Здесь живет будущее

Здесь живет будущее
16.10.2015
Автор: Тамара ГОЛОВИНА
Фото: Дмитрий ЛИТВИНОВ

На прошлой неделе в Тульском драмтеатре посмотрела моноспектакль Евгения Гришковца, модного современного писателя, постановщика и исполнителя пьес, сценарии к которым он пишет сам. В этот раз Гришковец исполнял роль Сердца. Оно задавало вопросы и высказывало претензии человеку, который как должно не бережет свою жизнь, обеспечиваемую ему бьющимся в груди мотором. Очередная реплика Сердца вызвала бурную реакцию в зале: оно посетовало на сложно психологически объяснимую тягу своего хозяина к плохим новостям, с маниакальным упорством желаемым им видеть и слышать в интернете, телевизоре, по радио. Большинство зрителей узнали в герое Гришковца себя и удивились собственному безумию — ведь наша нормальность определяется прежде всего стремлением к интересной качественной жизни, к созиданию и добру. Понять это легко, если получше всмотреться в себя, в мир рядом с собой, в близких и любимых людей.

Именно такой полноценной жизнью наполнен Тульский Центр образования № 1 имени Героя России Горшкова Д. Е. Это я почувствовала, едва переступив порог школы. Она интересна многими аспектами, причем речь идет не только о процессе накопления необходимых знаний учениками, а о новаторских, важных ребятам идеях, которые они реализуют с помощью своих наставников. Внеклассные занятия, кружковская работа, спортивные секции, школьное телевидение, каток, нестандартные концерты (например, вчера такой проходил в стилизованном под осенний лес зале) — все это по-хорошему привлекает школьников.

И еще важно, что здесь патриотизм, любовь к Родине, и малой и большой,— не лозунговая политика. Уважение к памяти человека, чье имя носит учебное заведение, живет в мальчишках и девчонках. Недаром в дни, посвященные выпускнику школы Дмитрию Горшкову, они несут к его мемориальной доске цветы и активно участвуют в мероприятиях, проводимых омоновцами. Именно в этом подразделении служил Д. Горшков вплоть до своей героической гибели во время чеченской войны. Естественно, что год 70-летия Великой Победы для школьников — событие особое, к нему готовились долго и тщательно. Ребята понимают, насколько важна эта Победа для россиян, всего цивилизованного человечества. Особенно в сегодняшней мировой обстановке, провоцирующей военные конфликты то в одной точке земного шара, то в другой.

Собственно говоря, неудивительно, что в школе серьезно восприняли принятие Правительством России, по сути дела, очень патриотичной концепции развития математического образования в стране. Во многом утраченные в новейшей России позиции в школьной подготовке необходимо не просто вернуть на уровень советских времен, но и скорректировать их с учетом требований современности, в которой правят бал компьютерные и нанотехнологии, программирование и микроэлектроника… В сегодняшних мировых реалиях страна нуждается в высокопрофессиональных кадрах прорывного уровня во всех сферах нашей жизни. Но, пожалуй, наиболее остро — в ученых, способных генерировать прогрессивные идеи, и в разработчиках опережающих время технологий и изделий, способных вывести нашу страну на качественно новый уровень, в лидеры мировой экономики. Если хорошо образованный, талантливый и творческий кадровый потенциал подкрепит природный и энергетический капитал России, то ее народ сможет уверенно смотреть в будущее.

По пути Шипунова и Грязева

Меня порадовало то, что задачи, стоящие перед гражданами страны, прекрасно понимают восьмиклассники, пришедшие учиться в специализированные классы. Будь то гуманитарное, экономическое, химико-биологическое или физико-математическое направление, хорошее базовое образование будет дано всем без исключения, а специализация поможет определить ребятам свою дорогу в будущую профессию. Корреспондентов «Молодого коммунара» особенно интересовал физико-математический выбор ребят, поскольку Тула — оружейная столица России, а поэтому ученые, инженеры, квалифицированные рабочие высокого уровня ей очень нужны.

Директор МБОУ «Центр образования № 1 им. Героя России Горшкова Д. Е.» Вера Витальевна Сошнева говорит, что коллектив готовился к организации специализированных классов около двух лет, взвешивал все «за» и «против». Создавались классы робототехники, математического моделирования… Курсы повышения квалификации закончили учителя математики, физики, информатики и других дисциплин. Было закуплено и подготовлено много новых современных пособий, моделей, интерактивных экспонатов, даже конструкторских наборов нового поколения для детей с первого по седьмой класс по развитию логического и пространственного мышления и навыков моделирования.

