять сцену с князем, над которой мы работали в прошлый раз — не в фокусе получилось…

Мультфильм о Куликовской битве по мотивам летописного «Сказания о Мамаевом побоище» — это совместный проект коллектива «Studio ANIMA» и музея «Тульские древности». В течение июня два раза в неделю проводились мастер-классы по мультипликации. Съемки анимационной ленты проходили одновременно с учебным процессом. Участвовать в этом могли все желающие дети в возрасте от шести до пятнадцати лет.

— Основной костяк авторского состава составили пять-шесть учеников, которые посещали все занятия,— поясняет художник-мультипликатор.— Остальные появлялись один-два раза, но все равно свою лепту внесли. Тот, у кого не получалось рисовать, активно анимировал сцены. Кто-то нашел себя в записи реплик и голоса за кадром, а кто-то — в операторском деле, нажимая на клавишу компьютера при наборе кадров ленты. Так что авторов у этого мультика достаточно много.

Плач Мамая

Даже тот, кто появился лишь на заключительном занятии, без дела не остался.

— Я посмотрел по телевизору передачу о том, как снимают мультфильмы, и меня это весьма заинтересовало,— говорит пятнадцатилетний школьник Дмитрий Качалов.— А уж когда с помощью интернета узнал об этих мастер-классах, твердо решил сюда прийти и попробовать свои силы в качестве мультипликатора. Мне кажется, что у меня это неплохо получилось. Жаль только, что пришлось побывать всего на одном мастер-классе.

Дмитрий получил задание нарисовать лицо Мамая для съемки крупного плана плачущего монгольского полководца после поражения в Куликовской битве. В качестве наглядных пособий юным художникам предлагалось обращать внимание на экспозицию выставочного зала музея, иллюстрирующую Куликовскую битву. Помимо самого изображения лица Мамая, вырезанного из бумаги по контуру, необходимо было подготовить и несколько накладных деталей к нему: различные варианты пластики рта, закрытые и открытые глаза, а также капли слез. Во время съемки анимационные фигурки и детали закрепляются на мультстанке с помощью крошечных кусочков пластилина. При помощи фотоаппарата делается снимок. Затем на макет накладывается следующая деталь — например, если глаза были открытыми, то на лице закрепляются уже закрытые. Подобную смену элементов повторяют несколько раз. В результате после монтажа всех кадров получается картинка моргающего Мамая. Подобным способом воссоздается и видеоряд речи героя одновременно с капаньем слез из глаз.

— Сценарий написан мной,— говорит Анна Карюхина.— Все предельно просто и понятно. Княгиня провожает князя Дмитрия Донского на бой. Сергий Радонежский благословляет князя. Собирается войско русичей и переправляется через Дон. Там наша дружина встречается с ордынским войском. Сперва происходит поединок Челубея и Пересвета, а затем и сама легендарная битва. Войско возвращается с победой в город.

Мультипликация — дело тонкое

Какие именно сцены на каких занятиях будут сниматься, Анна распределила заранее. Продумала также основные действия, которые необходимо воссоздать. Но творческий процесс потому и называется творческим, что в нем многое непредсказуемо. Во время моделирования сцены возвращения князя в город, по задумке, княгиня должна была встречать войско, просто выглядывая из окна. Кто-то из детей предложил нарисовать княгине ручку и поднять ее вверх. Сняли несколько вариантов положения руки. В итоге получилось, что героиня ею машет и приветствует победителей. Находка сцену оживила. Не менее эффектной оказалась и анимационная картинка городской площади, над которой восходит солнце. Во время съемки кто-то случайно стал двигать настольную лампу в сторону. Смещение света натолкнуло детей на мысль: снять восход солнца с постепенным появлением света в кадре. Так и сделали. Фотоаппарат щелкал кадры, а лампу приподнимали из-за стола. Эффект восходящего солнца вызвал бурную реакцию не только у детей, но и у родителей, наблюдающих за происходящим со стороны.

При создании рисунков для фильма использовались карандаши с блеклыми оттенками. Яркие тона исключались. По мнению наставника, это помогло выдержать стиль книжных иллюстраций былинных сказаний.

Продолжительность картины — полторы минуты.

— Мультипликация — это очень долгий процесс,— поясняет Анна Карюхина.— Чтобы получить большой хронометраж, нужно снять много промежуточных кадров. На это требуется немало времени, а дети в силу своего возраста достаточно непоседливы. Мы избежали подробной мультипликации с микроизменениями в кадре. Именно поэтому все физические действия в нашем мультике получились рваными, лишенными плавной пластики. Но чтобы объяснить детям сам принцип создания анимации, этого оказалось достаточно. К тому же в подобной угловатости есть своя прелесть.

По словам руководителя съемок, не исключено, что мультфильм может стать участником одного из детских анимационных фестивалей, которые регулярно проводятся в стране. А в самое ближайшее время можно ожидать появления ленты на youtube.

Теги: Тула, культура, мультипликация, дети, мастер-класс, мультфильм, Куликовская битва

Оставьте комментарий:

Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Оцените материал:  
(Нет голосов)

Материалы по теме:


Наши партнеры
Реклама