mk.tula.ru

mail@mk.tula.ru

тел.: (4872) 31-65-65, 21-14-80

Суббота 17 ноября

Наталья Поленова: «Моя задача — сохранить поленовский мир»

Возврат к списку

11.09.2015

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: Екатерина БУРАКОВА

Краеведение/Культура Наталья Поленова: «Моя задача — сохранить поленовский мир»



Директор Музея-заповедника В. Д. Поленова — о сбережении традиций и новых веяниях, музейном коллективе и разделении обязанностей, о популяризации имени художника в Европе и по всему миру.

Наталья Федоровна Поленова руководит музеем-заповедником своего знаменитого прадеда на берегу Оки с 2012 года. На этом посту она сменила свою мать, уступив ей место зама по науке.

Наталья Поленова родилась и росла в музее, начав с пяти лет водить экскурсии для посетителей, и казалось, что к роли руководителя ее готовили с детства. Впрочем, прежде чем возглавить поленовский коллектив, правнучка художника получила два высших образования, стажировалась в европейских музеях, закончила курс рынка искусств при аукционном доме Кристис, училась управлению в бизнес-школе INSEAD.

— Наталья Федоровна, как вы разделяете обязанности с Натальей Николаевной, которая возглавляла музей больше 20 лет и, пожалуй, знает музейное хозяйство как никто другой? Как вас принял коллектив?

— Я не была для них новым человеком, коллектив хорошо меня знал, и все, наверное, понимали, что рано или поздно я буду руководить музеем. Наталья Николаевна долгое время была для меня начальником: я слушала ее и как мать, и как профессионала-музейщика и старалась ни в чем не перечить. Она выполняла работу так, как это требовалось в данном месте и в данное время.

Моя профессиональная деятельность развивалась по своей траектории: я работала на телевидении, в СМИ, потом стала экспертом по русской живописи конца XIX — начала XX века, а затем музеологом. В общем, попробовала себя во многих ипостасях, прежде чем вплотную заняться музеем. Моей сильной стороной было двуязычие и двукультурие — культурная биполярность, поэтому часть моего профессионального становления и деятельности проходила во Франции.

Когда Наталья Николаевна считала нужным, она привлекала меня к работе здесь, в Поленово. Но Поленово всегда была ее вотчина, и мы это прекрасно понимали. даже отец (Федор Дмитириевич Поленов, внук художника.— Д. Л. ), видя, что она здесь настоящая хозяйка, отдавал ей бразды правления, поскольку видел, как музей расцветает в ее руках. Она — абсолютно гениальный хозяйственник. Я же по своей сути — куратор, промоутер и культуртрегер. В хозяйственную часть Натальи Николаевны я не лезу, поскольку здесь она профи, хотя как директор, естественно, в нее посвящена.

— Вы упомянули о своей культурной биполярности. Откуда она в вас?

— Часть нашей семьи живет во Франции, и, чтобы сблизиться с ней, а быть может, следуя дворянским традициям, в 7 лет меня отдали в одну из лучших французских школ Москвы, которая, кстати, носит имя Поленова. Там я училась, а лето проводила у своих родственников во Франции. Так что по-французски стала говорить рано и хорошо.

— С Францией связано и ваше профессиональное музейное образование…

— Первый диплом я получила на социологическом факультете МГУ. Потом, когда немного подросли дети (у Н. Поленовой двое детей — мальчик Василий и девочка Наталья.— Д. Л. ), поехала во Францию, где поступила в Школу Лувра на специальность «Музееведение». Я постоянно учусь, постигаю новые модули, курсы…

Но я также прекрасно понимаю, что один ничего не значит, успех любого дела — это работа команды. Поэтому собрать профессиональную надежную команду в музее — одна из моих целей. Я очень ценю профессионалов и терпеть не могу дилетантства.

— Какой вы видите эту команду?

— Сейчас в Поленово работают люди, которые страстно увлечены и преданы своему делу, которые работают здесь по своему эмоциональному призванию. Мне бы хотелось продолжить эту традицию и создать коллектив (ведь не секрет, что многие наши сотрудники уже в возрасте и рано или поздно покинут свои места), где будут работать люди, которые мотивированы не только рождением на этой земле, но и чем-то большим. Мне бы хотелось, чтобы Поленово привлекало профессионалов, которые чувствуют, что работать здесь престижно, что здесь можно профессионально вырасти, реализоваться.

— Вы родились в Поленово, учились в Москве, работали во Франции… Где себя чувствуете наиболее комфортно?

— Конечно, здесь, у себя дома. Выступая на конференциях, проводя презентации поленовских проектов в разных городах и странах, я всегда с гордостью говорю, что я — из Тульской области, я — посол Поленова.

— Наталья Грамолина любит говорить, что музейная работа — постоянная борьба. Согласны ли вы с этим и с какими вызовами сталкивается Поленово сегодня?

— Да, вся наша жизнь — борьба. Музей борется за территориальную целостность, за сохранность коллекции, за то, чтобы семья оставалась здесь и хранила это бесценное наследие. Поленово — это ведь целый мир, а не просто учреждение культуры. Этот мир меняется, появляются новые технологии и вместе с ними новые угрозы. Вот, например, интернет. Для удобства посетителей мы сделали в центре усадьбы бесплатный wi-fi. Люди выкладывают в социальные сети фотографии из музея, но среди них по хэштегу #Поленово можно порой такое найти! Видимо, не все понимают наш культурный посыл. Вот он — один из новых вызовов.

Но в глобальном смысле я вижу своей задачей сохранить поленовский мир. Театр, музей, наш родной дом, большая поленовская семья и наши друзья — это особенный усадебный микромир, который должен существовать и в XXI, и в XXII веке.

— Во Франции вы активно занимаетесь продвижением имени Поленова и русских художников вообще. Расскажите немного об этой работе.

— В 2007 году вместе с другими потомками художника мы основали Ассоциацию Василия Поленова именно для тех целей, которые вы упомянули. Десять лет назад при активном участии внука художника Александра Ляпина в городке Вёль-ле-Роз в Нормандии был открыт пассаж русских художников. В этом году у старых ворот появился Поленовский сквер. Хотелось бы, чтобы это событие привело к большой выставке «Русские художники в Нормандии». Есть желание установить на фасадах домов в Париже, в которых останавливался и жил Поленов, памятные таблички. В общем, идей и планов много, и сколько есть сил, я их отдаю истории своей семьи.

— Активную работу вы сейчас ведете и в Израиле. Вышел фильм «Евангельский круг Василия Поленова», выставка постеров евангельского цикла художника открывается на Святой земле…

— Евангельский цикл Поленов считал главным делом своей жизни, и мне очень интересно узнать, почему он совершал эти паломничества, всю жизнь писал библейские сюжеты. Все мои поездки на Святую землю, которую я обожаю, связаны именно с этим. Привезти туда эти картины, снять фильм было моей мечтой. Сейчас, когда это сделано, мы готовим художественно-литературный путеводитель по поленовским местам, продолжая приоткрывать завесу над поездками художника.

Теги: Тула, Поленово, культура, интервью, Наталья Поленова, Василий Поленов, музей

Оставьте комментарий:

Ваше имя Ваш комментарий Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Оцените материал:  
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

Материалы по теме:


Наши партнеры
Реклама