— Главное, чтобы процессы обучения сочетались с игровыми моментами, с желанием ребят мыслить и делать что-либо своими руками. В наборах для моделирования,— поясняет Вера Витальевна,— нет инструкций. Простор для творческой фантазии — безграничный, а любые интересные инициативы учащихся поощряются.

— Хорошо, что тяготение ребят к тому или иному предмету можно будет в определенной степени увидеть еще в начальных классах. У родителей будет время подумать, какую специализацию лучше выбрать для своего ребенка, подготовить его к ней. Но школьники, пришедшие 1 сентября этого года в специализированные классы, такого обдумывательного периода были лишены. Видимо, многим из них новшества в обучении даются непросто?

— Тем не менее ребята, выбравшие специализацию, в подавляющем большинстве с задачами справляются. Это необходимость. Мы понимаем,— говорит В. В. Сошнева,— что во все времена образование и интеллект были национальным достоянием. Мы ведем большую проф — ориентационную работу, в частности, давний добрый партнер школы, помогающий нам решать ряд вопросов,— ОАО «АК „Туламашзавод“. Евгений Анатольевич Дронов, генеральный директор предприятия, приглашает учащихся на завод, где их знакомят с производством как потенциальных будущих работников. Уверена, что через несколько лет многие сегодняшние школьники пополнят коллектив Туламашзавода и не только этого предприятия.

Впрочем, пойдемте в классы, посмотрите сами, как идет процесс обучения, поговорите с педагогами и школьниками. Вам многое станет ясным, и вы поверите, что Шипуновым, Грязевым, Ганичевым, Макаровым, Стечкиным быть!

Серьезная мотивация

Образовательный центр гремел переменой. В просторных, хорошо оборудованных холлах и рекреациях есть где побегать и поиграть; в столовой можно вкусно и сытно поесть, а в прекрасно обустроенной библиотеке заглянуть в необходимую для пополнения знаний к предстоящему уроку книгу или планшет…

Звонок — и перемена замолкает, деловая жизнь активно течет в классах. Заглядываем в первый попавшийся на пути — 4-А. Здесь идет урок английского языка. Пособия игровые. Детвора выкладывает предложения из бело-черных шашечек, им это занятие интересно, а тема в игровом формате легче усваивается. Из этого класса идем в следующий. Урок физики ведет учитель Ольга Алексеевна Росохач, она преподает и в физико-математических классах. По ее мнению, ребята, вопреки сетованиям некоторых скептически настроенных взрослых, одаренные, умные, в основном стремящиеся к знаниям. Им интересно работать над школьными проектами, проявлять инициативу, самостоятельно мыслить. Толк из них будет!

А вот и 8-А, физико-математический класс. Сейчас он разбит на подгруппы: первая — на уроке математики, вторая — английского. Здесь любопытно поговорить со всеми, спросить, почему учащиеся выбрали не самую простую специализацию, ведь математика — предмет сложный. Но необходимость более серьезного отношения к преподаванию физики и математики в школе назрела давно. Ученые и промышленники били во все колокола о необходимости изменения образовательных программ, поскольку школьные знания подавляющего большинства выпускников оставляют желать много лучшего. А они — базовые как для технических вузов, так и для ССУЗов. А от выпускников этих учебных заведений уже напрямую зависит техническое будущее страны. И то, что пришли такие изменения,— хорошо. Директор школы считает, что необязательно все ребята пойдут учиться на инженеров или в науку, но знания они получат крепкие, необходимые во многих сферах жизни.

— Сейчас,— говорит Вера Витальевна,— закладывается успешное будущее страны этак 2030-х и далее годов. Ребята это, к счастью, понимают. Не без нашей помощи и родительского напутствия, конечно, но в результате мотивация нынешних восьмиклассников по выбору специализированных классов заслуживает уважения. Поэтому лучше узнать о ней поподробнее от них самих. Послушаете ребят и поймете, что нам есть кому доверить будущее страны…

Учитель математики Людмила Вячеславовна Мигалина в школе уже 15 лет. Подготовила немало ребят, доказавших серьезность полученных знаний своим поступлением в самые престижные технические вузы страны, например Бауманку, Высшую школу экономики, МАИ… Сама Людмила Вячеславовна постоянно учится, совершенствуя квалификацию в соответствии с современными требованиями. Она считает, что специализация необходима для возрождения качества образования, получаемого учащимися в СССР, а также для достижения мирового уровня базовой подготовки школьников. Ребятам непросто, так как резко усложнились ставящиеся перед ними задачи, и даже учебники у них куда более мудреные, чем в обычных классах. Например, алгебру осваивают по книге Ю. Макарычева, предназначенной для углубленного изучения предмета. Учащиеся стремятся к постижению наук, тем более что многие из них увлечены математикой, черчением, конструированием, с удовольствием после уроков занимаются дополнительно физикой, математикой, 3-Д моделированием (благо в школе есть современный принтер), робототехникой…

Кстати, о робототехнике и школьном телевидении стоит сказать особо. Под руководством молодых учителей Александра Самедова и Ильи Карпова детвора с удовольствием собирает роботов из унифицированных деталей, а затем устраивает целые представления и организовывает игры. А супружеская пара Алексей Николаевич и Людмила Павловна Артюх создает школьные телепрограммы вместе с учащимися уже около девяти лет. Новостное телевидение работает в режиме online, оно стало одним из важных составляющих школьной жизни.

Есть в образовательном центре и такой кружок, как «Юный чертежник», ведет его выдумщица и заводила Валентина Алексеевна Антипова, стаж работы которой в школе около 30 лет. Но несмотря на это, а может быть, именно за молодой задор, здороваясь с нею, ребята кричат: «Здравствуйте, Юный чертежник!».

Весело в школе! Но вот к выбору будущей специальности и пути в профессию ребята в основном подходят серьезно. Послушаем восьмиклассников и, может, больше поймем своих детей и внуков, которым не откажешь в здравомыслии, хорошем прагматизме и оценке сегодняшних и будущих экономических и политических раскладов в стране, остро нуждающейся в талантливых технарях.

Например, Андрей Желманов выбрал физико-математический класс осознанно, так как хочет поступать в технический вуз и стать инженером.

Кирилл Дронов мечтает стоять на страже здоровья людей и разрабатывать медицинскую технику.

Даниил Алдошин собирается учиться на машиностроительном факультете ТулГУ, чтобы стать специалистом по автоматическим системам.

Евгений Орлов видит свое будущее в разработке мощного прорывного оружия и, скорее всего, будет после школы поступать в ТулГУ для получения оборонной специальности.

Полину Романову привлекает атомная физика, ее загадки и возможности, поэтому она учится в физико-математическом классе. Мотивация у нее вполне разумная и современная: атомная физика — не только перспективное направление науки и производства, специалисты-атомщики хорошо зарабатывают.

Еве Соломатиной нравятся точные науки, и хотя она еще не определилась с будущей специальностью, но уверена, что школьные знания помогут ей в этом.

Яна Кучерова хочет стать или учителем физики или заняться в будущем развитием медицинской науки. Математика в этом деле точно не лишняя.

Ульяна Смирнова намерена стать предпринимателем, организовать собственное производство продуктов, ей знание математики в деле импортозамещения тоже необходимо.

Софье Сапрыкиной интересно программирование. Она намерена стать хорошим специалистом в этой сфере.

В планах Георгия Ситникова связать свою профессиональную судьбу с архитектурой, проектировать красивые и удобные загородные дома, в которых комфортно жить.

Анне Хухрянской хочется освоить специальность программиста. Востребованная и хорошо оплачиваемая профессия.

Екатерине Бабаниной интересна геометрия. А вот кем станет в будущем, она еще не решила. Может, архитектором или мостостроителем…

Вторая часть класса осваивала новую тему на уроке английского. Преподаватель Дарья Игоревна Потапова пояснила корреспондентам, что изучение языка в специализированных классах тоже претерпевает изменения. Например, в физико-математических классах вводятся в программу технические понятия и термины, способные помочь в переводе специализированных текстов.

А ребята снова приводили доводы, объясняющие выбор специализации.

Анастасия Мазурова увлечена геометрией. Поступать собирается в ТулГУ для того, чтобы стать высококлассным инженером.

У Анны Пронькиной любимые предметы физика и математика, она считает, что из нее может получиться хороший инженер.

Им вторит Дарья Аленина, которая полагает, что сегодня инженер — очень востребованная специальность, поэтому ее нужно освоить как должно.

Даниил Полосин думает поступать в Тульский госуниверситет на инженерную специальность. Говорит, что будет работать на одном из тульских оборонных предприятий.

Софья Головина первоочередной задачей видит успешную сдачу ЕГЭ, в которой физика и математика очень важны. А потом уже будет определять, какая профессия ей ближе. Она справедливо считает, что точные науки развивают умение мыслить логически.

Марине Гнутовой точные предметы даются легко, в ее увлечениях — конструирование. Судя по всему, из нее выйдет разработчик.

Анастасия Соколова любит решать сложные задачи по физике и математике, искать неординарные варианты. Может, ее ждет слава Софьи Ковалевской или она шагнет дальше знаменитого математика?

А у Ольги Жариковой планы пока менее грандиозные, но тоже значимые — хорошо сдать экзамены. А затем она подумает, как построить свою трудовую биографию.

Дмитрий Симаков, видимо, будущий классный программист. Он увлечен этой профессией, поэтому хочет быть технически подкованным.

Илья Усланов собирается стать врачом, но думает, что точные науки ему пригодятся.

Максим Татарченко алгебру и геометрию любит, а хочет быть поваром, готовящим такие блюда, что непременно всем придутся по вкусу. Почему учится в специализированном классе? Считает, что знания по ведущим дисциплинам нужны в любой профессии. И он прав. Сейчас даже юристы, врачи, литераторы пользуются в описании процессов и их оценке скупым и точным языком математики. Реалии времени.

Вадим Перчиков уже точно решил стать хорошим инженером. Говорит, что за этой профессией — будущее, и он, как специалист, всегда будет востребован. В Туле много предприятий, которым без высококлассных технарей не обойтись…

Навстречу школам

Вот так. Это спектр мнений отдельно взятого класса в отдельно взятой школе. О динамике развития специализации образования мы расскажем и на примере других классов в различных тульских учебных заведениях.

Но вот о чем следует сказать особо. Когда «Молодой коммунар» открывал на своих страницах актуальную для сегодняшней экономической ситуации рубрику «Кадры для оборонки», то в материалах по этой теме руководители ведущих тульских предприятий говорили о необходимости «вести» потенциальное кадровое пополнение еще со школьной скамьи. Например, именно такая тактика была у знаменитого разработчика современных видов оружия, руководителя КБП А. Шипунова. Стремятся искать талантливых ребят на этом ведущем в регионе предприятии ОПК и сегодня — проводят дни открытых дверей, следят за успехами членов кружка «Юный техник», активно работают со студентами; в КБП даже есть кафедры, совместные с ТулГУ. И не только в КБП, но и на других тульских предприятиях занимаются подготовкой кадров. Но, видимо, одному из главных звеньев этого процесса уделяют внимания недостаточно.

Вот и В. В. Сошнева считает, что в технической подготовке ребят — профориентирование должно занимать ведущее место. Это направление следует развивать тульской оборонке, налаживая продуктивные связи не только с вузами и колледжами, но и со школами. Тем более что в них много ребят, живо откликающихся на внимание и благодарных за науку. Потенциальные кадры для Тулы…

Материалы по теме:

В десятке лучших

Новые кадры — уже сейчас

Укрощение «Вулкана»

Мы хотим всем рекордам…

Валерий Фимушкин. Вся жизнь — в КБП

«СПЛАВ» — бренд тульский, российский и мировой

Академики в ТулГУ

«Оружейная Россия»

Кадры для оборонки: ТулГУ в числе лучших

Предприятия простаивать не будут

Служат Отчизне

Безопасность Родины — наш святой долг

Оружейник — это звучит гордо

Это наш праздник!

Служим России!

КБП: к новым целям с памятью о прошлом

ТГПУ им. Л. Н. Толстого: готовим не только педагогов

Кузница кадров для промышленности

Слагаемые успеха Тулаточмаша

Вместе навсегда

Тульские «Панцири» прикроют Арктику

Средства на ветер не бросают

Туляки представляют свои разработки на Russia Arms Expo 2015

Предприятия + вузы

Ровесник военной эпохи 

«Шлем» ожил 

Тульское КБП испытывает «Панцири» в Арктике 

Впервые за границей представлена уникальная разработка тульского КБП

Тульский патронный: всё для фронта 

ТОЗ этот день приближал как мог 

Для обороны, спорта и охоты 

Завод — вуз — завод 

Таких людей не забывают

Предприятия ВПК Тульской области гособоронзаказ выполнили 

«Золотая идея» за продвижение на экспорт РСЗО 

Тульский оружейный завод — лауреат премии «Тульский бизнес 2014» 

Индия заинтересована в продукции тульского «Сплава» 

«Школа молодого инженера-2014»: Тульский машзавод готовит кадры для оборонки 

В тульском КБП обсудили развитие высокоточного оружия 

Альма-матер — ТулГУ, место работы — КБП

Кому кризис не страшен

Три кита антисанкционной политики


0


Теги: Тула, образование, школа, Тульский Центр образования № 1, учителя, школьники, профессия, Кадры для оборонки

Возврат к списку

Оцените материал:  
(Нет голосов)

Материалы по теме:



Новости наших партнеров

Добавить в Яндекс
«      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
«   2017  

Мы ВКонтакте
Опрос

Модуль опросов не установлен.

Мы на Facebook

Наш QR - код
        QR - код
Наверх